Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 20:32, курсовая работа
В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения 5
1.2. Порядок образования и источники формирования внебюджетных фондов 10
1.3 Страховые взносы как основной источник формирования внебюджетных фондов РФ 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РФ 15
2.1 Деятельность пенсионного фонда РФ за 2010-2013 гг. 15
2.2 Деятельность фонда социального страхования за 2010-2013 гг. 18
2.3.Деятельность фонда обязательного медицинского страхования за 2010-2013 гг. 21
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РФ 24
3.1. Реформирование пенсионной системы РФ 24
3.2 Проблемы функционирования внебюджетных фондов в России 27
3.3 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица 2.1
Доходы бюджета ФСС РФ в 2010 – 2012 гг., млн. руб.
Вид дохода |
2010г. |
2011 г. |
2012 г. |
Доходы всего |
463 776,70 |
215 536,90 |
285 845,90 |
Налоговые и неналоговые доходы, в т.ч. |
337 194,70 |
51 628,00 |
87 546,80 |
1. Налоги и взносы на социальные нужды |
305 651,70 |
157 024,00 |
189 935,50 |
Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
243 432,3 |
92 594,20 |
115 771,80 |
Страховые взносы от НС и ПЗ |
62 219,40 |
64 429,80 |
74 163,80 |
2. Налоги на совокупный доход , в т.ч. |
11 762,30 |
6 205,00 |
-195,70 |
УСН |
8 062,80 |
5 073,80 |
-216,60 |
ЕНВД |
3 528,20 |
943,1 |
13,20 |
ЕСХН |
171,3 |
188,1 |
7,70 |
3. Задолженность и перерасчеты по взносам |
-435,2 |
-733,9 |
-243,60 |
4.Доходы от использования |
- |
76,4 |
613,60 |
5. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
98,3 |
67,4 |
82,90 |
6. Доходы от продажи |
1,4 |
0,6 |
2,40 |
7. Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
194,3 |
131,1 |
209,20 |
8. Прочие неналоговые доходы |
19 926,50 |
-111 142,00 |
-102 857,50 |
9. Безвозмездные поступления |
126 581,90 |
163 908,80 |
198 299 |
Как показывают данные табл. 2.1., доходы ФСС РФ образуются за счет поступлений в виде в виде страховых взносов по ставке 2,9%, а так же взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (далее – НС и ПЗ). В бюджет ФСС так же подлежат по нормативам отчислений ЕНВД, УСН и ЕСХН. В состав налоговых доходов включены так же и суммы задолженности и перерасчетов по взносам, уплачиваемым в бюджет ФСС.
Неналоговые доходы представляют совокупность доходов, получаемых от оказания платных услуг и компенсации затрат Фонда и прочие неналоговые доходы (например, поступления капитализированных платежей предприятий).
Безвозмездные перечисления – третий вид доходов внебюджетного фонда – это перечисления из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, перечисляемые ФСС на строго установленные цели.
Общий объем доходов бюджета ФСС РФ снизился на 248 239,80 млн. руб. в 2011 году (на 53,5% в относительном выражении) и увеличился на 70 309 млн. руб. в 2012 году (на 32,6%).
Большая часть доходов Фонда в виде страховых взносов формировалась за счет страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплата которых производится по ставке 2,9% от базы обложения. На долю данного платежа пришлось 79,6% от общего объема поступлений от работодателей в 2010 году, 59% в 2011 году и 61% в 2012 году.
Оставшаяся часть взносов – это взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний: 20,4% в 2010 году, 41% в 2011 году и 39% в 2012 году.
При этом результаты анализа доходной части бюджета ФСС РФ показали значительное недопоступление страховых взносов (в 2 раза отклонение между фактически полученными доходами Фонда и запланированными в 2011 и 2012гг.).
