Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:34, реферат
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.
Казахский Экономический университет имени Т.Рыскулова
Кафедра_______________________
СРСП 9
На тему: 1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;
2. Инвестиционная
поддержка отраслей
Выполнил:__________________
____________________________
Проверил:___________________
____________________________
Алматы 2012
1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.
Стратегия формирует государственную
экономическую политику Казахстана
на период до 2015 года и нацелена на достижение
устойчивого развития страны путем
диверсификации отраслей экономики
и отхода от сырьевой направленности
развития.
Производство конкурентоспособных и
экспортоориентированных товаров, работ
и услуг в обрабатывающей промышленности
и сфере услуг является главным предметом
государственной индустриально-инновационной
политики.
На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.
Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается помимо активизации функционирования Банка Развития создание таких специальных институтов развития, как Казахстанский инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд.
Главной целью Стратегии является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.
Задачи Стратегии состоят в следующем:
- обеспечение в
обрабатывающей промышленности среднегодовых
темпов роста в размере 8-8,4%, повышение
производительности труда к 2015 году по
сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза
и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
- повышение производительности основных
фондов обрабатывающей промышленности;
- создание предпринимательского
климата, структуры и содержание общественных
институтов, которые будут стимулировать
частный сектор и совершенствовать конкурентное
преимущество, осваивать элементы в цепочке
добавленных стоимостей в конкретных
производствах, добиваясь наибольшей
добавленной стоимости;
- стимулирование создания наукоемких
и высокотехнологичных экспортоориентированных
производств;
- диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
- переход к мировым
стандартам качества;
наращивание интеграции с региональной
и мировой экономикой с включением в мировые
научно-технические и инновационные процессы.
Для достижения
целей, определенных
В целом институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности.
Либерализация торгового режима
Сфера торговли
должна стать главным "полем",
на котором будет осуществляться
индустриально-инновационное
Дальнейшая
защита внутреннего рынка от
импорта ведет к безнадежному
отставанию товаров
На смену политике импортозамещения придет
политика стимулирования конкуренции
и экспорта.
Можно выделить
пять разновидностей экспортной ориентации:
экспорт сырьевых ресурсов, экспортно-обрабатывающие
зоны, экспорт составных частей,
экспорт полностью готовой
Трудовые ресурсы
Реализация Стратегии напрямую зависит от обеспечения ее высококвалифицированными профессиональными кадрами, адекватно реагирующими на запросы инновационного развития промышленного производства. Это в одинаковой мере относится и к научным, и к инженерно-техническим, и к научно-конструкторским, и к организационно-управленческим кадрам (менеджерам).
Для решения
данной задачи будет разработана
специальная стратегия
Другой важной
социально-экономической
Развитие образования и подготовка кадров
Неотъемлемым условием успешной реализации индустриально-инновационной стратегии является наличие качественного человеческого капитала.
Образовательный сектор является
одной из главных "горячих точек"
обеспечения устойчивого
Система образования в
Казахстане должна стать динамично
развивающейся и способной
Монетарная политика
Целями монетарной
политики станут обеспечение низкого
уровня инфляции, поддерживающего высокие
темпы экономического роста, благоприятных
конкурентных условий отечественным
товаропроизводителям и устойчивости
платежного баланса страны, создание
условий для дальнейшего роста
кредитования банками реального
сектора экономики путем
Основной целью монетарной политики будет
удержание среднегодовой инфляции в 2003-2004
годах в пределах 4-6% и снижение ее к 2005
году до 3-5%, а в последующие годы - до 2-4%.
Технологии
Развитие науки
Невостребованность
научных разработок и, как следствие, низкий
уровень инновационной активности в промышленности
обусловлены недооценкой роли науки в
реформировании экономики, в то время
как повышение производительности факторов
производства возможно именно за счет
научно-технического и инновационного
прогресса.
Научно-техническая и инновационная
политика
В общей системе
экономических отношений
В настоящее время актуальными стратегическими
задачами экономики Казахстана являются
развитие отечественного наукоемкого
производства, разработка и освоение новых
информационных технологий, ориентированных
на получение конкурентоспособной продукции
и обеспечение интересов национальной
экономической безопасности за счет сохранения
и развития промышленного и научно-технического
потенциала республики.
Политика в области стандартизации и сертификации
Реализация Стратегии будет осуществляться путем интеграции Казахстана в международную торговую систему, которая устанавливает единые требования в области стандартов, метрологии и сертификации.
Инфраструктура
Конкурентоспособность
промышленности и других
Государственное регулирование
Защита конкуренции
Конкуренция - главный механизм эффективного развития и функционирования экономики. Создание условий для эффективной конкуренции, поддержка и защита добросовестной конкуренции должны способствовать реализации основных целей индустриальной и инновационной политики государства - диверсификации экономики и модернизации промышленности.
Основой формирования
конкурентной среды на товарных рынках
являются разумная инвестиционная политика,
а также биржевая торговля.
Государственная политика в области конкуренции
направлена на решение проблем недопущения
недобросовестной конкуренции, чрезмерной
концентрации и роста ограничительной
практики.
Экологическая политика
Экологическая политика государства
будет направлена на экологизацию промышленности.
Охрана окружающей среды является стратегической
задачей, результат решения которой влияет
на все сферы экономики, а также на политическое
и социальное положение государства. Успех
всех социально-экономических преобразований
напрямую зависит от государственной
политики в области охраны окружающей
среды и рационального природопользования.
2. Инвестиционная поддержка отраслей промышленности региона
Целью государственной инвестиционной
политики в отношении индустриально-
Проведение государственной
инвестиционной политики будет сочетать
комплекс мер по стимулированию частных
и осуществлению
В рамках Стратегии предполагается использование всех возможных механизмов государственной инвестиционной политики.
Создание условий для частных инвесторов
В последние три года в
развитие машиностроения, легкой, мебельной,
фармацевтической, бумажной и ряда
других обрабатывающих отраслей промышленности
(без учета отраслей металлургии
и пищевых продуктов и
Таблица 3
Структура инвестиций в строительство объектов промышленности
1999 год |
2000 год |
2001 год | |||||||
млрд. тенге |
млн. долл. |
% |
млрд. тенге |
млн. долл. |
% |
млрд. тенге |
млн. долл. |
% |
|
Промышленность всего: |
190,7 |
2435,7 |
100,0 |
299,4 |
2505,1 |
100,0 |
440,0 |
3090,1 |
100,0 |
Горнодобывающая |
150,8 |
1926,1 |
79,1 |
252,5 |
2112,7 |
84,3 |
355,1 |
2493,4 |
80,7 |
в т.ч. |
|||||||||
добыча нефти |
138,8 |
1773,0 |
72,8 |
228,3 |
1910,3 |
76,3 |
330,3 |
2319,2 |
75,1 |
Обрабатывающая |
29,3 |
374,4 |
15,4 |
31,4 |
262,4 |
10,5 |
61,2 |
429,9 |
13,9 |
в т.ч. |
|||||||||
металлургия |
12,2 |
155,4 |
6,4 |
16,7 |
140 |
5,6 |
34,7 |
243,6 |
7,9 |
пищевые продукты и напитки |
9,5 |
121,5 |
5 |
6,6 |
54,8 |
2,2 |
8,1 |
56,9 |
1,8 |
остальные отрасли |
7,6 |
97,5 |
4 |
8,1 |
67,6 |
2,7 |
18,4 |
129,4 |
4,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
10,6 |
135,2 |
5,6 |
15,6 |
130,1 |
5,2 |
23,7 |
166,8 |
5,4 |