Роль государственного регулирования в рыночной эко¬номике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:00, реферат

Краткое описание

В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.
Цель исследования – изучить основные методы и функции государственного регулирования экономики, и понять роль государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение 3
1 Роль государства в регулировании рыночной экономики 4
2 Методы государственного регулирования экономики 7
3 Функции государственного регулирования экономики 12
Заключение 14
Литература 15

Файлы: 1 файл

ОНИ.docx

— 35.06 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

ГОУВПО «Алтайский государственный  технический университет

им. И.И. Ползунова»

 

 

                     

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Основы научных исследований»

на тему «Роль государственного регулирования в рыночной экономике»

 

 

 

                                                                             

 

 

Выполнил: студент группы  П(з)-МО-82                     

 

 

                                             Поспелиха 2012г.

 

Содержание

Введение 3

1 Роль государства в регулировании рыночной экономики 4

2 Методы государственного регулирования экономики 7

3 Функции государственного регулирования экономики 12

Заключение 14

Литература 15

 

 

 

Введение

В развитии экономики  во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов  деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот  факт, что экономическая эффективность  в наибольшей степени достигается  в условиях действия конкурентного  рыночного механизма. Цель государства  в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия  для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие  государства, и везде, где оно  необходимо. Все экономисты сходятся к пониманию того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться  видимой рукой государства. 
Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Объект исследования – государственное регулирование  экономики. 
Предмет исследования – основные методы и функции государственного регулирования экономики.

Цель исследования – изучить основные методы и функции  государственного регулирования экономики, и понять роль государственного регулирования экономики.

 

1 Роль государства в регулировании рыночной экономики

 
Рыночная экономика – сложный  и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и  саморазвивающуюся систему. Вмешательство  государства в воспроизводственный  процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономике на более  ранних этапах оно было минимальным  и сводилось к обеспечению:  
- финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; 
- охраны правопорядка и занятости; 
- нормативных отношений с другими государствами; 
- организации национальной обороны и т.д.  
Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработице. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок. 
Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планово-государственным управлением. 
Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по: 
- сферам действия рынка и государства;

- функциям  государственного управления;

- формам и  методам государственного вмешательства.

Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции  и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и  механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические  проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики – добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Увеличение коллективных расходов – это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой прежде всего совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что «разбухание» государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, с другой – с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм, которые будут рассмотрены  

2 Методы государственного регулирования экономики

 

Cвои регулирующие функции, государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные, или прямые, методы регулирования  ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно  устанавливаемые цены на товары и  услуги — типичные методы административного  регулирования в планово!! экономике  — лишают предприятие возможности  альтернативного использования  ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические  и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы  предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования  до некоторой степени условно. Для  того чтобы задействовать любой  косвенный регулятор, необходимо предварительное  административное решение соответствующих  государственных органов, например решение об изменении налоговых  ставок, о предоставлении налоговых  льгот или продаже Центральным  банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические  регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих  субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное  косвенное воздействие на целый  ряд сопряженных экономических  процессов. Например, административное повышение цен не только прямо  определит их новый уровень, но через  цены косвенно окажет влияние на состояние  спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые  административные методы регулирования  несут в себе черты, характерные  для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без  особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально  важно с точки зрения природы  рыночных отношений.

Административные  методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они  блокируют действие соответствующих  рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем  производимой продукции и размеры  поставок сырья, оно не может отреагировать  на изменение рыночной конъюнктуры  путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера  действия административных методов  регулирования, тем уже сфера  распространения и ниже эффективность  реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны  природе рынка. Они непосредственно  воздействуют на конъюнктуру рынка  и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских  товаров, увеличивает спрос, что, в  свою очередь, способствует повышению  цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством  рыночных механизмов.

Переход от командной  экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в  системе методов государственного регулирования, разрушением прежней  системы административных методов  и созданием новой системы  экономических регуляторов.

Разрушение  системы административно-командных  методов управления, блокирующих  рыночные механизмы, — необходимое  условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, т. е. предоставление хозяйствующим  субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой  начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования  административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы  уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического  падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы  может, например, сохранять административный контроль над производством и  реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного  и личного потреблений нации. Так, в большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР на первых этапах реформы государство административно устанавливало цены на энергоносители и некоторые продовольственные товары (хлеб, обезжиренный творог, молоко и некоторые другие). По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих  стадиях перехода к рынку и  в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент  продукции или предоставляемых  услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему  административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы  вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных  технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и  относятся к административным методам  регулирования. Нередко используется метод регулирования внешнеэкономической  деятельности, например импортные квоты, и т. д.

Важнейшей задачей  государства на переходном этапе  является создание целостной системы  экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной  и налоговой систем.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный  банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, Центральный банк поучает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.

 

3 Функции государственного регулирования  экономики

 

Роль государства  в экономике конкретизируется в  его функциях. Все функции государства  в переходной экономике связаны  со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера  этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования  рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функция обеспечения  правовой базы функционирования рыночного  хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной  движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Информация о работе Роль государственного регулирования в рыночной эко¬номике