Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:00, реферат
В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.
Цель исследования – изучить основные методы и функции государственного регулирования экономики, и понять роль государственного регулирования экономики.
Введение 3
1 Роль государства в регулировании рыночной экономики 4
2 Методы государственного регулирования экономики 7
3 Функции государственного регулирования экономики 12
Заключение 14
Литература 15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы научных исследований»
на тему «Роль государственного регулирования в рыночной экономике»
Выполнил: студент группы
П(з)-МО-82
Содержание
Введение 3
1 Роль государства в регулировании рыночной экономики 4
2 Методы государственного регулирования экономики 7
3 Функции государственного регулирования экономики 12
Заключение 14
Литература 15
Введение
В развитии экономики
во второй половине ХХ в. обозначилась
тенденция к расширению масштабов
деятельности государства и усилению
его роли в экономической сфере.
При этом общепризнанным является тот
факт, что экономическая
Недооценка экономической роли государства,
как свидетельствует опыт первых лет реформирования
экономики в нашей стране, порождает негативные
последствия.
Объект исследования
– государственное
Предмет исследования – основные методы
и функции государственного регулирования
экономики.
Цель исследования – изучить основные методы и функции государственного регулирования экономики, и понять роль государственного регулирования экономики.
Рыночная экономика – сложный
и постоянно развивающийся
- финансового контроля за выявлением
и учетом государственных доходов, расходованием
бюджетных средств;
- охраны правопорядка и занятости;
- нормативных отношений с другими государствами;
- организации национальной обороны и
т.д.
Однако по мере развития рынка появляется
свойственная ему тенденция к монополизации.
Ничем не ограниченное рыночное распределение
приводит к резкой дифференциации доходов,
к росту безработице. Происходящие процессы
не устраивают большинство населения
и чреваты серьезными социальными конфликтами.
Постепенно приходит осознание того, что
надежда только на рыночную самонастройку
может поставить под вопрос само существование
экономической системы. Поэтому сегодня
государство является необходимым и весомым
субъектом любой экономики. Значительная
роль отводится государству даже в тех
странах, которые традиционно ориентируются
на свободный рынок.
Теоретическое осознание роли государства
в рыночной экономике связано с именем
английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он
доказал невозможность самоисцеления
экономики в период спада, необходимость
государственной политики как средства,
способного уравновешивать совокупный
спрос и совокупное предложение, выводить
экономику из кризисного состояния, содействовать
ее дальнейшей стабилизации. Во всех странах
с высокоразвитой экономикой наблюдаются
общие основы смешанного типа управления.
Границы смешанной системы управления
определяются двумя крайними регуляторами:
стихийно саморегулирующимся рынком и
строго централизованным планово-государственным
управлением.
Между тем в разных странах имеются свои
варианты, различающиеся по:
- сферам действия рынка и государства;
- функциям государственного управления;
- формам и
методам государственного
Нельзя абсолютизировать
роль рынка, недооценивая роль государства.
Вместе с тем нельзя преувеличивать
и возможности современного государства,
не признавая роль рыночной саморегуляции
и стимулирования. Разумный синтез
государственного регулирования и
механизма рынка позволяет
Cвои регулирующие функции, государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в планово!! экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Разграничение
между административными и
Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.
Экономические
методы регулирования, напротив, адекватны
природе рынка. Они непосредственно
воздействуют на конъюнктуру рынка
и через нее, косвенно, на производителей
и потребителей товаров и услуг.
Например, увеличение трансфертных платежей
изменяет конъюнктуру рынка
Переход от командной
экономики к рыночной сопровождается
кардинальными изменениями в
системе методов
Разрушение
системы административно-
Для того чтобы
уменьшить масштабы кризисного сокращения
производства, не допустить катастрофического
падения жизненного уровня населения,
государство на первых этапах реформы
может, например, сохранять административный
контроль над производством и
реализацией небольшой группы товаров,
составляющих основу производственного
и личного потреблений нации.
Так, в большинстве стран Восточной
Даже на завершающих
стадиях перехода к рынку и
в условиях сложившейся рыночной
экономики административные методы
регулирования имеют
Важнейшей задачей
государства на переходном этапе
является создание целостной системы
экономических методов
Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, Центральный банк поучает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй
группе относятся функции
Информация о работе Роль государственного регулирования в рыночной эко¬номике