Система внебюджетных фондов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения 5
1.2. Порядок образования и источники формирования внебюджетных фондов 10
1.3 Страховые взносы как основной источник формирования внебюджетных фондов РФ 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РФ 15
2.1 Деятельность пенсионного фонда РФ за 2010-2013 гг. 15
2.2 Деятельность фонда социального страхования за 2010-2013 гг. 18
2.3.Деятельность фонда обязательного медицинского страхования за 2010-2013 гг. 21
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РФ 24
3.1. Реформирование пенсионной системы РФ 24
3.2 Проблемы функционирования внебюджетных фондов в России 27
3.3 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_finansy.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

При распределительной системе учитываются только общие показатели: трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Поскольку распределительная система устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсионеров, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Поэтому возможности такой системы весьма ограничены, если учитывать существующую демографическую ситуацию.

Сегодня в России происходит общее постарение населения страны: при общем его росте за последние 10 лет на 7,7% численность лиц пенсионного возраста увеличилась на 33,4%, а их доля в составе населения поднялась с 16,3 до 20,2%.

В условиях, когда снижается доля всех занятых и занятых по найму в общей численности трудоспособного населения, возникает объективная необходимость изменить формы пенсионного обеспечения и более тесно увязать уровень пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Этим требованиям в большей степени отвечает накопительная пенсионная система. При накопительной системе поступающие страховые взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются и инвестируются. Вместе с полученными от инвестирования доходами они в будущем используются для пенсионного обеспечения тех, кто осуществлял накопление.

Считается, что накопительная пенсионная система обладает следующими преимуществами. Она:

1) не зависит от демографической  ситуации в стране, от соотношения  работающих и пенсионеров, хотя  и продолжает зависеть от темпов  экономического роста;

2) обеспечивает дифференциацию  пенсий в зависимости от того, каковы накопления человека и насколько эффективно они были инвестированы;

3) позволяет использовать аккумулируемые  деньги для долгосрочного инвестирования  в экономику;

4) сочетается с системой конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов, что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.

В России в любом случае при переходе от распределительной системы к накопительной неизбежен период сосуществования двух систем, в рамках которого государству потребуется возмещать потери поступлений в распределительную систему, вплоть до полного исполнения обязательств.

Именно по этому пути и осуществляется сейчас реформирование пенсионной системы в РФ.

Основу новой пенсионной системы составили три федеральных закона, принятых в конце 2001 г., - «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». 24 июня 2002 г. был принят еще один Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В соответствии с этими законами трудовая пенсия делится на три части: базовую, страховую и накопительную часть. Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете». Она также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера». Как базовая, так и страховая части являются элементами распределительной системы. Они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.

Третья часть трудовой пенсии - накопительная. Она представляет собой определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка. Эта часть накапливается в Пенсионном фонде и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица». Накопительная часть формирует будущую пенсию. При этом аккумулированные средства инвестируются либо государственной управляющей компанией (Внешэкономбанк), либо частными структурами - уполномоченной управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом.

В 2003г. предполагалось, что ставка взноса по накопительной системе (на именные накопительные счета) должна составить 3% общего объема средств, направляемых в ПФ. В 2006г. она должна составить уже 5%, в 2009г. - 7%, а в 2010г. - 8%.

Для лиц, выходящих на пенсию по старости до 2005г., доля тарифа для зачисления на именной накопительный счет (даже если они будут продолжать трудиться) станет направляться исключительно в ПФ, поскольку их пенсии будут финансироваться целиком за счет текущих поступлений в этот фонд без использования именных накопительных счетов.

 

 

 

3.2  Проблемы функционирования внебюджетных фондов в России

 

Одной из самых серьезных проблем в деятельности ПФ РФ остается проблема инвестирования пенсионных денег. Члены совета по пенсионной реформе не пришли к единому мнению в отношении законопроектов о профессиональных пенсиях и об инвестировании средств для накопительных пенсий. Законопроект в нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования в наиболее доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков закона нет согласия по поводу того, в какие именно финансовые инструменты должны инвестироваться средства Пенсионного фонда, какие финансовые институты, государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти средства должны работать – в России или за рубежом, каков должен быть государственный контроль, как следует гарантировать их сохранность и прочее. Эти недоработки очевидны, однако на сегодняшний день не предложено никаких реальных альтернатив проекту закона. Согласно этому проекту, накопительная часть пенсионных сбережений должна инвестироваться по трем направлениям – в государственные ценные бумаги РФ, в акции предприятий с высоким рейтингом корпоративного управления в России и за границей.

Самая главная проблема нашей страны в том, что она до сих пор не научилась строить планы в долгосрочном периоде. Никто не задумывается о том, как мы будем жить лет через 20-30. На примере пенсионного фонда уже сейчас видно как не хватает средств на выплату пенсий. Нехватку приходиться ликвидировать за счет стабилизационного фонда.

Говоря о проблемах в области обязательного медицинского страхования, нужно отметить, что в настоящее время государственные обязательства по предоставлению бесплатной медицинской помощи не обеспечиваются финансовыми ресурсами, территориальные программы ОМС финансируются лишь на 40-60%.

В сложившейся экономической ситуации сохранение государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на универсальной основе практически нереально.

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС.

Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами,  а более дорогими технологиями.

Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.

Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.

В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям.

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

 

 

 

 

3.3 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования

 

На основе проведенного анализа очевидно, что без решения проблем социального страхования на основе подлинно присущих ему принципов организовать эффективное функционирование и совершенствование деятельности внебюджетных фондов не удастся.

Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы России с учетом влияния мирового финансового кризиса. Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы. Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2009 по 2013 год возросла с 12,1 до 16% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2014 году снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. руб.

Поддержку определенных видов экономической деятельности можно осуществлять другим способом - посредством выделения работодателям целевых субсидий из федерального бюджета, которые возможно было бы использовать на компенсацию произведенных ими расходов по уплате страховых взносов.

Важным аспектом развития системы пенсионного страхования - развитие накопительного компонента. Одно из направлений повышения эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности - предоставление накопительным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках; введения обязательного страхования ответственности накопительного Пенсионного фонда по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный либо в другой накопительный пенсионный фонд по выбору гражданина; законодательного установления принципа разумного поведения при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей и др. меры.

Безусловным является сохранение обязательного характера пенсионных накоплений и как источника пенсионных выплат, и как долгосрочного инвестиционного ресурса для целей развития экономики страны.

В рамках модернизации системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи в соответствии с Концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года на период с 2010 по 2015 год предусмотрены следующие мероприятия:

- переход на обоснованные тарифы медицинской помощи;

- внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;

- переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования;

- паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему обязательного медицинского страхования .

Важное значение для модернизации системы медицинского страхования имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», вступивший в силу с 1 января 2011 года. Законом установлен минимальный размер платежа за неработающее население, что с одновременным повышением ставок страховых взносов приведет к увеличению наполнения системы медицинского страхования до 1,2-1,3 трлн. руб. в год. Начиная с мая 2011 года, гражданам выдаются полисы единого образца, действующие на всей территории страны, что позволит получать бесплатную медицинскую помощь независимо от места прописки или места реального жительства. Другое новшество - приобретение человеком права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. Это создает конкуренцию на рынке и страховых, и медицинских услуг.

Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, но и организации любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Развитие добровольного медицинского страхования должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи.

Информация о работе Система внебюджетных фондов РФ