Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Сторонники теории монетаризма (американский экономист М. Фридмен), считают, что фискальная политика кейнсианцев ухудшила состояние капиталистической экономики, особенно денежного обращения. Денежная масса в обращении должна ежегодно возрастать на 3-5% в соответствии с вековой тенденцией изменения этого показателя, поэтому автоматизм в денежной политике способствует саморегулированию экономики. М. Фридмен утверждает, что денежная политика не может предотвратить кратковременные спады деловой активности, а ее умеренные спады даже полезны, так как они приводят к ликвидации низкорентабельных, неконкурентных хозяйств. М. Фридмен критикует финансовую политику «точной настройки», предложенную кейнсианцами. Эта политика зависит от конъюнктурных обстоятельств и изменяется в каждой фазе цикла. Однако на практике правительственные меры всегда запаздывали и рассчитанные, например на кризисную фазу, они проводились в жизнь в фазе подъема, или наоборот. А это все усиливало отрицательные социально-экономические последствия кризисов, увеличивало колебания в объеме национального дохода и занятости, затрудняло возможности экономики «саморегулироваться», «самонастраиваться».
Лозунг неоконсерваторов «меньше государства и больше рынка» подразумевает не свертывание государственного вмешательства, а установлении новых_границ между государством и рынком. Теоретики неоконсерватизма предлагают освободить капиталистическую систему хозяйства от чрезмерных государственных затрат, носящих непроизводительный характер. На практике принцип сокращения государственных расходов производится за счет социальных статей, в то время как военные расходы остаются довольно значительными.
Неоконсерваторы считают, что общий уровень социальных расходов необходимо сократить, так как государственные пенсии и пособия действуют на общество разлагающе: ослабляют стимулы к труду, развивают иждивенчество и даже добровольную безработицу, подавляют побудительные мотивы к внедрению нового, препятствуют накоплению капитала. Неоконсерваторы выдвигают принцип «здоровых финансов», критикуя кейнсианскую концепцию «дефицитного финансирования». Они рассматривают дефицитность государственного бюджета как фактор роста государственных долгов и инфляции и считают, что дисбалансы в бюджете приводят к сокращению сбережений частных предпринимателей в инвестиции, а повышение спроса на денежный капитал вызывает рост ссудного процента.
Одним из новых постулатов «экономики предложения» является уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. При этом особая роль отводится государственным финансам, и частности предусматривается сокращение налогов, сокращение государственных расходов, уменьшение количества денег в обращении. С этой целью следует установить определенный прирост денег в обращении, который должен соответствовать среднему росту национального дохода, занятости, цен и сальдо платежного баланса. Это осуществляется в соответствии с рекомендациями монетаристской школы. Предложение должно опережать спрос. Авторами новой налоговой теории (Р. Хол, Г. Талок, И. Броузон, М. Ротбот, Л. Лэффер) сформулированы два «нравственных» вывода:
1) насколько увеличивается налог, настолько он увеличивает стремление отдельного индивида к вложению труда в сферы деятельности, неподлежащие обложению налогами;
2) налоговое бремя уменьшает размеры сбережений.
Таким образом, выводы теории «экономики предложения» продемонстрировали, что одним из главных способов регулирования экономического подъема является уменьшение налогов.
Институционализм — направление в экономической науке, обьсня-ющее развитие общества и экономики с социально-психологических позиций. Появление институционализма связано, прежде всего, с работами Т. Веблена, в которых он выдвинул понятие «институтов», исследовав их происхождение из инстинктов, привычек, традиций и социальных норм. Анализируя пути и формы развития институтов, Т. Веблен положил начало и собственно институционализму, и эволюционной экономической теории, выстраивая свою концепцию на принципах эволюции и взаимосвязи различных сфер жизнедеятельности индивида в ходе этой эволюции.
В исследованиях ранних институционалистов устоявшиеся традиции, привычки, правила, институты и общественные организации - категории не столько исходные, сколько преследовавшие цель преодолеть внеисторичность и статичность неоклассического экономического анализа. Они отвергли понимание рыночного хозяйства как равновесной системы и трактовали его как эволюционирующую систему; научная заслуга основателей институционализма, состояла в анализе экономической жизни с позиций социальных структур и культурно-исторических особенностей общества.
