Роль государственного бюджета в функционировании рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматривается сущность государственного бюджета как экономической категории, функции, факторы влияющие на формирование бюджета, его роль в осуществлении социально-экономических процессов в Украине: распределении и перераспределении национального дохода и совокупного общественного продукта, воспроизводстве структуры общественного производства, выполнении государством экономических, социальных и политических задач, реализации мероприятий по управлению государством и т.д. Уделяется особое внимание основным социально-экономическим функциям бюджета, его статусу как основного финансового плана Украины, а главное анализ доходов и расходов госбюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………..…..3
I.Государственный бюджет как экономическая категория….………....5
1.1.Социально-экономическая сущность и роль
государственного бюджета…………………………………….……….…..5
1.2.Функции государственного бюджета………………………..………....9
1.3.Факторы, влияющие на формирование бюджета в Украине….....11
II.Анализ структуры бюджета и принципы его построения…..……...15
2.1. Анализ государственных доходов Украины…….………….…....…14
2.2. Анализ государственных расходов Украины……………….……..21
III.Роль государственного бюджета в функционировании рыночной экономики…………………………………………………………….…...….26
3.1.Предложение по совершенствованию структуры доходов государственного бюджета.………………………………..……..…..….......26
3.2. Государственное вмешательство в механизм функционирования рыночной экономики………….…………..………………..…………....….28
Заключение……………………………………………………...….………....30
Список использованной литературы ..……..….……..….……..….……...33

Файлы: 1 файл

рппВведение.docx

— 157.29 Кб (Скачать)

     Предельный размер дефицита Госбюджета на 2009 год установлен в сумме 17 млрд 380 млн 231,2 тыс грн, в частности предельный размер дефицита общего фонда Госбюджета Украины - 9 млрд 500 млн грн. и предельный размер дефицита спецфонда - 7 млрд 880 млн 231,2 тыс грн.

    Оборотная кассовая наличность Госбюджета на 2009 год установлена в размере до 2% расходов общего фонда Госбюджета.

     Отметим, что в проекте государственного бюджета на 2009 год предусмотрено увеличить расходы на Министерство внутренних дел на 44%, или на 3,2 млрд грн, - до 10,477 млрд грн.

      Как результат, увеличится объем расходов на оплату труда - на 1,9 млрд грн, или на 39,3%, - на следующий год он будет составлять 6,097 млрд грн. Следовательно, рост расходов на оплату труда позволит повысить размер реально выплачиваемого в настоящее время денежного обеспечения до 70% от предельной потребности. Кроме того, сообщили в ДСО, для работников органов внутренних дел запланировано увеличить расходы на строительство жилья: если на 2008 год эта сумма составляла 59 млн грн, то следующего будет достигать 165 млн. грн.

Раздел  III. Предложение   по совершенствованию структуры доходов  государственного бюджета

3.1.Предложения  по улучшению структуры  доходов государственного  бюджета.

       Структуру доходов бюджета можно и необходимо определять и за источниками доходов, то есть государственных доходов и закрепленных за местными бюджетами других источников доходов. Решение этого вопроса должно идти через структурную перестройку доходов государства, только на основании такой перестройки можно обеспечить стабилизацию и сбалансирование как торгово-платежного баланса, так и бюджета государства.

      В этом направлении предусматривают  пути:

  • во-первых, целеустремленная поддержка структурной перестройки наиболее важных для функционирования экономики отраслей и производств государственными средствами, кредитами, государственными гарантиями государственным инвесторам;
  • во-вторых, перестройка производства соответственно к требованиям рынка за счет собственных средств предприятий, кредитов и займов.

-в-третьих,  вопрос формирования оптимальной  структуры  доходов государственного  бюджета непосредственно апеллирует  к оптимизации налоговой системы  страны. Только на основе решения  вопросов снижения налоговых  ставок и расширения базы налогообложения  можно будет вывести часть  экономики из тени, тогда резко  возрастет доля подоходного налога  и налога на прибыль в структуре  бюджета, так как станет невыгодно  скрывать налоги.

