Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Рассматривая финансовый рынок в целом, более полная классификация субъектов финансовых рынков может быть произведена по следующим признакам (таблица 2).
По характеру участия в операциях субъектов рынка можно разделить на две категории: прямые и косвенные участники. К прямым участникам финансового рынка относятся биржевые члены соответствующих рынков, заключающие сделки за свой счет и (или) за счет и по поручению клиентов, не являющихся биржевыми членами и вынужденных обращаться к услугам первых. Эти клиенты составляют категорию косвенных участников.
По целям и мотивам участия в операциях на рынке участники рынка классифицируются на хеджеров и спекулянтов. Хеджер – это лицо, страхующее курсовые риски, риски трансфертов, присущие финансовым инструментам, свои активы или конкретные сделки. Спекулянт – лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы в курсовой стоимости базисных активов, которая может возникнуть впоследствии. Спекулянты совершают покупку (продажу) контрактов с тем, чтобы позднее продать (купить) их по более высокой (низкой) цене. Их в свою очередь делят на трейдеров и арбитражеров.
Трейдер – лицо, пытающееся использовать колебания курса одного или нескольких контрактов. Это достигается покупкой контрактов (или ценных бумаг) при ожидаемом повышении цены и продажей при обратном её движении.
Арбитражер – лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, стремящееся использовать различие курсов на разных рынках. Арбитражер продает актив на той бирже, где он дороже, и покупает там, где дешевле. Ценовая разница и составляет его прибыль.
Таблица 2 - Классификация субъектов финансовых рынков
Признак классификации | Субъекты финансового рынка |
Характер участия субъектов в операциях | Прямые (непосредственные) Косвенные (опосредованные) |
Цель и мотивы участия | Хеджеры Спекулянты (трейдеры и арбитражеры) |
Типы эмитентов и их характеристики | Международные агентства Национальные правительства Региональные правительства Муниципальные правительства Корпорации, банки и другие организации |
Типы инвесторов | Частные инвесторы Институциональные инвесторы |
Страна происхождения субъектов | Развитые страны Развивающиеся страны Международные институты Оффшорные зоны |
По типу инвесторов можно выделить две основные группы участников рынка – частные и институциональные инвесторы.
Частные инвесторы – это физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами. Они стремятся расширить возможности вложения своих валютных сбережений и увеличить доход путем приобретения ценных бумаг.
Важнейшей тенденцией последнего десятилетия стал количественный и качественный рост институциональных инвесторов, или финансовых институтов коллективного инвестирования. К ним относятся банки, государственные учреждения, международные финансовые институты, пенсионные и страховые фонды и компании, крупные корпорации, инвестиционные фонды.[kgl]
1. Виды внешнеэкономической деятельности. Особенности внешнеэкономической деятельности РК и перспективы ее развития.
Ни одна страна на современном этапе не развивается без внешнеэкономических связей, которые имеют множество проявлений. Это определяется различием мирового сообщества, интеграцией и целями политики.
К внешнеэкономическим связям относятся:
1. внешняя торговля;
2. иностранное инвестирование;
3. участие в международных финансово-кредитных организациях;
4. сотрудничество в области науки, техники, культуры, туризма;
5. проведение расчетов по содержанию посольств, консульств и другого персонала за границей.
Развитие перечисленных видов внешнеэкономических связей положено в основу валютно-финансовых, расчетных и кредитных отношений государства с зарубежными странами.
Во внешнеэкономических связях участие принимает само государство, отдельные акционерные предприятия, другие фирмы и организации, которые по различным вопросам выходят за пределы страны. При организации внешнеэкономических связей страна может оказаться в положении кредитора или должника, экспортера или импортера. Может преобладать вывоз капитала или, наоборот, ввоз капитала. Активность внешнеэкономической политики государства отражается и на финансах страны.
Важнейший аспект внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан - участие зарубежных инвесторов и привлечение иностранных кредитов для стабилизации экономики республики. Эти средства должны целенаправленно и эффективно использоваться для решения приоритетных задач совершенствования структуры народного хозяйства, наполнения рынка потребительскими товарами и расширения экспортного потенциала.
Иностранный капитал поступает в страну в трех различных формах; кредита, официальной помощи, различные инвестиции.
Казахстан является членом МВФ, МБРР, Международной финансовой корпорации, имеет связи с ЕБРР, АБР и т.д. В соответствии с этим республика принимает на себя все обязательства участника указанных организаций, осуществляет необходимые платежи по членским взносам, долговым операциям и сделкам, вытекающим из участия в Международных финансовых организациях.
Перестройка внешнеэкономической деятельности заложена во многих хозяйственных законах. Рыночная экономика требует становления экономики открытого типа, развивающейся во взаимосвязи и в состязательности с мировой экономикой. Экономическая политика государства, направленная на развитие внешнеэкономических связей, прежде всего, нацелена на изыскание финансовых источников, ресурсов для подъема экономики. И здесь важное место отводится механизму регулирования внешнеэкономической деятельности с целью недопущения убытков для страны и большой зависимости от партнеров.
