Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:02, курсовая работа
В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
- дать общую характеристику системе образования в РФ;
- рассмотреть основные источники финансирования образования;
- дать сравнительную характеристику расходам на образование;
- перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.
Введение 3
Глава 1 Система образования и её финансирование 4
1.1. Общая характеристика системы образования и источники её финансирования 4
1.2. Организация финансирования расходов бюджетов на образование 7
Глава 2 Бюджетные средства на финансирование образования 12
2.1. Расчётные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования 12
2.2. Сравнительный анализ финансирования расходов на образование в 2009 году 21
2.3. Расходы на образование в 2010 году 22
2.4 Проблемы бюджетного финансирования образования 24
2.5 Основные проблемы бюджетного финансирования образования 24
2.6 Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках основных проблем 25
2.7 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования 27
Заключение 30
Список литературы 31
Приложения
2.3 Расходы на образование в 2010 году.
Соответствующие расходы сформированы в размере 201408,9 млн. рублей с приростом против 2009 года, в том числе на оплату работающих в системе образования – 98853,5 млн. рублей (приложение 1).
Расходы на национальные проекты в области образования в размере 4,9 млрд. рублей по разделу «Межбюджетные трансферты». В январе 2010 года расходы по разделу «Образование» дополнительно увеличены за счёт перераспределения некоторых доходов бюджета в 2009 году.
В 2010 увеличен размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 315 до 400 рублей, а стипендий аспирантов и докторантов государственных образовательный учреждений высшего профессионального образования и научных организаций – соответственно до 2000 рублей и 3000 рублей.
На обеспечение деятельности образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, предусмотрено 43263,8 млн. рублей (прирост против 2009 г. – на 6311,9 млн. рублей, или 17,1%), в том числе на оплату труда работников с учётом индексации денежного довольствия военнослужащих, приравненных к ним лиц и государственных служащих – 32174,9 млн. рублей (включая начисление)).
В составе расходов на образование ассигнования на содержание работников центральных аппаратов отдельных федеральных органов исполнительной власти в сфере образования учтены в размере 539 млн. рублей, что больше, чем в 2009 году, на 23,6%.
Эти расходы определены с учётом дополнительных ассигнований, необходимых на финансирование проектируемого увеличения численности работников центрального аппарата Федерального агентства по образованию, в связи с передачей в их ведение от федеральных органов исполнительной власти 650 учебных заведений.
Повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в 2010 году будет осуществляется в рамках решения задачи.
В целом фонд
оплаты труда работников
Проблемы бюджетного финансирования образования.
2.4 Основные проблемы бюджетного финансирования
образования.
1. Характерной особенностью
современного состояния
- оплата труда;
- стипендия;
- трансферты;
- оплата коммунальных услуг;
- остальные виды расходов.
Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования:
- выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование – не менее 3% расходной части федерального бюджета;
- установление уровня
оплаты труда работников
- введение социальных доплат, надбавок для работников образования.
Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.
2. Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный БК РФ, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам.
3. Нормативно-методическая
база бюджетного
4. В законодательной
базе, определяющей процедуру
5. Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.
Всё это позволяет
предположить, что бюджетная (финансовая,
экономическая) политика
2.5 Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках
основных проблем.
1. В настоящее время
практически отсутствует
- не принят закон
о минимальных социальных
- не разработаны нормативы государственных затрат на оказание государственных образовательных услуг;
- не существует единых методологических основ расчёта минимальной бюджетной обеспеченности;
- не разработаны
необходимые методические
- отсутствуют единые
по России и ведомственные
методики распределения
Вместе с тем
государство несмотря на
2. Организация бюджетного
процесса основана на
- образовательные
учреждения расположены на
- главный распорядитель
бюджетных средств не только
доводит уведомления о
- главный распорядитель бюджетных средств (министерство в Москве) утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. В течение одного рабочего дня с момента утверждения их сметы должны быть представлены в казначейство, что нереально, учитывая территорию России;
- финансирование начислений на оплату труда (ЕСН) представляет собой дополнительную «петлю» в движении бюджетных средств: по существу деньги следуют из бюджета через бюджетные учреждения обратно в бюджет. Единственное достоинство такого процесса состоит в том, что при использовании регрессивной шкалы часть ЕСН можно направить на другие виды расходов и тем самым как бы дополнить собственный бюджет учреждения по статьям, не предусмотренным сметой доходов и расходов.
3. Серьёзную проблему представляет собой действующий механизм использования внебюджетных средств:
- внебюджетные доходы
в образовательное учреждение
поступают неравномерно в
- необходимость расходования
поступающих доходов
- доплаты за счёт
внебюджетных средств
4. Бюджетный кодекс,
предусматривая правила учёта
остатков бюджетных средств на
лицевых счетах
- средства бюджета
не всегда могут быть
- поставщиками коммунальных
услуг выставляются счета по
оплате по итогу за прошедший
период, средства же на оплату
планируются на текущий период,
что создаёт проблемы по
- система выплаты
трансфертов не
2.6 Предложения по решению проблем бюджетного
финансирования.
1. Необходимо упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:
- передачу права
утверждения сводной сметы
- включение бюджетополучателей
в процедуру разработки
- пересмотр срока
доведения уведомлений о
- доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях, объёмах доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств одной строкой;
- предоставление
права бюджетополучателям
- корректировку росписи расходов бюджета на основе фактически произведённых расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации, предоставленными в бухгалтерском отчёте за конкретный отчётный период;
- передачу утверждённой
сметы доходов и расходов в
течение одного дня со дня
её получения бюджетным