Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

В процессах регулирования экономики необходимо иметь ввиду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических схемах.

Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких как:

1)  спроса и предложения;

2)  товарной и денежной масс;

3)  сбережений и инвестиций;

4)  инфляции и безработицы;

5)  производительности труда и его оплаты;

6) финансовых ресурсов и социально-экономических потреб­ностей общества;

7)  доходов и расходов государственного бюджета;

8)  размеров бюджетного дефицита и источников его покры­тия;

9) актива и пассива платежного баланса.

Ясно, что достижение равновесия даже по одному из назван­ных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.

Кроме того, на макроэкономический уровень выходит дис­баланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость сбалансирования потреб­ностей и ресурсов на последующих уровнях хозяйствования, которые интегрируют компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного макроэко­номического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как и для любой экономиче­ской системы) свойственно «нормальное состояние «неравнове­сия», которое отражает на данный момент вынужденное динами­ческое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнона­правленных интересов. Совокупность множества таких частич­ных состояний характеризует определенную  сбалансирован­ность всех экономических параметров с большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воз­действия при эволюции экономической системы из одного состо­яния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических пара­метров и обеспечивающее более эффективное использование ре­сурсов общества.

В западной финансовой теории используется понятие «муль­типликатор» для объяснения влияния государственных финан­сов на производство, измеряемого величиной национального про­дукта.

Концепция мультипликатора исходит из определения объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:

1)  по расходам, то есть совокупности всех расходов экономи­ческих субъектов, необходимую чтобы выкупить всю произве­денную массу продукции;

2)  по доходам (или распределению), то есть с точки зрения доходов, получаемых субъектами от производства продукции.

По первому критерию стоимость ВНП складывается по фор­муле:

 

ВНП = C + I + G +X

где: С - объем потребительских расходов домашних хозяйств, или всего населения страны;

   I    -  валовые частные внутренние инвестиции;

        С - государственные закупки товаров и услуг (исключая транс­фертные платежи, не увеличивающие производства;

       X - чистый экспорт, то есть превышение объема экспорта над импортом.

Измерение ВНП по сумме всех доходов производится суммиро­ванием следующих элементов:

1)  объема потребленного капитала (амортизация);

2)  косвенных налогов на бизнес;

3)  заработной платы наемных работников;

4)  рентных платежей;

5)     процента (выплата денежного дохода частного бизнеса по­ставщикам денежного капитала);

6)     доходов от собственности (от индивидуальных вложений);

7)     прибыли корпораций (налог на эту прибыль, дивиденды, не­распределенная прибыль).

Далее, из валового национального продукта выделяется чи­стый национальный продукт (ЧНП), как разница между ВНП и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями.

Показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции (понижения цен), представляет собой реальный ВНП.

В кейнсианских моделях объясняется равновесие между объ­емом производства, дохода и занятости, вызываемыми измене­ниями в расходах. «Равновесный уровень производства - это та­кой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или, при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП), точно равно общему количеству закупленных товаров

(C + I + G +X)

Соответственно, нарушением равновесия является любое пре­вышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих рас­ходов вызывает снижение ЧНП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       Варианты фискальной политики.

 

Учитывая вышеизложенные возможности действия мультипликатора, формулируются варианты дискреционной фискальной политики в зависимости от характера экономического цикла. В период спада проводится стимулирующая фискальная политика  предусматривающая:             

1.       увеличение государственных расходов;             

2.       снижение налогов;             

3.       сочетание этих направлений фискальной политики с учетом большего эффекта увеличения государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика, обусловленная избы­точным спросом и инфляцией, включает обратные направления:

1)  уменьшение государственных расходов;             

2)  увеличение налогов;             

3)  сочетание данных направлений.

Сдерживающая фискальная политика должна ориентировать­ся на достижение бюджетного излишка.

Недискреционная фискальная политика предполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование.

Недискреционная фискальная политика действует на основе механизма автоматических, или встроенных, стабилизаторов (встроенная стабильность). В данном случае предполагается, что сумма налоговых изъятий варьируется пропорционально величине национального продукта в разных фазах экономического цикла: при подъеме налоговые поступления возрастают, ограничивая спрос, и автоматически сдерживают чрезмерный экономический рост; при спаде, наоборот, налоговые посту­пления снижаются, смягчая уменьшение национального про­изводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

4.       Финансы в теориях экономического регулирования.

 

Новой версией теории финансовой политики стала концепция «неоклассического синтеза», в которой соединились кейнсианские идеи фискализма с концепцией неоклассиков, предусматривающих регулирование экономики посредством денежно-кредитной политики. По мнению сторонников этой теории (П. Самуэльсона, Дж. Хикса) регулирование спроса должно осущест­вляться не только на основе изменений в области государственных расходов или налогов, но и посредством манипулирования величиной учетной ставки процента и проведением соответствующих операций на открытом рынке.

