Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:25, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – изучить организацию учета, анализ и управление дебиторской задолженностью и разработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие дебиторской задолженности, а также значение и задачи экономического анализа;
- провести анализ экономического положения предприятия;
- рассмотреть вопросы учета дебиторов на предприятии;
- проанализировать состав и структуру дебиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость;
Введение…………………………………………………………………………....…......................
1 Технико-экономическая характеристика Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»…………………………............................................................................................
1.1 Общие сведения об Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»……….…..
1.2 Основные технико-экономические показатели Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР
«Чувашавтотранс»……………....................................................................................................
1.3 Учетная политика организации……………………………................................................
2 Бухгалтерский учет и управление дебиторской задолженностью...................................................
2.1 Понятие дебиторской задолженности. Срок исковой давности………............................
2.2 Учет расчетов с дебиторами..................................................................................................
2.2.1 Учет дебиторской задолженности расчетов с покупателями и заказчиками……….…
2.2.2 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами……………………………........
2.2.3 Учет дебиторской задолженности расчетов с подотчетными лицами………………...
2.2.4 Учет резервов по сомнительным долгам……………………………..............................
2.3 Инвентаризация расчетов с дебиторами……………………………..................................
2.4 Политика управления и методика анализа дебиторской задолженности………………
3 Учет, анализ и управление дебиторской задолженностью в Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»….................................................................................................................…...........
3.1 Учет дебиторской задолженности в Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР
«Чувашавтотранс»…………………………................................................................................
3.2 Анализ дебиторской задолженности в Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР
«Чувашавтотранс»…………………………................................................................................
3.3 Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью Урмарского АТП
- филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»…………………………...............................................
Заключение………………………………………………………………………….....................….
Литература …………………………………………………………………………......................…
1. Последовательно
анализируется каждый вид
-Расчеты с
покупателями и заказчиками (
Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов полученных по каждому покупателю (заказчику).
Данные аналитического учета за поставленные товары (работы, услуги) должны обеспечивать возможность получения необходимой информации:
- по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- по векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- по векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
- по векселям, денежные средства по которым не поступили в срок;
- по покупателям и заказчикам в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность.
Проверяются акты
сверок (выверок) с покупателями и
заказчиками. Акты должны быть подписаны
обеими сторонами. Суммы, отраженные в
акте, сверяются с данными
На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:
- задолженность, подтвержденная дебиторами;
- задолженность, не подтвержденная дебиторами;
- задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Проверяется обоснованность списания безнадежной задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя. Списание безнадежной задолженности возможно:
- по истечении срока исковой давности. Срок исковой давности составляет 3 года с момента возникновения задолженности;
- при неплатежеспособности
должника. Суммы списанной задолженности
сопоставляется с суммами,
-Расчеты с поставщиками и подрядчиками (балансовый счет 60)
Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов выданных по каждому поставщику (подрядчику).
Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимых данных о расчетах с поставщиками (подрядчиками):
- за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п.;
- по доставке
или переработке материальных
ценностей, расчетные
- за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
- по излишкам
товарно-материальных
- за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам выданным (в соответствии с условиями договора и платежными документами).
Проверяются акты сверки с поставщиками и подрядчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.
На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:
- задолженность, подтвержденная кредиторами;
- задолженность, не
- задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Проверяется обоснованность
списания кредиторской задолженности.
Задолженность списывается при
наличии письменного
-Расчеты с подотчетными лицами (балансовый счет 71)
Аналитический учет ведется по каждой сумме, выданной под отчет.
Выявляются подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки. Предприятия выдают наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Проверяется правомерность выдачи наличных денег под отчет. Круг лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет, устанавливается приказом руководителя.
Проверяется соблюдение порядка выдачи наличных денег под отчет:
выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу;
передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому лицу запрещается;
расчеты с персоналом по оплате труда ( балансовый счет 70)
-Расчеты с
разными дебиторами и
Данные аналитического
учета должны обеспечивать возможность
получения необходимой
- по имущественному страхованию;
- по личному страхованию;
- по страхованию предпринимательских рисков и гражданской ответственности;
- по претензиям;
- по суммам,
удержанным из оплаты труда
работников организации в
- по договорам аренды, поручения, комиссии и др.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете обособленно.
Проверяются акты
сверок с дебиторами и кредиторами.
Акты должны быть подписаны обеими
сторонами. Суммы, отраженные в акте,
сверяются с данными
Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то она списывается с баланса организации:
Дебет 91-2, Кредит 62 (76, 71, 70…) - списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
Дебет 63, Кредит 62 (76…) - списана дебиторская задолженность, по которой ранее был создан резерв по сомнительным долгам.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. В течение этого времени списанная задолженность должна числиться за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
2. Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме № ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.
3. На основании справки заполняется форма № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии. Акт хранится в архиве организации 5 лет.
2.4 Политика управления и методика анализа дебиторской задолженности
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении современной ее инкассации.
В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:
предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.); система предоставляемых скидок.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.
1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
3. Определение
возможной суммы оборотного
4. Формирование системы кредитных условий.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.
6. Формирование
процедуры инкассации
7. Обеспечение
использования в организации
современных форм
8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде
Основной задачей
этого анализа является оценка уровня
и состава дебиторской
На первом этапе
анализа оценивается уровень
дебиторской задолженности
где КОАдз —
коэффициент отвлечения оборотных
активов в дебиторскую
ДЗ — общая
сумма дебиторской
ОА — общая
сумма оборотных активов
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле: