Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:43, шпаргалка
Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности
Вопрос 2: Финансовая система РФ: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)
Вопрос 3: Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления
Особенности финансово-правовой нормы:
2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений - финансовые.
Классификация финансово-правовых норм:
1) по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:
а) обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);
б) управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);
в) запрещающие - в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);
3) по характеру содержащихся в них предписаний:
а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;
б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;
4) по охвату территории действия:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) ммуниципальных образований;
5) по сроку действия:
а) постоянные;
б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).
Структура финансово-правовой нормы:
1) гипотеза - закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;
2) диспозиция - непосредственно определяет меру должного поведения субъектов финансово-правовых отношений;
3) санкция - регулирует меру ответственности субъектов финансовых правоотношений за нарушение законодательных предписаний, закрепленных в диспозиции.
Вопрос 17: Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации
Финансовые правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.
Структура финансовых правоотношений:
1) субъект - физические, юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования;
2) объект - денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц;
3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансовых правоотношений;
4) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;
5) метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный;
6) способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.
Особенности финансовых правоотношений:
1) обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;
2) обязательным объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды;
3) финансовые правоотношений возникают в процессе перераспределения денежных фондов;
4) финансовые правоотношения имеют властноимущественный характер;
5) финансово-правовые отношения, особенно налоговые, наиболее подвержены законодательным изменениям.
Классификации финансовых правоотношений:
1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права:
а) правоотношения, возникающие в сфере государственного страхования;
б) правоотношения, возникающие в сфере государственного кредитования;
в) правоотношения в сфере государственного финансирования;
г) налоговые правоотношения;
д) правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения;
е) правоотношения, возникающие в банковской сфере;
ж) валютные правоотношения;
2) по характеру:
а) материальные - через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права);
б) процессуальные - в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм);
3) по субъектному составу:
а) финансовые правоотношения с участием федеральных органов РФ;
б) финансовые правоотношения с участием органов власти субъектов РФ;
в) финансовые правоотношения с участием органов местного самоуправления;
4) в зависимости от источников правовых норм, регулирующих финансовые отношения:
а) урегулированные исключительно нормами финансового права;
б) урегулированные как нормами финансового, так и нормами иных отраслей права.
5) по особенностям объекта:
а) имущественные - объектом являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;
б) неимущественные - объектом являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.
Правовое
регулирование отношений в
Вопрос 18: Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения
Финансовые правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.
Субъекты финансовых отношений:
1. РФ, к ведению которой относятся:
1) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ;
2) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;
3)денежная эмиссия;
4) основы ценовой политики;
5) федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
6) федеральный бюджет;
7) федеральные налоги и сборы;
8) федеральные фонды регионального развития.
Полномочия РФ в сфере финансового регулирования осуществляются государственными федеральными органами власти:
1) Правительством РФ;
2) Министерством финансов РФ;
3) Министерством по налогам и сборам РФ;
4) Федеральным казначейством;
5) Центральным банком и т. д.
2. Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:
1) установление
общих принципов
2) вне пределов
ведения РФ и совместного
3. Муниципальные образования, в пределы, ведения которых входят:
1) местные финансы;
2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
3) установление местных налогов и сборов;
4) решение других финансовых вопросов местного значения.
4. Юридические и физические лица:
Классификация субъектов финансово-правовых отношений:
а) обязательные субъекты - РФ, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов;
б) факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между РФ и ее субъектом);
2) по количеству участников:
а) публичные субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления;
б) частные субъекты - физические и юридические лица.
Одним из основных способов взаимоотношений между субъектами финансовых правоотношений являются межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
2) разграничения
(закрепления) на постоянной
3) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.
Вопрос 19: Понятие финансового контроля как института финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования
Финансовый контроль – регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.
Виды финансового контроля:
1) контроль законодательных (представительных) органов, которые имеют право на:
а) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
б) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
в) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
г) создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;
д) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;
2) контроль исполнительных органов:
а) осуществляемый Министерством финансов РФ внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
б) осуществляемый Федеральным казначейством предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу;
в) осуществляемый главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств – финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Формы финансового контроля:
1) предварительный - контроль, осуществляемый до проведения финансовой деятельности, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
2) текущий - контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения финансовых мероприятий, например, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
3) последующий - контроль, осуществляемый по завершении определенных финансовых действий, по результатам их проведения, например, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении