Система образования и её финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
- дать общую характеристику системе образования в РФ;
- рассмотреть основные источники финансирования образования;
- дать сравнительную характеристику расходам на образование;
- перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Система образования и её финансирование 4
1.1. Общая характеристика системы образования и источники её финансирования 4
1.2. Организация финансирования расходов бюджетов на образование 7
Глава 2 Бюджетные средства на финансирование образования 12
2.1. Расчётные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования 12
2.2. Сравнительный анализ финансирования расходов на образование в 2009 году 21
2.3. Расходы на образование в 2010 году 22
2.4 Проблемы бюджетного финансирования образования 24
2.5 Основные проблемы бюджетного финансирования образования 24
2.6 Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках основных проблем 25
2.7 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования 27
Заключение 30
Список литературы 31
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

   - дошкольные;

   - образовательные,  включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

   - начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального  образования;

   - дополнительного  образования взрослых;

   - дополнительного  образования детей;

   - специальные  (коррекционный) для обучающихся  воспитанников с отклонениями  в развитии;

   - для детей-сирот,  оставшихся без попечения родителей  (законных представителей);

   - другие учреждения, осуществляющие образовательный  процесс.

   Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.

  Кроме образовательных  учреждений в систему образования  включается также широкая сеть  учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения: научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по    хозяйственному содержанию зданий и др.

  Каждое образовательное  учреждение создаётся одним или  несколькими учредителями, которые  финансируют его деятельность. В  соответствии со ст.120 ГК РФ  «учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объём бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.       

  Степень участия  бюджета того или иного уровня  в финансировании расходов зависит  от целого ряда факторов, в  том числе: от государственного  устройства и общей системы  государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

   - на финансирование  учреждений федерального ведения  в основном учреждении профессионального  образования;

   - на реализацию  федеральных образовательных целевых  программ, таких как «Дети-сироты», «Молодёжь России», Программа развития образования и т.п.

  Правовой базой  для привлечения внебюджетных  источников финансирования в  образовательную отрасль явилась  целая серия законодательных  актов, среди которых кроме  Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

  В настоящее время  система частного предпринимательства  в образовании отражает общественную  реакцию на новые направления  развития экономики государства.  Рынок образовательных услуг  призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями,  но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

   - предпринимательской,  условно-предпринимательской или специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

   - взаимодействие  с юридическими и физическими  лицами, способными осуществлять  благотворительность в пользу  образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

1.2 Организация  финансирования расходов бюджетов на

образование.

 

Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно  связано с изучением организационной  структуры самой системы образования  и отдельных её элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчётный счёт, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объём финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

  В действительности  нормативы финансирования отсутствуют.  Использовать бюджетные средства  по своему усмотрению бюджетные  учреждения не в праве из-за  целевого финансирования расходов  казначейством по предметным  статьям. Подавляющее большинство дошкольных учреждений и школ обслуживаются органами казначейства через централизованные бухгалтерии. Параллельно с законодательством в области образования в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Он предоставляет руководителю право в зависимости от объёма учётной работы сделать выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии. Какую бы учётную политику ни избрало государственное учреждение, его производственные и хозяйственные расходы покрываются за счёт средств учредителя, доходов от собственной предпринимательской деятельности, иных внебюджетных источников.

  Федеральный центр определяет  общие правовые рамки функционирования  образовательной системы и основные  ориентиры государственной политики. Субъекты РФ и органы местного  самоуправления (ОМСУ) несут ответственность  за принятие решений, касающихся  региональных и муниципальных особенностей системы образования.

  Следующий предмет ведения  государства и ОМСУ – учредительство  и владение государственными  и муниципальными учебными заведениями.  Как правило, учредителями государственных  и муниципальных учреждений образования выступают органы управления, которые по закону несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного заказа. Государственный заказ является одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит от формы собственности его исполнителя.

  Государственный заказ ограничен  возможностями бюджетного финансирования  и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными  и муниципальными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.

  В соответствии с Федеральным  законом «Об образовании» НОУ  имеют право после получения  государственной аккредитации на  бюджетное финансирование. В мировой  практике существуют страны, в  которых запрещено прямое и  косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве же стран имеют место промежуточные варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным структурам в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований на одного учащегося НОУ в 14 раз меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах (Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов.

  Основными документами, регулирующими  ответственность и права учредителя  и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях  между ними и устав образовательного  учреждения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» устав разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и включающий другие правовые аспекты, является двухсторонним актом. При оформлении договорных отношений по распределению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требования к объёму и характеру работы, то права создают условия для их выполнения, а ответственность означает возможность применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счёт бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены, устанавливаются минимальные нормы наполняемости при комплектовании классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

  Учредитель берёт на себя  обязательства по финансированию  учреждения в соответствии с  утверждённой сметой расходов. Если  учреждение не имеет самостоятельной  бухгалтерии, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

  Обязанностью образовательного  учреждения является своевременное  представление учредителю программы  развития, обоснований потребности  в бюджетных средствах, а также  объёмах предполагаемого поступления  внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закреплённых за учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования.

  Опыт дореволюционной России  и современных учреждений развитых стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль за пользованием средств в интересах обучающихся возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учётом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста – на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году. В США доля бюджетного финансирования высших учебных заведений покрывает около 50% расходов.  Остальные средства учреждения собирают или зарабатывают самостоятельно.

  Широкому использованию зарубежного  опыта финансового обеспечения  образования в отечественной практике препятствуют экономические проблемы нашей страны и правовой популизм. Однако нельзя не признать прогрессивных тенденций, проявляющихся в упорядочении бюджетных процедур и разработке новых направлений нормирования расходов.

  Общий порядок  финансирования расходов по всем  отраслям регламентирован Бюджетным  кодексом РФ. В соответствии с  ним все учреждения и организации,  финансируемые за счёт бюджета,  называются получателями бюджетных  средств, а их учредители в  лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность учреждений.

  Суть казначейской  схемы исполнения бюджета заключается  в полном переводе оплаты расходов  бюджетополучателей напрямую поставщикам  услуг и исполнителям работ  (кроме денежных выплат работникам  и студентам). Если раньше средства  бюджета поступали на счёт  учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

  Порядок финансирования  бюджетных расходов через казначейства  прогрессивен по своему характеру  и экономически целесообразен.  Он может дать положительные  результаты для государства не  только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

  Определённые трудности  возникают из-за необходимости  учёта средств, полученных от  предпринимательской и иной приносящей  доход деятельности, на лицевых  счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определённой степени лишает руководителей учреждений оперативности.

Информация о работе Система образования и её финансирование