Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

 

Современное государство выполняет разнообразные функции, требующие значительного объема финансовых средств, но в своей основной части не связанных с товарным оборотом. Это расходы на социальную поддержку низкообеспеченных слоев населения, рас­ходы на здравоохранение, на культурно-информационные цели, на образование, управление, оборону. В условиях здоровой экономики увеличение подобных расходов может содействовать ее саморазви­тию, так как вызывает дополнительный платежеспособный спрос на соответствующую продукцию, услуги, товары, стимулируя уве­личение их производства и рост национального производства.

В стагнирующей экономике ощущается недостаток налоговых поступлений для финансирования подобных мероприятий, так же как и свободных денежных средств у хозяйствующих субъектов и населения, которые могли бы быть мобилизованы путем займов. В этом случае единственным источником покрытия данных рас­ходов является дополнительная эмиссия денег. Помимо обязанностей финансирования непроизводственной сферы государство поддерживает жизнеобеспечивающие отрас­ли производственной сферы, которые в условиях кризиса являют­ся убыточными из-за необходимости поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости. Эта поддержка вы­ражается или в прямых ассигнованиях хозяйствующему субъекту, или в дотациях на возмещение убытков, или в компенсации пониженных процентных ставок банков при льготном кредитова­нии таких субъектов; возможно также гарантирование кредитов этим хозорганом. Во всех случаях происходят дополнительные денежные инъекции в экономику, как правило, не приносящие необходимой отдачи в виде адекватно полученного объема фи­нансовых ресурсов.

Инфляция оказывает пагубное воздействие на производственную сфе­ру, на материальное положение большинства слоев населения, на инвести­ционную деятельность.

Падение покупательной способности денег, выраженное в повышении цен на товары и услуги, изменение структуры цен подрывают материальное положение населения, особенно тех его слоев, которые получают низкие, а также фиксированные доходы. В результате отставания роста номинальных доходов населения от повышения цен происходит сокращение реальных доходов. Постоянное инфляционное обесценение доходов оставляет за чертой бедности все новые и новые массы населения. Сокращение производства усугубляет процесс социального неблагополучия за счет увеличения числа безработных: их содержание перекладывается на государство, в свою оче­редь, испытывающее трудности в связи с обесценением государственных доходов и увеличением расходов, в том числе и на социальные нужды.

Тяжелый удар наносят инфляция по инвестициям: долгосрочные вложе­ния средств становятся неосуществимыми из-за обесценения источников финансирования. Бывает трудно оценить реальную стоимость проекта при неопределенности будущих затрат на его осуществление. Стремительно повышающиеся цены инвестиционных товаров не вписываются в распола­гаемые заказчиками фонды накоплений или сбережений у частных лиц. Инвестиционная активность ослабевает, что угрожает будущему производ­ству, поскольку действующие основные фонды изнашиваются, морально и физически устаревают. Увеличение износа основных фондов приводит к падению производительности и сокращению выпуска продукции, снижающему предложение.

Параллельно этому процессу блокируется научно-техническое совершенствование производства. Данная сфера испытывает разрушительное действие инфляции в силу ее специфики: проведение и внедрение научно-технических и технологических разработок не сопровождается немедленной отдачей вложенных средств и их финансирование становится невыгод­ным. Это обрекает общество на научный, технический и технологический застой и отставание и лишает перспектива социально-экономического раз­вития.

 

3.       Особенности инфляции в Казахстане и влияние на финансовую стабильность

 

Классический источник инфляции - дефицит государственного бюдже­та - характерен также и для Казахстана. Хотя бюджетный дефицит является вторичным фактором инфляции, поскольку вызывается инфляцией издер­жек и, в связи с этим, обесценением государственных доходов.

Покрытие дефицита эмиссией денег приводит к их инфляционному обесценению и в этих процессах инфляция и бюджетный дефицит взаимоусиливается, образуя замкнутую причинно-следственную закономерность. Дефицит государственного бюджета Казахстана является постоянным след­ствием несбалансированности экономики еще со времени существования СССР. Он покрывался крупными дотациями, а позднее - субвенциями из союзного бюджета. Дефицитность бюджета сохраняется и в условиях суве­ренитета Казахстана: в 1991 г. - 20,4% к расходной части, в 1992г. - 8,6%, 1993 - 11,9%, 1994 - 10,2%, 1995 - 17,4%, 1996 - 15,4%, 1997 - 17,7%, 1998 - 18%, 1999 - 14,3%, 2000 - 0,5%, 2001 - 1,7%, 2002 - 1,6%, 2003 - 4,3%, 2004 - 8,3% (прогноз).

Развитию инфляции способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий, как введение новых налогов, вызывающих инфляционный эффект - налога на добавленную стоимость с перво­начальной ставкой в 28%, акцизов, экспортных и импортных таможенных пошлин, отчислений средств, включаемых в себестоимость продукции - в фонд преобразования экономики (ранее - инвестиционный фонд), государ­ственный фонд содействия занятости населения, резкое увеличение отчис­лений на социальное страхование.

