Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Центральный банк"
Задание1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
Денежно – кредитная политика – это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающая целенаправленное воздействие на денежно – кредитную систему преимущественно рыночных инструментов с целью создания для экономического роста в стране.
Проводниками денежно–кредитной политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые можно условно разделить на две группы:
1. Институты, основным назначением которых и является проведение денежно – кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира, в том числе и для России, это Центральный банк;
2. Институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно – кредитной политики. В данную группу можно отнести министерства финансов, казначейства, Федеральные службы по финансовым рынкам России и целый ряд аналогичных организаций.
Главная роль среди названных институтов отводится Центральному банку, так как именно он разрабатывает основные направления единой государственной денежно – кредитной политики и координирует ее реализацию.
Конечными целями денежно–кредитной политики являются:
Для достижения поставленных стратегических целей Центральный банк может проводить политику денежно кредитной рестрикции либо денежно кредитной экспансии.
Политика денежно – кредитной рестрикции направлена на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно – кредитная рестрикция может осуществлять путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант – косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется, прежде всего, посредством повышения процентных ставок. Большим недостатком денежно – кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего и внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента.
В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно – кредитной экспансии, характеризующуюся снижением процентных ставок, направленную на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банка. Необходимо отметить, что следствием проведения денежно – кредитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов.
Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне негативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали.
Выделяют структурную и конъюнктурную денежно – кредитные политики. Структурная денежно кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно – кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно – кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок, операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно – кредитной политики.
В соответствии со ст. 35 главы VII Закона о Банке России приведены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики:
1) процентные ставки по
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. ( Ст. 37)
2) нормативы обязательных
Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
При реорганизации кредитной
3) операции на открытом рынке;
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
4) рефинансирование кредитных
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Формы, порядок и условия
5) валютные интервенции;
Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
6) установление ориентиров роста денежной массы;
Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
7) прямые количественные
Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Предельный размер общей номинальной
стоимости облигаций Банка
Согласно ст. 45 Закона о Банке России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
количественный анализ причин отклонения
от целей денежно-кредитной
сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
основные показатели денежной программы на предстоящий год;
варианты применения инструментов
и методов денежно-кредитной
план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная
Дума рассматривает основные направления
единой государственной денежно-
Т.О. основной целью Центрального банка при реализации денежно – кредитной политики является выбор оптимальной модели денежно – кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.
Реформирование собственной расчетной системы с применением электронных систем перевода денежных средств относится к приоритетным направлениям деятельности банка России. Целенаправленная деятельность Банка России по расширению использования электронных расчетов приводит к росту их доли от общего количества и от общего объема платежей.
Цель совершения платежей
электронным способом состоит
в том, чтобы ускорить
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Сберегательный банк Российской Федерации обязан выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России.
Сберегательный банк Российской Федерации несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства Сберегательного банка Российской Федерации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.