Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:58, реферат

Краткое описание

В данной работе будет представлена классификация внебюджетных фондов по уровням управления, которая позволит рассмотреть, как организуется деятельность внебюджетных фондов, направление их расходов и доходов на разных уровнях управления. Также будет описана классификация внебюджетных фондов по функциональному назначению, где будут представлены основные фонды Российской Федерации, выполняющие каждый свои определённые функции.

Оглавление

Введение 2
Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ 3
Классификация внебюджетных фондов по уровням управления 5
Классификация внебюджетных фондов по функциональному назначению 9
Социальные внебюджетные фонды РФ 9
Пенсионный фонд (ПФР) 9
Фонд социального страхования (ФСС) 11
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 12
Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд). 13
Экономические внебюджетные фонды РФ 13
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР 14
Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы 16
Фонд инвестирования жилищного строительства 18
Заключение 19
Литература 20

Файлы: 1 файл

Vnebyudzhetnye_fondy.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально  значимых функций:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию
  • назначение и выплата пенсий. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян
  • взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала

С принятием  Федерального закона от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых  взносах на накопительную часть  трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», который вступил в силу частично с 1 октября 2008 года, а полностью вступит в силу с 1 января 2009 года, Пенсионный фонд осуществляет реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. Данный закон внес в пенсионную систему уникальное новшество, не имеющее аналогов в большинстве развитых стран. Открывается новая страница для пенсионной системы страны. Созданы мотивации основным  участникам пенсионной системы - самому гражданину и его работодателю – действовать так, чтобы у гражданина заметно увеличилась трудовая пенсия, и чтобы он мог сам управлять процессом формирования своей будущей пенсии.

Фонд социального  страхования (ФСС)

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда  регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Функции

  • выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами
  • оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет
  • оплата родовых сертификатов
  • доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам
  • доплата за диспансеризацию работающих граждан
  • оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами
  • оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей)
  • и др.

Однако оформление т. н. «Материнского капитала» производится в отделении Пенсионного Фонда РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность  фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным  законом «Об обязательном медицинском  страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Среди основных функций фонда:

  • Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
  • Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
  • Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

Ранее функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, сейчас часть его функций исполняет 

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства труда и социальной защиты. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В числе основных функций:

  • контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
  • деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • организация альтернативной гражданской службы;
  • организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров

Экономические внебюджетные фонды РФ

Российский  фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР

Эти фонды созданы  в соответствие с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ»  от 27. 04. 92 № 1 426. В Постановлении Правительства РФ от 12. 04. 94 г. № 315 «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» установлено, что в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих деятельность по разработке, финансированию и реализации комплексных программ и целевых научно-технических программ и НОКР, действуют отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР.

Указанные внебюджетные фонды не наделяются правами юридических  лиц и действуют от имени федеральных  министерств, иных федеральных органов  исполнительной власти и объединений, в которых они образованы. Они  формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1, 5 % от себестоимости реализуемой продукции, а суммы отчислений включаются предприятиями в себестоимость продукции.

Для осуществления операций, связанных с поступлением и расходованием средств этих внебюджетных фондов, получателям (министерствам, иным федеральным органам власти, организациям, корпорациям) открываются в банках депозитные счета.

Министерство науки  и технической политики РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов в порядке, определяемом совместно с Министерством финансов РФ, ведет реестр внебюджетных фондов.

Положение о Российском фонде технологического развития утверждается Министерством науки и технической  политики РФ с учетом постановления Правительства от 12. 04. 94 № 315.

Положение о внебюджетном фонде утверждается федеральным  министерством, иным федеральным органом  исполнительной власти или объединением, в котором образуется внебюджетный фонд, с учетом указанного постановления и по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ.

Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов  наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию  применяемых технологий, мероприятия по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др. Эти средства могут размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случае полученные доходы в виде процентов облагаются налогом на прибыль по установленной ставке, а оставшаяся часть направляется на увеличение средств соответствующих фондов.

Запрещается направлять средства внебюджетных фондов на проведение коммерческих операций.

Выделение средств из внебюджетных фондов осуществляется на договорной основе.

Ответственность за целевое  использование средств внебюджетных фондов возлагается на руководителей  федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых образованы внебюджетные фонды.

Информация о финансовом состоянии внебюджетного фонда  не составляет коммерческую тайну.

Контроль над целевым  использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки и технической политики РФ и Министерство финансов РФ. В случае не целевого использования расходования средств они имеют право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленных нарушений и их последствий регистрация может быть возобновлена.

Государственный внебюджетный фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы

Данный фонд действует  в соответствии с Положением о  фонде, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25. 04. 93 г. № 4546-1.

Средства фонда формируются  за счет отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, которые  производят субъекты предпринимательской  деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны.

Объектом налогообложения  при определении отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы является стоимость  реализованного сырья или реализованной продукции, полученных из полезных ископаемых, добытых предприятиями, за вычетом налога на добавленную стоимость, акциза.

До утверждения в  установленном порядке налоговых  ставок применяются ставки отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы согласно Положению о фонде.

Ежегодно до начала следующего календарного года Роскомнедра представляет Минфину России и Госналогслужбе РФ уточненные сведения о размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для конкретных мероприятий.

По истечении календарного года производится уточнение суммы  отчислений на финансирование геологоразведочных работ с зачислением неиспользованных или использованных не по назначению средств в федеральный бюджет.

В соответствии со статьей 40 Закона РФ «О недрах» освобождаются от уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы следующие категории пользователей:

  • собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
  • пользователи недр, ведущие региональные геолого-физические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр;
  • пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (заказники, заповедники...).

Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из облагаемого оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых и предусмотренных ставок.

Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