Институциональные исследования продолжились в 1960-1970-е годы, в работах Дж. Гэлбрейта, Г. Мюрдаля и других учёных. Они проделали глубокий анализ функционирования экономических систем и современных социально-экономических проблем. В качестве исходной точки анализа выбирались те организационные и социально-культурные формы, которые определяют облик экономической системы.
Сторонники рассматриваемого направления отрицают важнейший постулат неоклассической теории - стремление экономики к равновесию, рассматривая его как нетипичное и очень кратковременное состояние. Влияние факторов, способствующих приближению системы к равновесию, перекрывается более мощными внешними и внутренними силами, порождающими в системе состояние бесконечного процесса изменений и развития. Главный эндогенный механизм такого рода - кумулятивная причинность.
Особенности институционально-эволюционного анализа указывают на то, что экономические изменения не имеют внутренней тенденции обеспечивать оптимальные результаты, поэтому государственное вмешательство может оказывать позитивное влияние.
Неоинституционализм возник в 1950 - 1960 - х годах как продолжение и развитие неоклассической теории. Между старым институционализмом и неоинституционализмом общее - в анализе институтов, а также некоторые приложения эволюционного подхода к изучению социально-экономического развития. Институты значимы для неоинституционализма с точки зрения объяснения поведения экономических агентов. Однако неоинституционализм в исследовании институтов делает акцент на аспекты, связанные с эффективностью размещения ресурсов и экономическим развитием, анализируя процесс формирования институтов на основе модели рационального выбора - с точки зрения создания и использования возможностей взаимовыгодного обмена. Если старый институционализм вбирает социальные, философские и психологические доктрины, то неоинституционализм придерживается противоположного подхода - он рассматривает социальные и политические процессы как своеобразное преломление экономического поведения человека. Поэтому любые отношения между людьми здесь рассматриваются сквозь призму взаимовыгодного обмена, а такой подход называют контрактной (договорной) парадигмой.
Неоинституционализм в самом общем виде можно трактовать как попытку привнесения институционального подхода в рамки магистрального направления современного экономического анализа. Сфера анализа этого направлении институциональной теории очень широка. В неё входят индивидуальное поведение человека, институты и организации, контракты, права собственности, роль государства в обществе и др.
Под институтами следует понимать совокупность правил и норм, а также механизмы, с помощью которых обеспечивается соблюдение данных правил и структурирование отношений между людьми и организациями. Система институтов выполняет важные функции, служит для того, чтобы ограничивать и поддерживать целенаправленное поведение путем предоставления набора правил, условий, обычаев, привычек. Понятие института связывает микроэкономический мир индивидуального действия, обычая и выбора с макроэкономической сферой. Индивидуумы и институты взаимно конституируют друг друга.
Переход к принципиально новой системе хозяйствования и управления в Казахстане предполагает активное влияние государства на институциональную среду в экономике, в том числе и потому, что спонтанное развитие институтов далеко не всегда отбирает оптимальные варианты. Происходящие в Казахстане институциональные преобразования, характеризуются «рассогласованием» формальных и неформальных институтов, что объясняется не только радикальной и быстрой ломкой предшествующей системы институтов, заимствованием принципиально новых социально-экономических институтов, но и природой неформальных институтов, уходящих корнями в историю, культуру и религию. Институты, сложившиеся на основе обычаев и традиций, могут существовать неопределенно долго и далеко не всегда являются уместными и целесообразными.
В Казахстане за годы реформ не возникли эффективные механизмы взаимодействия и разграничения функций между рынком и государством. Государственная власть должна служить обществу, а не стоять над обществом или быть вне него. От того, как взаимодействуют институты, человек и государство, зависят результаты реформ. Вместе с тем в современных условиях укрепления государственной власти сё органы получают возможность реально содействовать формированию более благоприятной институциональной среды для организаций.
Для обеспечения эффективности рыночной реформы в Казахстане её нужно ввести в нормальные институциональные рамки, при которых трансакционные издержки приобретут тенденцию к уменьшению и приведут к сокращению совокупных издержек. Альтернативу «больше государственного регулирования - меньше государственного регулирования» целесообразно перевести в экономическую плоскость на основе полхода « издержки - выгоды регулирования». Данный подход предполагает взвешивание, как издержек программ регулирования, так и потенциальных выгод от этих программ. Согласно институциональному подходу государство представляет собой особую организацию, для которой, как и для большинства организаций, функционирующих в рыночной среде, справедливо утверждение о трансакционных издержках управления, определяющих размеры организаций и, следовательно, их границы.