- в-четвертых,  качественное улучшение структуры  бюджета возможно при принятии  в последствии бездефицитного  бюджета с целью появления  более оптимистических ожиданий  субъектов экономики, которые  будут уверены, что при условии полного соблюдения закона государственные расходы не будут финансироваться за счет свободных средств экономики страны.

      Решение этих проблем будет качественным только при правильном выборе программ, без которых невозможен прорыв в экономике за счет получения хороших последствий в короткие сроки и без государственной поддержки бюджетными средствами. 

3.2.Государственное  вмешательство в  механизм функционирования  рыночной экономики.

        Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государственный  институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.

       Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

минимизацию неизбежных негативных последствий  рыночных процессов,  
создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,  
обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.  
Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику. В настоящее время государство обладает широким набором эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство.

В настоящее  время к числу наиболее острых экономических проблем на Украине  относятся проблемы бюджетных расходов, решение которых связано, прежде всего, с изменением роли государства  в процессе перехода к рыночной экономике. В условиях командно-административной системы государство берет на себя широкий круг функций  по управлению народным хозяйством, регулированию  хозяйственных связей, поддержанию  пропорционального развития  различных  отраслей народного хозяйства, регулированию  хозяйственных связей, поддержанию  пропорционального развития  различных  отраслей  и производств, обеспечению  повышения материального и культурного  уровня жизни населения страны. При  этом под воздействием государственного бюджета происходит формирование и  выполнение финансовых планов предприятий, следовательно, и прямое участие  государства в производстве, распределении  ресурсов и продукции. За счет аккумулируемых в бюджете средств финансируются  предоставляемые бесплатно услуги в системе образования и здравоохранения, дотируются товары и услуги первой необходимости (жилье, продовольствие, электроэнергия, транспорт), предоставляются  социальные льготы, имеющие универсальный  характер.

В рыночных же условиях государственное вмешательство  в экономику носит достаточно ограниченный характер и связанно, прежде всего, с устранением сбоев  в функционировании рыночного механизма (в случаях предоставления общественных благ и благ коллективного пользования, характеризующихся внешними эффектами, при возникновении естественной монополии), а так же в связи  с  необходимостью решения задач  перераспределения дохода (социальной справедливости).

    

 Украина находясь в рыночной экономике и соответственно,  ей свойственно последовательные сокращение и упразднение функций государства, связанных с непосредственным участием в производственной сфере, передача этих функций частному сектору. Следствие таких преобразований должно стать сокращение бюджетных расходов на финансирование народного хозяйства и преобразование системы внеэкономических субсидий. При этом важным элементом реформ является формирование системы социальной защиты, которая позволила бы избежать неприемлемого снижения уровня жизни наименее обеспеченных групп населения. Ограниченность бюджетных доходов в переходном периоде требует перехода от социальных льгот универсального характера к социальной защите наиболее уязвимых слоев населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, в результате поставленной цели в курсовой работе были сделаны  попытки исследовать государственный  бюджет, без которого невозможно существование  не одного  государства. Выяснили, что  государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции  сводятся к перераспределению средств  и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета  сходны с функциями финансов, что  понятно, поскольку бюджет лишь часть  целого.

     В  связи с приведёнными примерами  доходов и расходов  госбюджетом  Украины за последние 2-3 года,  можно  сделать выводы, что с 2007 г. наблюдается  повышение доходов  госбюджета   на 3 %, но и соответственно   с  увеличением дохода происходит  и повышение  расходов, и они  составили  5,6%.Т.е. расходы превысили  доходы.   Рост  затрат связано с обслуживанием государственного долга.

     Выяснили, что  для  решение проблем бюджетных расходов Украины в условиях рыночной  экономики связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства. Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности работы приватизированных хозяйственных объектов. Я считаю, что важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.

     В целях постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками его финансирования и видами финансируемых за счет бюджетного дефицита расходов целесообразно государственный  бюджет Украины разделить на регулярный и чрезвычайный. Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы, финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы, финансирование которых допускается за счет государственной задолженности. Важным условием решения проблемы эффективного управления бюджетным дефицитом должно стать разделение кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее изменение функций Министерства финансов и Национального банка, направленное на исключение возможностей автоматического кредитования государственных расходов. В случае же нехватки бюджетных средств могут допускаться краткосрочные кассовые кредиты для финансирования сезонного колебания доходов.

      В структуре распределения доходов населения сохраняется значительная дифференциация. Данные бюджетных исследований за год и по кварталам, соответственно, по уровню среднедушевого совокупного и денежного дохода за месяц показывают, что в течение 2007-2009 гг. дифференциация населения усиливалась, причем по уровню среднедушевого денежного дохода – в большей степени, чем по уровню совокупного.

      Причины современной дифференциации населения по уровню доходов заключаются как в отраслевой дифференциации в оплате труда, так и в получении других доходов, в основе которых – имущественное неравенство вследствие приватизации, а также доступность к пользованию общественным и государственным имуществом.

    В настоящий момент можно говорить о том, что экономика и бюджет страны оказались в своеобразной социальной ловушке. Ситуация с уровнем заработной платы, с уровнем пенсий, с прожиточным минимумом требует выделения значительно больших ресурсов на социальные цели, в то время, как бюджет страны не готов к расширению расходных своих возможностей в этом направлении.

      Я  считаю,  что для того чтобы поддерживать уровень социальных расходов в  допустимых нормах, правительство  должно  учитывать две возможности, первая из которых состоит в увеличении  эмиссии социальных расходов и выплат, а вторая  - попытаться получить некие средства за счет внешних заимствований, предполагающие ужесточение показателей бюджета, главным  образом, за счет ужесточения и уменьшения социальных выплат.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, "Дело и Сервис", 2000, 416 с.
  2. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 - 349.
  3. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999, 336 с.
  4. Бутук А.И. Макроэкономика. М.: ДИС, 2004, 514 с.
  5. Гаркавенко О.А. Государственный долг в аспекте бездефицитности государственного бюджета // Финансовый вестник. 2008. с. 5-8
  6. Гикиш Л.В. Финансы. Таганрог: МАУП, 2003, 92 с.

7.Гукасьян  Г.М. Экономическая теория: ключевые  вопросы. Москва: ИНФРА-М, 

8. Основы  политической экономии / Дж. Миль III том, - М., 1981.-523 с. 9.Официальный сайт  журнала Финансы Украины http://www.bank.gov.ua/Publication/others.htm 
10.Официальный сайт журнала   Статистика Украины
http://www.ukrstat.gov.ua/

11.Панасюк  Б. Государственное регулирование  экономики // Экономика Украины  №1 2007 г.0, 199 с

12.Рябошапка  С.Д. Смотри бюджет на просвет  - вдруг фальшивый…//© Mirror Weekly . Интернет

13.Самуэльсон  Пауль А.. Экономика. Вводный курс  Т. 1. – М.:  Издательство Алфавит, 1993. (с 125-143).

14.Современная  экономика. Общедоступный курс/ Под  ред. Мамедовова О.Ю. – Ростов  н/Д.: изд-во “Феникс”, 1998. (с 256-269).

15.Соколик  М. Денежные доходы и расходы  населения Украины: тенденции  и структура // Экономика Украины,  №3, 1999г.-с.21.

16.Слезнов   В.В. «Основы рыночной  экономики   Украины».К: «АСК» 2003г.

17.Литовских  А.М., Шевченко И.К. «Финансы,  денежное  обращение и кредит».Уч. пособие.  Таганрог. Из-во  ТРТУ 2003

18.«Финансы».  Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2007г.

19.Щетинин  А.И. «Деньги и кредит». Киев,2005 г

20.Экономика:  уч. пособие (под редакцией Э.А.  Кузнецова – Х: «Одиссей») 2006г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль государственного бюджета в функционировании рыночной экономики