Роль государственного регулирования в рыночной эко¬номике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:00, реферат

Краткое описание

В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.
Цель исследования – изучить основные методы и функции государственного регулирования экономики, и понять роль государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение 3
1 Роль государства в регулировании рыночной экономики 4
2 Методы государственного регулирования экономики 7
3 Функции государственного регулирования экономики 12
Заключение 14
Литература 15

Файлы: 1 файл

ОНИ.docx

— 35.06 Кб (Скачать)

Названные функции  характерны как для переходной, так  и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку  реализация каждой из этих функций  характеризуется рядом особенностей.

Если в  сформировавшемся рыночном хозяйстве  обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и  внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное  законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и  т. п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности,

Правовая  основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменениям хозяйственном законодательстве оказывают  дестабилизирующее воздействие  на экономику, формируя у хозяйственных  субъектов чувство неуверенности  в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное  право, создаваемое в сжатые сроки  на начальном этапе перехода к  рынку, не апробировано практикой и  уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

Отметим только, что в связи с неразвитостью  конкуренции и чрезвычайно высоким  уровнем монополизации рынка, характерным  для экономики переходного типа, реализация дайной функции приобретает  здесь особенно важное значение.

 

Заключение

 По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растёт. Период, когда рынок противостоял государству, а государство рынку прошёл. Сегодня известно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. Рынок и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат потребностям людей. Рынок и государство - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития.

Поэтому государство  призвано осуществлять контроль за деятельностью  всех структурных звеньев рыночной инфраструктуры и содействовать  эффективности их работы.

Основными направлениями  вмешательства государства являются формирование правовой и институциональной  рыночной среды, экономического, предпринимательского и инвестиционного климата, а  также организация, поддержка и  контроль деятельности рыночной инфраструктуры.

 

Литература

  1. А. Эльянов Государство и развитие. / Мировая экономика и международные  отношения. 2003.
  2. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005.
  3. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов. - М.: Издательсикй Дом «Деловая литература»:, 2002.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.
  5. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. - М.: Логос, 2005.
  6. 8. Е. Гайдар - Государственная нагрузка на экономику. Вопросы экономики. 2004г, №9
  7. Иванов Г.Г. Экономика торговли: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Геннадий Геннадьевич Иванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  8. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997
  9. Курс экономической теории: учебник - 5е дополн. и переработ. Издан - Киров: "АСА",2003
  10. Экономическая теория: учебник для вузов/ А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В, Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой/ Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т. - М.: Финстатинформ, 1997

  

 

 

 

 


Информация о работе Роль государственного регулирования в рыночной эко¬номике