Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 23:29, реферат
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур страны и населения, а также средства других государств.
Главным способом их получения является государственный кредит.
Я постараюсь раскрыть сущность государственного кредита, т.е. раскрыть его содержание, обнаруживающееся во внешних формах его существования, а также выяснить роль государственного кредита в экономике, т.е. выяснить род, характер и степень его участия в финансовой системе государства в рамках государственных программ развития национальной экономики.
Предусматривается обеспечить создание условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на достижении целей и решении задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективных расходов (таблица 2). Для создания эффективной системы управления государственным кредитом требуется реализация принципа общего (совокупного) покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Бюджет
на 2010 год по расходам в сумме
будет составлять 38 222 389 047 тыс. рублей исходя
из прогнозируемого объема доходов в сумме
35 522 389 047 тыс. рублей, а финансирование дефицита
республиканского бюджета в 2010 году будет
осуществляться согласно таблице 1.
Таблица
1 – Финансирование
дефицита республиканского
бюджета.
Тыс.рублей | |
Общее финансирование | 2 700 000 000,0 |
Внутреннее финансирование | –13 414 368,0 |
Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь | –100 000 000,0 |
кредиты Национального банка Республики Беларусь | –100 000 000,0 |
погашение основного долга по долгосрочным кредитам | –100 000 000,0 |
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц | 100 000 000,0 |
привлечение средств | 542 583 287,0 |
погашение основного долга | –442 583 287,0 |
Прочие источники внутреннего финансирования | –18 518 464,0 |
погашение основного долга | –18 518 464,0 |
из них погашение задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР на 1 января 1992 года | –18 518 464,0 |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом | 2 479 352 968,3 |
поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) | 2 569 130 033,0 |
увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) | –89 777 064,7 |
Изменение остатков средств бюджета | –2 474 248 872,3 |
из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития | –3 229 809 724,0 |
формирование государственного целевого бюджетного фонда | 3 509 443 172,0 |
использование государственного целевого бюджетного фонда | 279 633 448,0 |
Внешнее финансирование | 2 713 414 368,0 |
Кредиты международных финансовых организаций | 2 282 467 424,0 |
использование кредитов | 2 285 829 056,0 |
погашение основного долга | –3 361 632,0 |
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов | 430 946 944,0 |
использование кредитов | 927 174 112,0 |
погашение основного долга | –496 227 168,0 |
Примечание
– Источник: [6]
Таблица
2 – Перечень внешних
государственных займов,
обслуживание и погашение
которых осуществляются
с привлечением средств
республиканского бюджета
Кредиты Международного банка реконструкции и развития | |
Проект повышения энергоэффективности в Республике Беларусь (Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь) | Реализация
проекта повышения |
Проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере (Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь) | Реализация инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры в социальной сфере |
Проект по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь) | Реализация проекта по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС |
Проект развития систем водоснабжения и водоотведения (Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь) | Реализация проекта по развитию систем водоснабжения и водоотведения |
Заем на цели развития | Поддержка реформ в области экономической и социальной политики |
Кредиты
США (Товарно-кредитная корпорация) |
Зернопродукты |
(Министерство
сельского хозяйства и |
|
Кредиты Германии | |
Белорусскому государственному университету | Строительство здания учебно-лабораторного корпуса факультета международных отношений |
Кредиты Российской Федерации | Обеспечение сбалансированности расчетов во взаимной торговле Республики Беларусь и Российской Федерации |
республиканскому унитарному предприятию «Гомельское ПО «Кристалл» | Приобретение алмазного сырья |
Кредиты КНР | |
закрытому акционерному обществу «Белорусская сеть телекоммуникаций» | Реализация
инвестиционного проекта « |
Минскому республиканскому унитарному предприятию электроэнергетики «Минскэнерго» | Реализация
инвестиционных проектов «Реконструкция
Минской ТЭЦ-2» и « |
Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь | Реализация инвестиционного проекта по строительству линий по производству цемента |
Кредит банка «АБН АМРО» | Финансирование дефицита республиканского бюджета |
Кредит Международного валютного фонда | Поддержка платежного баланса и экономических реформ |
Кредит Европейского Союза | Поддержка платежного баланса и экономических реформ |
Макроэкономическая помощь | |
Кредит Турецкой Республики | |
республиканскому унитарному предприятию «Дирекция строящихся объектов Минспорта» | Реализация
инвестиционного проекта « |
Кредиты Германии, Италии, Европейского банка реконструкции и развития и другие иностранные кредиты, привлеченные под гарантии Правительства Республики Беларусь | Погашение просроченной задолженности организаций в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь |
Примечание
– Источник: [6]
Вывод:
Важная роль государственных заимствований
в рамках государственных программ развития
национальной экономики объясняется тем,
что во всём мире уже становится нормой
хронически пассивный платёжный баланс,
постоянный дефицит государственного
бюджета, недостаточность количества
ресурсов для проведения экономических
реформ и соответствующих им преобразований,
а также реализации инвестиционных проектов
и государственных программ. Однако использование
внутреннего и внешнего государственного
кредита ведет к образованию государственного
долга, который становится сегодня очень
актуальной темой развития национальных
экономик.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ханкевич Л.А. Финансы: практ. Пособие. – Минск: МНО, 2003. – 112 с.
2. Фисенко М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. Пособие / М.К, Фисенко. – Минск: Соврем. Шк., 2008. – 184 с.
3. Галицкая В.С. Финансы. Конспект лекций: учеб. пособие / СВ. Галицкая. М.: Эксмо, 2006. С. 90—91.
4. Бюджетный
кодекс Республики Беларусь. —
Минск: Национальный центр
5. Программой
социально-экономического
6. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О республиканском бюджете на 2010 год 29 декабря 2009 г. № 73-З.