Эффективность государственного регулирования должна зависеть от того, помогает ли оно уменьшить издержки субъектам хозяйствования. Государственное регулирование должно создавать сильные институциональные рамки для экономических агентов и обеспечивать им равноконкурентные условия с мировым рынком. Учёт рациональных ожиданий фирм, а также других экономических субъектов, должен быть обязательным элементом государственного регулирования экономики Республики Казахстан.
Исследование традиционных теоретических подходов к управлению рыночной экономикой и финансами показало, что оба основных направления (неолиберальные и кейнскианское) характеризуются определенной ограниченностью, которая проявляется в упрощенной трактовке современных сложных социально-экономических процессов, использовании упрощенных моделей, в том числе и в финансовом механизме. В конце XX века процессы международного экономического сотрудничества привели к формированию глобального уровня экономики, имеющего свои закономерности развития, отличающиеся от традиционных схем деления рыночных процессов на макро- и микроэкономические. Усложнение национальных экономик привело к объективному процессу выделения мезоуровня, как совокупности производственных отношений регионов, отраслей и сфер национальной экономики. Модели «спроса-предложения», плавающих курсов валют, контролируемой инфляции, дефицитов бюджета и платежного баланса и иных подобных более применимы при решении оперативных и тактических целей. Реализация названных моделей проходит крайне противоречиво через циклические, структурные, системные, финансовые, валютные кризисы. В результате темпы экономического роста относительно низки и не отражают потенциал комплексного использования достижений НТП, уровня организации управления. Тем более, традиционные доктрины не привели к позитивным результатам экономики и социумы стран СНГ, где активно (но к тому же непоследовательно и хаотично) аппробировались модели западных теоретических установок.
В конце XX века сформирована новая теория -устойчивого развития, е которой с позиций современных условий интерпретируются глобальные экономические и финансовые процессы, предлагаются рекомендации по стабильному эволюционному развитию сложных хозяйственных систем.
В теории устойчивого развития выполняются причины, которые приводят стабильно функционирующие системы - от низового хозяйствующего субъекта до национальной экономики и экономического союза нескольких стран к кризисным явлениям.
Выявление глубинных причин кризисных явлений, с одной стороны, и механизмов противодействия спаду производства - с другой, позволило сформулировать основные принципы устойчивого бескризисного развития, следование которым может существенно снизить влияние негативных факторов и поддерживать экономический рост даже в периоды общемирового ухудшения экономического положения.
Эти принципы сводят, вкратце, к следующим.
1. Принцип эволюционное™, который отражает сущность саморазвития сложных экономических систем любого масштаба. Это стержневой
принцип в данной теории.
2. Принцип гармонизации экономических интересов предполагает соблюдение баланса интересов взаимодействующих сторон в сложных условиях непрерывного взаимодействия разнообразных факторов, дестабилизирующих сложившееся равновесие.
3. Принцип диверсификации как логическое развитие и конкретизация
принципа эволюционности. Термин «диверсификация» используется в широком смысле как совокупность различных видов, типов составных частей
экономической системы, разнообразие структурных форм, функциональную диверсификацию.
4. Принцип иерархической дифференциации в экономической системе
по мере ее развития. Предполагает выделение мезоуровня.
5. Влияние налогов на рыночное равновесие.
Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос (кейнсианская модель), на предложение (теория предложения).
Теоретическим доказательством воздействия налогов на инвестиционную деятельность служит разработанная американскими учеными-представителями «экономки предложения» А. Лаффером и др. зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета.
Согласно этой теории рост налоговых ставок до определенного предела способствует росту налоговых доходов, затем рост замедляется, а потом - происходит резкое падение доходов бюджета. Отсюда и сделан общий вывод о том, что задачу стимулирования экономики и прежде всего инвестиционной активности следует решать на путях радикального облегчения налогового бремени. Движущая сила экономики, по мнению этих ученых - это заинтересованность хозяйственных агентов в ориентированной на рынок экономической деятельности. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами, «Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов..., то экономическая активность будет падать». По замыслу Лаффера, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Если же изымается 40-45% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики.