Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:32, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является изучение и анализ системы безналичных расчётов в России.
Объектом исследования в курсовой работе выступает система безналичных расчётов в России. Предметом исследования является совокупность принципов, форм и способов её организации и совершенствования.
Введение 3
1 Теоретические особенности системы безналичных расчетов России 4
1.1 Понятие и сущность безналичных расчётов 4
1.2 Характеристика системы организации безналичных расчетов 8
1.3 Формы безналичных расчетов 10
2 Обзор и анализ безналичных расчетов в России 20
2.1 История развития системы безналичных расчётов в России 20
2.2 Роль центрального банка в современной системе безналичных расчётов России 25
2.3 Обзор недостатков системы безналичных расчетов в России и меры по их совершенствованию 36
3 Пути совершенствования безналичных расчетов 39
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Осуществление расчетов
между филиалами одной
Рисунок 2.7. Структура корсчетов филиалов с корсчетами в РКЦ
При этом филиал имеет возможность выбрать маршрут осуществления платежа - через корсчет в РКЦ или через корсчет в головном банке.
Данную схему удобно применять в ситуации, если филиал банка расположен не в одном регионе с головным банком. В этом случае наличие двух корсчетов оправдано, так как внутрирегиональные расчеты филиал может проводить через корсчет в местном РКЦ, расчеты с банками, которые находятся в том же регионе, что и головной банк, - через корсчет в головном байке. Платежи в остальные регионы могут осуществляться как через один, так и через другой корсчет. Другой схемой для филиалов следует считать механизм расчетов, когда филиал не имеет собственного корсчета в РКЦ (см. рисунок 2.8.).
Рисунок 2.8. Структура корсчетов филиалов без корсчета в РКЦ
Данная схема обладает существенными преимуществами в том случае, если филиалы располагаются в одном регионе (обслуживаются в одном РКЦ)- При этом платежи «филиал-филиал» являются для банка внутренними со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В настоящее время весьма часто для осуществления расчетов между банком и корреспондентом применяется система «Клиент-Банк» («Электронный клиент»).
Система электронных расчетов (СЭР) предназначена для ускорения выполнения платежных операций между банком и клиентом, а также для улучшения контроля над этими операциями. Ускорение достигается путем замены бумажных платежных документов на электронные с возможностью быстрой передачи последних по каналам связи, а также с помощью полной автоматизации обработки электронных документов.
Электронные документы, применяемые в СЭР, идентичны бухгалтерским документам, используемым в соответствии с нормативными актами Центрального банка России, и являются основанием для осуществления бухгалтерских записей. Таким образом, применять подобную систему банку удобно потому, что корреспондент заполняет форму платежного документа, предусмотренную банком в соответствии с действующим законодательством.
Развитие безналичных расчетов в России весьма перспективно и главное в конечном счете рентабельно, однако на сегодняшний момент существует целый ряд проблем, а именно, политические вопросы (как замкнуть цепочку клиент-платежная система-получатель платежа), технические вопросы, оборудование, программное обеспечение, биллинговая система и согласование между ними. Рост безналичных платежей обеспечивает не только столица. Сегодня рынок Москвы и Санкт-Петербурга в достаточной мере насыщен пластиковыми картами. Происходит активизация регионов в отношении безналичных расчетов. Лидером по числу оборотов является Новосибирск. При этом доля безналичных операций в торгово-сервисной сети в среднем по системе составила 35,4%.
В целом, безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах - до 90%. Именно широкое развитие безналичных расчётов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.
Таким образом, среди существующих форм расчетов наибольший удельный вес занимает безналичная форма расчета. Повышение доли данной формы расчетов в общем итоге всех расчетов характеризует степень зрелости товарных отношений в стране.
Законодательство в области организации системы безналичных платежей, постепенно совершенствуется. Банками и их клиентами были положительно восприняты усилия ЦБ по повышению эффективности системы расчетов, изменению инструкций и положений, регламентирующих требования к участникам системы.
Банк России ввёл в постоянную эксплуатацию систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Если сейчас платеж достигает получателя в течение дня внутри одного региона либо на следующий день, если платеж межрегиональный, то участие в системе БЭСП позволит банкам проводить клиентские платежи за считанные минуты.
Через действующую сейчас расчетную систему Банка России ежегодно проводится 700 млн платежей на сумму порядка 300 трлн руб., или около 60% всех безналичных платежей в России. Расчеты в ней осуществляются несколькими рейсами в день, что увеличивает сроки прохождения платежей. Ее пользователями являются все российские банки.
Подключение к БЭСП не предполагает отказа от существующей системы расчетов несколькими рейсами в день. Новинкой, пользуются только 10-20 крупных банков, на которые приходится порядка 90% всех безналичных расчетов.
Дело в том, что система БЭСП изначально рассчитана на крупные банки, в которых сосредоточены крупные клиенты, готовые платить повышенный тариф за новую услугу. Кроме того, стать участником системы сможет кредитная организация, прошедшая проверку на соблюдение обязательных резервных требований ЦБ и не имеющая просроченных обязательств. Остальные банки будут пользоваться старым порядком расчетов.
