Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:58, реферат

Краткое описание

В данной работе будет представлена классификация внебюджетных фондов по уровням управления, которая позволит рассмотреть, как организуется деятельность внебюджетных фондов, направление их расходов и доходов на разных уровнях управления. Также будет описана классификация внебюджетных фондов по функциональному назначению, где будут представлены основные фонды Российской Федерации, выполняющие каждый свои определённые функции.

Оглавление

Введение 2
Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ 3
Классификация внебюджетных фондов по уровням управления 5
Классификация внебюджетных фондов по функциональному назначению 9
Социальные внебюджетные фонды РФ 9
Пенсионный фонд (ПФР) 9
Фонд социального страхования (ФСС) 11
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 12
Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд). 13
Экономические внебюджетные фонды РФ 13
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР 14
Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы 16
Фонд инвестирования жилищного строительства 18
Заключение 19
Литература 20

Файлы: 1 файл

Vnebyudzhetnye_fondy.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием  принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть с  расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением  централизованного государства  начинался период унификации специальных  фондов. На основе объединения различных  фондов был создан государственный  бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Главная причина создания внебюджетных фондов  - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

В данной работе будет представлена классификация внебюджетных фондов  по уровням управления, которая позволит рассмотреть, как организуется деятельность внебюджетных фондов, направление их расходов и  доходов на  разных уровнях управления. Также будет описана классификация внебюджетных фондов по функциональному назначению, где будут представлены основные фонды Российской Федерации, выполняющие каждый свои определённые функции.

Внебюджетные  фонды как составная часть  финансовой системы РФ

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Органы власти в рамках законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  1. запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  2. денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  3. формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  4. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  5. на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  6. денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  7. расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует большое  количество внебюджетных фондов. В  зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению - на экономические и социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов в 1998 г. составило около 40.

Классификация внебюджетных фондов по уровням управления

По уровням  управления внебюджетные фонды делят  на федеральные, региональные и муниципальные (местные).

Порядок образования  и использования государственных (федеральных, региональных, местных) внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

Решение об образовании  государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов федерации и местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь.

Такие внебюджетные фонды  находятся в собственности государства, но являются автономными, они имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Источники формирования федеральных внебюджетных фондов:

  1. специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  2. отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
  3. средства бюджета;
  4. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юр. лицом;
  5. кредиты, полученные фондом у народного банка РФ или у частных банков.

Внебюджетный  фонд местного органа власти может  формироваться за счет:

  1. добровольных взносов юридических и физических лиц;
  2. доходов от аукционов;
  3. штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;
  4. штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб;
  5. штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами на основе законодательства Российской Федерации.

Средства внебюджетных фондов находятся на специальных  счетах, открываемых исполнительным органом местного самоуправления, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются исполнительным органом местного самоуправления либо органом управления муниципальным внебюджетным фондом в соответствии с целевым назначением.

В различных муниципальных образованиях могут быть образованы такие внебюджетные целевые фонды, как фонд поддержки правоохранительных органов, фонд культуры, спорта и молодежи, фонд оздоровления детей, фонд обеспечения деятельности местной администрации, фонд благоустройства и озеленения территории муниципального образования, фонд социальной защиты населения, экологический фонд, фонд материальной поддержки населения, фонд муниципальных пособий и стипендий, специальный жилищный ссудный фонд, резервный бюджетный фонд и т. д.

Доходы  регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К региональным налогам  и сборам относятся:

— налог на имущество  организаций;

— налог на недвижимость;

— дорожный налог;

— транспортный налог;

— налог с продаж;

— налог на игорный  бизнес;

— региональные лицензионные сборы.

К неналоговым доходам  регионального бюджета относятся:

— средства, получаемые от продажи регионального имущества;

— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

— плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

— часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

— другие предусмотренные  законодательством Российской Федерации  доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти субъектов  Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные  перечисления от физических и юридических  лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В бюджеты могут также  зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными  расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме  дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета.

В федеральных  внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных мероприятий и т.п.).

Классификация внебюджетных фондов по функциональному назначению

Социальные внебюджетные фонды РФ

Пенсионный  фонд (ПФР)

Пенсионный  фонд Российской Федерации - один из важнейших  социальных институтов страны.

Сегодня Пенсионный фонд - это государственное учреждение с особым статусом. Это единственный пенсионный фонд, принадлежащий государству, и являющийся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию россиян.

Объем взносов, полученных Пенсионным фондом в 2008 году, составил порядка 2,6 трлн. рублей. Выплата пенсий, а также других социальных платежей превысила 2,3 трлн. рублей.

В соответствии с Законом о бюджете Пенсионного  фонда на 2009-2011 гг., суммарные доходы ПФР в 2009 г. составят 3,2 трлн. рублей и увеличатся к 2011 г. до 4,8 трлн. рублей. Расходы Фонда оцениваются в суммах: на 2009 г. – 2,9 трлн. рублей, к 2011 г. возрастут до 4,3 трлн. рублей.

Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