Стратегия и тактика финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Файлы: 1 файл

2 Стратегия и тактика финансовой политики.docx

— 36.07 Кб (Скачать)

     Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

     Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового  механизма применяются в различных  странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему  регулирования, что приводит к их конвергенции.

  1. Планово-директивная финансовая политика.

     Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему  управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

     Управление  финансами осуществляется из единого  центра - Министерства финансов, которое  занимается всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов  в области финансов не существовало.

     Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она  показала свою достаточно высокую эффективность  в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для  финансирования чрезвычайных расходов государства. В то же время использование  такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики  привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы  общества, резкому ухудшению финансового  положения государства.

     Наиболее  динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм.

     Финансовый  механизм представляет собой систему  установленных государством форм, видов  и методов организации финансовых отношений.

                      ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

     

       
 
 
 
 

2.4 Факторы оказывающие влияние на результативность финансовой политики

     Значение  финансовой политики заключается в  тех результатах, которые могут  быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового  года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления  целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние  следующие факторы:6

  1. научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономическою цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;
  2. прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;
  3. учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;
  4. четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;
  5. учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;
  6. комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства, денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;
  7. многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;
  8. учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

     Реализация  финансовой политики также должна предусматривать  рост финансовых ресурсов, находящихся  в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

     На  построение финансовой политики государства  оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной  системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.

     В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации. 


Информация о работе Стратегия и тактика финансовой политики