«Неоклассический синтез» объединил макроэкономические методы исследования с микроэкономическими, дополнив кейнсианскнй подход к изучению роста национального дохода анализом движения цен, заработной платы, прибыли. В новой теории государственного монополистического регулирования особое внимание уделено вопросам распределения нацио­нального продукта, а отсюда - и разработке системы трансфертных выплат населению и росту государственных расходов, связанных с его социальны­ми функциями.

П. Самуэльсон является автором «чистой теории государственных расходов», которая считется развитием концепции «государственных услуг», созданной в XIX - начале XX в. представителями маржиналистской школы. Он ввел в оборот термин «общественный товар». Теория «государственных услуг» поставила вопрос о распределении финансовых ресурсов общества между государственным и частным секторами экономики. Государство долж­но финансировать экономическую и социальную инфраструктуру, непри­быльную или низкоприбыльную для частного сектора. Задача финансовой политики в области «общественных товаров» состоит в регулировании их предложения, а основная цель вмешательства - в достижении оптимальности государственных расходов. Достижение же оптимальности в государствен­ном вмешательстве возможно только при наличии у правительства информа­ции о степени общественного благосостояния и о сфере предпочтений каж­дого члена общества. Подобного рода информация вряд ли приемлема для определения объема и состава государственных расходов.

«Чистая теория государственных расходов», разработанная в основных чертах П. Самуэльсоном, была развита Р. Масгрсйвом. Он дополнил абстрактную модель «процесса принятия политических решений» и увязал государственные расходы с налоговым механизмом. «Расходно-налоговый механизм нужен для того, чтобы выделить определенные ресурсы для общественных потребностей и в то же время возложить стоимость этих услуг на индивидуальных лиц, которые хотят, чтобы их потребности были удовлетворены. Поэтому обеспечение общественными товарами должно осуществляться через бюджет» По Масгрейву в общественных товарах одинаково заинтересованы все члены общества, в действительности же - ото противоречие, так как, на­пример, в увеличении военных расходов заинтересованы лишь крупней­шие монополисты. Согласно теории Р.Масгрейва, налогоплательщики до­бровольно накладывают на себя бремя.  Р. Масгрейв определил различие между фискальными мерами и мерами, которые необходимо осуществлять правительству для достижения полной занятости, а также автоматических и дискреционных мер в достижении полной занятости.

Неолиберальное направление объединило концепции «смешанной экономики» и «государства всеобщего благоденствия», представители которых соединяют принципы эффективного капиталистического производства со справедливостью в распределении доходов. Они считают, что наиболее эффективной должна быть экономика «смешанного» типа, когда основные отрасли хозяйства принадлежат частному капиталу, а в государственной собственности сосредотачивается экономическая и социальная инфра­структура. Кроме того, в распределении национального дохода большую роль должны играть государственные финансы, которые должны способ­ствовать «выравниванию в доходах».

Неолиберализм (Дж. Гэлбрейт) признает кейнсианскую идею о необходимости воздействия государства на совокупный спрос общества, государственное вмешательство рассматривает как органическое требование индустриальной системы. Эта теория подходит к выводу, что развитие производительных сил требует внедрения планового начала в хозяйстве. Важную роль в регулировании спроса отводится налоговой системе, на­логи являются инструментом «антициклической политики». «Это регули­рование будет ощутимо только тогда, когда налоги составят значительную часть совокупного общественного продукта.».

Рост налогов Дж. Гэлбрейт связывает с необходимостью финансирования расходов как средства регулирования спроса. Он развил концепцию неоклассиков о «вложениях в человеческий капитал», которые во многом определяют темпы экономического роста. В отличие от неокейнсианцев, он ярый противник бюджетного дефицита, так как это не согласуется с его идеей «балансируемой экономики». Он и против инфляции, ибо она усили­вает бедность. Дж. Гэлбрейт за сохранение военных расходов, так как они поглощают часть прироста налоговых доходов. Он считает, что сократить высокий уровень доходов капиталистов можно путем отмены налоговых льгот и ликвидации «лазеек» в налоговых законах.

Если кейнсианцы главным средством достижения экономического рав­новесия считали эффективный спрос, то неоконсерваторы - предложение, если кейнсианцы выступали за расширение сферы государственных финан­сов, то неоконсерваторы - за ее сокращение, если, по мнению кейнсианцев, государственные расходы можно финансировать выпуском займов, то неоконсерваторы поставили задачу сбалансирования доходов и расходов го­сударственного бюджета. Теория «экономики предложения» рассматривает в качестве исходного отправного пункта экономического роста поведение людей. Не «эффективный спрос», как утверждают кейнсианцы, а человек с его потребностями и стремлениями определяет в конечном итоге развитие производства. Неоконсерваторы возлагают на государство и его финансо­вую систему ряд задач по структурной перестройке хозяйства и стимули­рованию научно-технического прогресса. В методиках государственного регулирования неоконсерваторы приоритет отдают денежно-кредитному маневрированию, т. е. монетарной (денежной) политике, направленной на регулирование темпов роста денежной массы в обращении.

Информация о работе Сущность финансов