Дополнительным фактором развития инфляции явился порядок отнесения процентов по используемым кредитам на издержки производства; в условиях роста платы за кредит это привело к резкому увеличению себестоимости продукции, а вслед за ней и цен.

Перечисленные факторы относятся к инспирирующим инфляцию издержек производства - инфляцию производителей.

Можно считать фактором подстегивания инфляции рост социальных притязаний населения в условиях повышения цен, особенно отдельных профессиональных и социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       Антиинфляционная политика государства и роль финансового регулирования.

 

Существует два варианта действий государства при инфля­ции:

1) проведение адаптационной политики или приспособления к инфляции, когда применяются меры по индексации доходов;

заработной платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;

2) проведение комплексов антиинфляционных мер по сниже­нию или подавлению инфляции.

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включают воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравствен­ной сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.

Преодоление инфляции спроса достигается относительно ря­довыми макроэкономическими методами использования денеж­ной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1. Уменьшения объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Центральным банком.

2. Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания всех кредитных ресурсов и снижения их доступности.

3.  Увеличение резервных требований Центрального банка к
коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного муль­типликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих  банков.

4.  Прямое сокращение кредитов Центрального банка в тех же целях.

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета.

Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи: во-первых, повысить уровень доходов госбюджета для достижения его сба­лансирования и устранения дефицита; во-вторых, оживить эко­номическую активность первичных звеньев экономики - в сфере производства и обмена.

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокра­щении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокраща­ют спрос. Вторым аспектом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. В-третьих, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систе­му, что приводит к уклонению от налогов.

Поэтому при инфляции предпочтительнее простая и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наи­большей степени соответствует налог на доходы и поимуще­ственный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества.

Сокращение государственных расходов предполагает рас­пространение этого процесса как на бюджетную сферу, так и на сферу материального производства в отношении государствен­ных хозяйствующих субъектов. Здесь следует иметь в виду, что в последнем случае антиинфляционные меры касаются второй со­ставляющей инфляции - инфляции издержек, или производите­лей, поэтому их влияние будет рассматриваться отдельно. В этом отношении наблюдается взаимосвязь причин двух видов инфля­ции и комплексных способов противодействия.

В части бюджетных расходов общегосударственного и мест­ного уровней генеральным направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям. Разумеется, долж­ны быть обеспечены жизненно важные социальные потребности по защите пенсионеров, учащихся, работников с фиксированны­ми доходами.

Ограничение бюджетных расходов достигается:

а)              прямыми методами - рестрикциями, то есть путем их принудительного снижения против достигнутого уровня на основа­нии законодательных актов или распоряжений полномочных государственных органов;

б)              методом секвестрования - пропорциональным снижением всех расходов в соответствии с заданной общей величиной сни­жения, определяемой разными факторами:

в)              контролем уровня располагаемых доходов;

г)              ограничением уровня дефицита государственного бюджета.
В любом случае сокращение расходов затрагивает действие многих национальных программ развития, отказ от всевозмож­ных престижных проектов, мероприятий, не дающих немедлен­ной отдачи и т.д.

Более сложным представляется решение проблем преодоления второго типа инфляции - инфляции, вызванной ростом издержек производства (инфляции производителей), в результате:

1)  увеличения заработной платы;

2)  падения производительности труда, в связи с нарушениями
хозяйственного механизма   по причинам организационного ха­рактера;

3)  инфляционными ожиданиями владельцев сырьевых и энер­гетических ресурсов, в силу которых они повышают цены на исходные продукты производства.

Преодоление инфляции, связанной с издержками производ­ства требует решения нескольких сложных блоков взаимосвязан­ных проблем.

Первый блок проблем снижения инфляции заключается в пре­одолении спада производства, как центрального звена всей систе­мы экономической стабилизации. В свою очередь он распадается на следующие взаимозависимые проблемы.

Во-первых, решение вопросов усиления мотивационных стимулов производительности труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достига­ется на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатами непосред­ственная.

Необходимо обеспечивать приоритетность производственной сферы по отношению к торгово-посреднической. Поощрение раз­вития производственной сферы достигается льготной системой налогов, свободным доступом к кредитам и пониженными про­центными ставками по кредитам, установлением благоприятных для развития экономических нормативов, отчислений в фонды воспроизводства, оплаты труда и т.д., в необходимых случаях осуществляется прямая поддержка путем финансирования ин­вестиций приоритетных видов деятельности производственного сектора.

Необходимым элементом в системе мер по преодолению ин­фляции является создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности хозяйствующих субъ­ектов всех форм собственности названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек - снижение цен - сохранение массы чистого дохода за счет роста производства - увеличение предло­жения - удовлетворение спроса».

Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развитием разных форм собствен­ности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйствен­но-финансовой деятельности.

Информация о работе Сущность финансов