Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:43, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности
Вопрос 2: Финансовая система РФ: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)
Вопрос 3: Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления

Файлы: 1 файл

фп ответы.docx

— 257.52 Кб (Скачать)

Особенности финансово-правовой нормы:

  1. императивность - в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

2) финансово-правовые  нормы регулируют особый вид правоотношений - финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

1) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

а) обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);

б) управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);

в) запрещающие - в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);

3) по характеру содержащихся в них предписаний:

а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;

б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

4) по охвату территории действия:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) ммуниципальных образований;

5) по сроку действия:

а) постоянные;

б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).

Структура финансово-правовой нормы:

1) гипотеза - закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;

2) диспозиция - непосредственно определяет меру должного поведения субъектов финансово-правовых отношений;

3) санкция - регулирует меру ответственности субъектов финансовых правоотношений за нарушение законодательных предписаний, закрепленных в диспозиции.

 

Вопрос 17: Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации

Финансовые  правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Структура финансовых правоотношений:

1) субъект - физические, юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования;

2) объект - денежные  фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц;

3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансовых правоотношений;

4) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод финансово-правового  регулирования – чаще всего императивный;

6) способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

Особенности финансовых правоотношений:

1) обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) обязательным  объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды;

3) финансовые правоотношений возникают в процессе перераспределения денежных фондов;

4) финансовые правоотношения имеют властноимущественный характер;

5) финансово-правовые отношения, особенно налоговые, наиболее подвержены законодательным изменениям.

Классификации финансовых правоотношений:

1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права:

а) правоотношения, возникающие в сфере государственного страхования;

б) правоотношения, возникающие в сфере государственного кредитования;

в) правоотношения в сфере государственного финансирования;

г) налоговые правоотношения;

д) правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения;

е) правоотношения, возникающие в банковской сфере;

ж) валютные правоотношения;

2) по характеру:

а) материальные - через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права);

б) процессуальные - в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм);

3) по субъектному составу:

а) финансовые правоотношения с участием федеральных органов РФ;

б) финансовые правоотношения с участием органов власти субъектов РФ;

в) финансовые правоотношения с участием органов местного самоуправления;

4) в зависимости от источников правовых норм, регулирующих финансовые отношения:

а) урегулированные исключительно нормами финансового права;

б) урегулированные как нормами финансового, так и нормами иных отраслей права.

5) по особенностям объекта:

а) имущественные - объектом являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;

б) неимущественные - объектом являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.

Правовое  регулирование отношений в сфере финансовой деятельности осуществляется посредством источников финансово-правовых норм, в том числе международных соглашений, Конституции РФ, Бюджетного, Налогового кодексов и т. д.

 

Вопрос 18: Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения

Финансовые  правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Субъекты  финансовых отношений:

1. РФ, к ведению которой относятся:

1) установление  основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ;

2) установление  правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;

3)денежная эмиссия;

4) основы ценовой  политики;

5) федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

6) федеральный бюджет;

7) федеральные налоги и сборы;

8) федеральные фонды  регионального развития.

Полномочия  РФ в сфере финансового регулирования осуществляются государственными федеральными органами власти:

1) Правительством  РФ;

2) Министерством  финансов РФ;

3) Министерством  по налогам и сборам РФ;

4) Федеральным казначейством;

5) Центральным банком  и т. д.

2. Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:

1) установление  общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

2) вне пределов  ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

3. Муниципальные образования, в пределы, ведения которых входят:

1) местные финансы;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) установление местных налогов и сборов;

4) решение других  финансовых вопросов местного значения.

4. Юридические  и физические лица:

Классификация субъектов финансово-правовых отношений:

  1. в зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:

а) обязательные субъекты - РФ, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов;

б) факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между РФ и ее субъектом);

2) по количеству участников:

а) публичные субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления;

б) частные субъекты - физические и юридические лица.

Одним из основных способов взаимоотношений между субъектами финансовых правоотношений являются межбюджетные отношения.

Межбюджетные  отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничения  (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3) равенства бюджетных  прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивания  уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

 

Вопрос 19: Понятие финансового контроля как института финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования

Финансовый  контроль – регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.

Виды  финансового контроля:

1) контроль законодательных (представительных) органов, которые имеют право на:

а) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

б) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

в) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

г) создание собственных  контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

д) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;

2) контроль исполнительных органов:

а) осуществляемый Министерством финансов РФ внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

б) осуществляемый Федеральным казначейством предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу;

в) осуществляемый главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств – финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Формы финансового  контроля:

1) предварительный  - контроль, осуществляемый до проведения финансовой деятельности, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

2) текущий - контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения финансовых мероприятий, например, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3) последующий - контроль, осуществляемый по завершении определенных финансовых действий, по результатам их проведения, например, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"