Расходы бюджета ФСС РФ представляют собой денежные средства, направляемые им на финансовое обеспечение реализации возложенных на него функций. Состав расходов бюджета ФСС РФ приведен в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Состав расходов бюджета ФСС РФ в 2010-2012гг., млн. руб.
Наименование расхода |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего расходов, в т.ч. |
491 199,30 |
154 511,30 |
186 288,20 |
1. Общегосударственные вопросы |
4,4 |
18 312,90 |
23 750,20 |
2. Образование |
40,7 |
46 |
48,50 |
3. Социальная политика |
491 154,20 |
136 152,40 |
162 489,50 |
Согласно данным табл. 2.2, расходы бюджета ФСС представляют собой сочетание 3 крупных статей расходов – общегосударственные вопросы (включает в себя затраты в виде взносов в международные организации), образование (статья включает в себя финансирование расходов на профессиональную подготовку, переподготовка и повышение квалификации) и социальная политика – в рамках данной статьи приводится перечень расходов бюджета на финансирование выплат пособий гражданам, предусмотренным к финансированию за счет средств бюджета ФСС РФ.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 414 194 891,1 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 23 580 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в сумме 32 573 043,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 82 646 160,6 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 74 401 296,1 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей;
Общий объем расходов бюджета Фонда в 2013 году ожидается в сумме 606 518 458,2 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 437 037 093,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 76 050 068,3 тыс. рублей, за счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 93 431 296,1 тыс. рублей;
Предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 16 246 110,4 тыс. рублей, включая предельный объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22 842 202,7 тыс. рублей и предельный объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 6 596 092,3 тыс. рублей.
2.3.Деятельность фонда обязательного медицинского страхования за 2010-2013 гг.
Основными задачами ФОМС в рассматриваемом периоде являлись:
1) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) аккумулирование финансовых средств бюджета ФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Согласно представленному отчету об исполнении бюджета ФОМС за 2010-2012 гг. и результатам проверок Счетной палаты Российской Федерации:
4 734 000,0 тыс. рублей;
- общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 109 123 972,7 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, переданных бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей;
-объем дефицита бюджета Фонда в сумме 7 280 367,3 тыс. рублей.
2) -общий объем доходов бюджета ФОМС за 2011 составил в сумме 348 437 079,3 тыс. рублей, или 103,7 % к общему объему доходов, утвержденному Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (335 968 300,0 тыс. рублей), в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, в сумме 21 140 700,0 тыс. рублей;
-общий объем расходов бюджета ФОМС сложился в сумме 310 428 047,6 тыс. рублей, или 92,4 % общего объема расходов, утвержденному Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (335 968 300,0 тыс. рублей), в том числе межбюджетные трансферты, переданные бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 999 983,7 тыс. рублей;
- объем профицита бюджета ФОМС составил 38 009 031,7 тыс. рублей.
3) - общий объем доходов бюджета Фонда в 2012 году составил в сумме 966 542 187,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 51 810 000,0 тыс. рублей;
- общий объем расходов бюджета
Фонда в сумме 932 157 813,7 тыс. рублей,
в том числе межбюджетные
- объем профицита бюджета Фонда в сумме 34 384 373,6 тыс. рублей.
Планируемый объем поступления страховых взносов 2013 г. должен составить 607 млрд рублей.
Расходы Фонда за счет средств ОМС составят в 2013 г. – 1034,4 млрд рублей, в том числе:
- субвенции в бюджеты
- бюджетные ассигнования, резервируемые в бюджете Фонда, на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов;
- финансовое обеспечение
- средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде и диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов предусмотрены ежегодно в сумме 19,0 млрд рублей (стоимость родового сертификата в 2013 и 2014 г. составит 11 тыс. рублей);
- на обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая административные расходы на содержание Фонда;
3.1. Реформирование пенсионной системы РФ
В настоящее время пенсионная система нуждается в реформировании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы.
Пенсионная система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления в фонды пенсионного страхования от работающего населения. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В данном случае говорят о так называемом договоре между поколениями.