Себестоимость услуг ЦБ для банков по рейсовым платежам составляет порядка 8 рублей за одну платежку, с учетом комиссии банка тариф для клиентов - в среднем 10 рублей. Тарифы ЦБ за срочные платежи в три раза выше - 25-30 рублей, значит, и клиент заплатит за срочность в три раза больше.
Мелкие же клиенты проводят большое количество платежей на небольшие суммы, поэтому платить повышенный тариф за срочность им в большинстве своем может быть невыгодно.
Однако, следует отметить, что для банков проблемы срочных платежей новая расчетная система ЦБ не решит. Если банк отправителя платежа в Москве является участником БЭСП, а банк получателя в регионе - никакого ускорения клиент не получит. Таким образом, срочные платежи возможны лишь между банками--участниками системы, и глобальной ее назвать нельзя даже внутри России.
Проблему можно решить через перевод банком срочного платежа в свой же филиал, расположенный в регионе банка-получателя, а там воспользоваться внутрирегиональным рейсовым платежом, что несколько ускорит процедуру. Однако, в этом случае непонятно, зачем вводить такую систему, чтобы банк за свои же деньги придумывал, как ускорить ее работу.
Также следует отметить, что несмотря на длительный срок разработки новой системы, нет окончательного варианта программного обеспечения. Поэтому, многие банки несмотря на все плюсы новшества, мы не торопятся с его использованием.
Говоря о совершенствовании системы безналичных расчётов в России, следует отметить интернет-банкинг. Его внедрение в банковскую практику предопределило использование новых средств связи. В первую очередь это Интернет и мобильные телефонные сети, которые существенно расширили возможности клиентов.
Подобная практика могла бы применяться и в России, но пока не каждый банк может принять от клиента поручение на оплату коммунальных платежей, так как сначала он должен заключить договоры с обслуживающими организациями, а это не всегда удается, особенно с государственными компаниями.
Упрощение процедуры оплаты коммунальных платежей способствовало бы развитию безналичного оборота в России, поскольку клиент существенно сэкономит время, поручив банку автоматическое проведение регулярных платежей по определенному графику.
3 Пути совершенствования безналичных расчетов
В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.
Для коммерческих банков расчеты - один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. По данным банков, наибольший удельный вес в общей сумме доходов составляют доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков.
Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности. В рамках этой концепции, как свидетельствует международная и отечественная практика.
На сегодняшний день перед системой безналичных расчетов Российской Федерации стоят следующие проблемы: скорость совершения платежей, проблема задержки расчетов, проблема использования аккредитивов во внутрироссийских расчетах, проблема вексельного обращения, создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.
Рассмотрим основные из них. Значительной проблемой является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией и нарушением в расчетах по вине самих коммерческих банков. С введением расчетов банков через корсчета появляется следующие проблемы: сбои и задержки расчетов в РКЦ. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны.
Не менее важной является проблема скорости совершения платежей. Большинство малых предприятий, предпринимателей или состоятельных граждан, привыкли к проведению наличных расчетов по средним сделкам максимум за несколько минут. Их не устраивает неспособность межбанковских систем проводить платежи быстрее, чем за несколько часов из-за небольшой распространенности и недостаточной эффективности средств дистанционного доступа к банковскому счету, а также из-за сложной организации этих систем. Тем более их не устраивает тратить несколько дней на окончательные расчеты в карточных системах, даже, несмотря на быстрое получение сообщения системы о принципиальной возможности провести платеж. Если платежные системы хотят реально конкурировать с наличными расчетами по средним сделкам, то им необходимо кардинально сократить время проведения платежа, довести его до нескольких минут, как при наличных расчетах.
Оптовые межбанковские системы в качестве участников как минимум имеют банк плательщика, расчетный банк и банк получателя. В процессе проведения платежа банки-участники совершают не больше 18 действий по обработке и передаче платежных документов и еще два действия по собственно проведению платежа по клиентским счетам в банках плательщика и получателя. На каждую из 20 процедур потребуется не больше нескольких десятков секунд, и в итоге платеж будет проведен не быстрее чем за 10 - 20 мин. Карточные платежные системы имеют еще более сложную процедуру проведения платежа, поскольку до платежной составляющей необходимо провести авторизацию и процессинг. В качестве участников карточных систем к нескольким банкам добавляется столько же процессинговых компаний. Карточные системы, добившись быстрого обмена сообщениями с получателем о принципиальной возможности провести платеж, собственно сам платеж осуществляют за несколько дней
Для решения этой проблем необходимо развивать систему автоматизированных расчетов в режиме реального времени. Суть таких систем в том, что время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными организациями и ее проверки, будет измеряться секундами, а момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления на счет получателя. Создание системы автоматизированных расчетов в режиме реального времени предполагает, что и Банк России и кредитные организации должны будут отказаться от бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами.
Проблема вексельного обращения в нашей стране главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база, Отсутствуют методики для банков при предоставлении кредита в форме вексельного. Кроме того проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).