2.Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные способы - как прямые так и косвенные.
К прямым относятся административные формы регулирования лицензии и квоты, а также может устанавливаться государственная монополия внешнеэкономической деятельности.
Лицензирование и квотирование экспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.
Лицензия – разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на ввоз или вывоз продукции, товаров.
Квота – часть, доля в объеме производства, предназначенное для внешнеторговой деятельности.
Косвенные и экономические методы регулирования являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся налоги, таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.
Налоги являются важным регулятором внешнеэкономических отношений.
Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженное в денежных единицах других стран. Существование валютного курса обусловлено необходимостью взаимного обмена валютами при международной торговле товарами и услугами, при движении капиталов и кредитов, сравнении цен мировых и национальных рынков; периодической переоценке счетов в иностранной валюте фирм и банков. Валютный курс влияет на объемы экспорта и импорта, которые в свою очередь через финансовые инструменты – налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, воздействуют на величину получаемых и распределяемых финансовых ресурсов.
Таможенный кодекс устанавливает принципы таможенного дела на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и сборов.
Таможенные пошлины – налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренных таможенным тарифом.
Таможенный тариф призван регулировать иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.
В Казахстане применяются импортные (ввозные), сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Импортно - таможенный тариф применяется для регулирования внешней торговли, эффективной реализации импортной политики, увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.
Сезонные таможенные пошлины применяются когда:
1. ввоз товаров в страну наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям таких или подобных товаров;
2. как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, как мера пресечения недобросовестной конкуренции.
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам, более низким, чем конкурентная цена в стране экспортера.
Компенсационные пошлины применяются:
1. при ввозе товаров, при производстве или экспорте, при которых использовались субсидии;
2. при вывозе за пределы таможенной территории страны товаров, при производстве, которых прямо или косвенно использовались субсидии.
Система импортно - таможенных пошлин служит защитой национального производства от экспансии иностранной продукции.
Во многих государствах проводится таможенно - тарифное регулирование экспорта и импорта.
3. Формирование и использование валютных ресурсов государства, местных органов власти и управления, хозяйствующих субъектов.
Валютные ресурсы государства, негосударственного сектора формируются и используются при совершении валютных операций.
Валютные операции – это сделки, связанные с переходом права собственности на валюту, ценные бумаги, платежные инструменты в иностранной валюте и использованием ее в качестве платежного средства, ввоз и вывоз, пересылка валютных ценностей через границы страны. Валютные операции подразделяются на текущие операции и операции, связанные с движением капитала.
К текущим относятся :
1. расчеты за товары и услуги (без отсрочки платежей);
2. расчеты по кредитованию экспортно-импортных сделок на срок не более 180 дней;
3. предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней;
4. перевод и получение дивидендов, процентов по ним, инвестициям, ссудным операциям;
5. переводы неторгового характера: гранты, суммы наследства, заработная плата, пенсии и др.
К операциям, связанным с движением капитала относятся:
1. инвестиции;
2. оплата имущественных и иных товаров на недвижимость;
3. расчеты по кредитованию экспортно-импортных сделок на срок более 180 дней;
Валютные операции совершаются при всех видах внешнеэкономической деятельности: экспорте, оказании услуг, инвестировании капитала, международном государственном и коммерческом кредите, оказании экономической помощи.
Большинство из упомянутых видов внешнеэкономической деятельности воспроизводит валютные ресурсы.
Валютные ресурсы являются составной частью финансовых ресурсов и подразделяются на централизованные (государственные) и децентрализованные (ресурсы предприятий, организаций, учреждений).
Основным источником валютных ресурсов предприятий и организаций всех форм собственности является валютная выручка от экспортируемой продукции. Следующим источником формирования валютных ресурсов предприятий выступают валютные кредиты банков.
Валютные ресурсы государства формируются за счет:
выручки от экспорта продукции, товаров и услуг государственного сектора экономики – предприятий и организаций;
таможенных пошлин, платежей, уплачиваемых в иностранной валюте, при оформлении операций по перемещению товаров и грузов через таможенную границу;
поступлений от налогов, бонусов, роялти, уплачиваемых иностранными участниками соглашений, сделок, контрактов и других операций внешнеэкономического характера;
штрафов и пени за нарушения валютного законодательства при уплате их в иностранной валюте;
кредиты и займы иностранных государств, банков и международных финансовых организаций;
поступления грантов и безвозмездной помощи.
Валютные ресурсы централизуются в распоряжении правительства и используются в различных направлениях:
1. Национальным банком для осуществления «валютных интервенций» - это продажа валюты в целях поддержания курса национальной валюты, на регулируемом уровне;
2. Министерством финансов для покрытия задолженностей согласно графику ее погашения в установленные соглашениями о займах сроки; уплаты взносов за членство международных организаций; для финансирования работы посольств, консульств, представительств;