Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 17:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
19. Бюджетный процесс и бюджетное устройство в РФ.
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство определяет правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Бюджетная система –
совокупность бюджетов государства и
административно-
Бюджетное устройство и бюджетная система во многом определяется формой государственного устройства.
Унитарное (единое) государство –
форма государственного устройства, при
которой административно-
Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев:
-государственного бюджета;
-местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Федеративное (объединенное,
союзное) государство - это форма государственного
устройства, при которой государственные
образования или административно-
Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из:
- федеративного бюджета;
- бюджетов членов федерации;
- местных бюджетов.
20. Государственный и муниципальный кредит.
Государственный и муниципальный кредит — денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).
Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.
Государственный и муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:
· государственное и муниципальное кредитование — государство или муниципалитет являются кредитором;
· государственное и муниципальное заимствование — государство или муниципалитет являются должником или должником и принципалом;
· государственные и муниципальные гарантии — государство или муниципалитет являются гарантом.
Гарантия — способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.
Государственный и муниципальный кредит выполняет следующие функции:
· распределительная — государство (муниципалитет) 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов;
· регулирующая — государство (муниципалитет) 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику;
· стимулирующая — государство (муниципалитет) стимулирует развитие экономики с помощью государственных кредитов и инвестиций;
· контрольная — по объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов — эффективность своей финансовой политики.
21.Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды – это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.
Государство мобилизует
в фонды часть доходов
Основные задачи внебюджетных фондов:
• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;
• предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам.
Внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета.
Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ:
• автономность фондов от бюджета, что позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий;
• лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
1. Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение.
2. Формирование внебюджетного
фонда с собственными
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход.
Доходы внебюджетных фондов формируются за счет:
1) налогов, сборов и прочих обязательных платежей;
2) финансирования из бюджетов различных уровней в виде субсидий и займов.
3) добровольных отчислений
граждан (на песионное,
4) средств, полученных
в результате ведения
Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы.
Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, определяются долей налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды: фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, дорожные фонды.
22.Страхование как финансовая категория и ее специфика.
Страхование – это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью).
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика).
Как экономическая категория страхование является средством защиты бизнеса и благосостояния людей, с одной стороны, а также деятельностью, приносящий доход, с другой стороны. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.
Функций страхования как экономические категории:
• Формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании.
• Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан.
• Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба – предполагают широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции.
Роль страхования
проявляется в следующих
• в снижении степени риска неблагоприятного исхода операций;
• в экономической стабильности за счет возмещения ущерба и потерь;
• в участии временно свободных средств страховых фондов в инвестиционной деятельности;
• в пополнении доходов государственного бюджета за счет части прибыли страховых организаций. Таким образом, страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры, оно непосредственно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая защиту их интересов.
23. Прибыль предприятия и принципы ее распределения.
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:
Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.
Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.
Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.
Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
24.Принципы организации финансов экономических субъектов в разных средах деятельности.
Принципы, на основе которых функционируют финансы экономического субъекта:
1) экономическая
2) самоокупаемость – основополагающий принцип, при котором предполагается полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией, и получение прибыли;
3) самофинансирование – необходимость возмещения за счет собственных источников предприятия не только расходов на текущую деятельность, но и затрат на капитальные вложения, финансирование социально-экономического развития, расходов будущих периодов и т. д. При временной недостаточности собственных средств потребность в них может быть покрыта за счет ссуд банка и коммерческого кредита;
4) материальная заинтересованность определяетс
5) материальная ответственность определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми внебюджетными фондами, банками и другими экономическими субъектами. Для предприятия реализуется в виде штрафов, пеней, неустоек, взимаемых при нарушении условий договоров либо законодательства. При наличии у экономического субъекта долга свыше 100 тыс. руб., если по времени задолженность превышает 3 месяца с даты исполнения, то к нарушителям может быть применена процедура банкротства;
6) обеспечения рисков за счет финансовых резервов;
7) соотношение финансового планирования и коммерческого расчета;