Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:23, курсовая работа
В работе рассматривается сущность государственного бюджета как экономической категории, функции, факторы влияющие на формирование бюджета, его роль в осуществлении социально-экономических процессов в Украине: распределении и перераспределении национального дохода и совокупного общественного продукта, воспроизводстве структуры общественного производства, выполнении государством экономических, социальных и политических задач, реализации мероприятий по управлению государством и т.д. Уделяется особое внимание основным социально-экономическим функциям бюджета, его статусу как основного финансового плана Украины, а главное анализ доходов и расходов госбюджета.
Введение………………………………………………………….………..…..3
I.Государственный бюджет как экономическая категория….………....5
1.1.Социально-экономическая сущность и роль
государственного бюджета…………………………………….……….…..5
1.2.Функции государственного бюджета………………………..………....9
1.3.Факторы, влияющие на формирование бюджета в Украине….....11
II.Анализ структуры бюджета и принципы его построения…..……...15
2.1. Анализ государственных доходов Украины…….………….…....…14
2.2. Анализ государственных расходов Украины……………….……..21
III.Роль государственного бюджета в функционировании рыночной экономики…………………………………………………………….…...….26
3.1.Предложение по совершенствованию структуры доходов государственного бюджета.………………………………..……..…..….......26
3.2. Государственное вмешательство в механизм функционирования рыночной экономики………….…………..………………..…………....….28
Заключение……………………………………………………...….………....30
Список использованной литературы ..……..….……..….……..….……...33
К
доходам республиканского бюджета
Автономной Республики Крым, областных,
Киевского и Севастопольского городских
бюджетов относятся: часть налогов
на добавленную стоимость, акцизный
сбор, если это предусмотрено Законом
о Государственном бюджете
В доходы районных, городских бюджетов согласно порядку, на условиях и в размерах, указанных законами Украины, зачисляются: налог на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности этого уровня; подоходный налог с граждан в размерах, определенных советом народных депутатов высшего уровня; плата за землю в размерах, установленных советом народных депутатов высшего уровня; налог на недвижимое имущество граждан; местные налоги и сборы; часть доходов от приватизации государственного имущества, которая определяется советом народных депутатов высшего уровня; поступления от аренды целевых имущественных комплексов, которые находятся в коммунальной собственности этого уровня; отчисления, дотации и субвенции, полученные из бюджета высшего уровня; другие поступления.
Доходы районных в городе бюджетов практически не отличаются от доходов районных бюджетов.
Доходы городских и сельских бюджетов также устанавливаются в зависимости от налога на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности этого уровня; налога на прибыль с граждан в процентном отчислении; плата за землю в размере, предусмотренном законодательством; местных налогов и сборов, а также отчислений, дотаций и субвенций, полученных из бюджета высшего уровня; других поступления.
Доходы государственного бюджета Украины на 2009 год увеличены по сравнению с доходами госбюджета-2008 на 3%, или 7 млрд грн, - до 238,93 млрд грн, расходы – на 5,6%, или 14,11 млрд грн – до 267,32 млрд грн. Согласно ему, доходы общего фонда увеличены по сравнению с госбюджетом-2008 на 1,6%, или 2,918 млрд грн, – до 183,7 млрд. грн, тогда как расходы сокращены на 3,4%, или на 6,83 млрд грн, – до 193,29 млрд. грн.
Предельный размер дефицита госбюджета-2009 определен на уровне 31,105 млрд грн, или 2,97% прогнозного ВВП, что на 24,3%, или 6,09 млрд грн, превышает показатель госбюджета-2008.
Помимо того, в закон внесены нормы о возможности увеличения дефицита в случае рекапитализации банков и невыполнения доходной части общего фонда госбюджета. При этом наиболее вероятным способом финансирования дефицита, как следует из закона, будет эмиссия Национального банка Украины, поскольку в госбюджет-2009 внесена норма об обязательной покупке Нацбанком в трехдневный срок облигаций у банков.
Одновременно будет увеличиваться и предельный размер госдолга, который пока в законе установлен на уровне 192,924 млрд грн, что в 2,2 раза превышает показатель госбюджета-2008.
Поступления от приватизации предусмотрены в объеме 9,78 млрд грн, при этом в ходе слушаний законопроекта они были увеличены на 1,28 млрд грн. Фонду госимущества разрешено получать средства за объекты в иностранной валюте.
Остальное финансирование предполагается за счет внутренних и внешних заимствований – соответственно на 70,04 млрд грн и 18,81 млрд грн, что, соответственно, в 6,5 и 2,5 раза превышает показатели госбюджета-2008.
Помимо того, в законе содержится разрешение на предоставление госгарантий "Укравтодору", на строительство метро и подготовку к Евро-2012 на сумму 37 млрд грн, а также НАК "Нафтогаз Украины" - на $2,01 млрд, тогда как в госбюджете-2008 размер этих гарантий был, соответственно, 14,9 млрд грн и 12 млрд грн.
Закон устанавливает прожиточный минимум на уровне декабря 2008 года – 626 грн в месяц и предусматривает повышение минимальной зарплаты с 1 апреля до 625 грн, 1 июля – 630 грн, 1 октября – 650 грн и 1 декабря – 669 грн.
Для бюджетников должностные оклады замораживаются (исходя из ставки работника первого тарифного разряда 545 грн в месяц) и лишь самые низкие из них повышаются до уровня минимальной заработной платы.
Как сообщалось, проект госбюджета-2009 построен на прогнозе замедления роста реального ВВП с 1,8-2,5% в этом году до 0,4% в 2009 году, инфляции – соответственно, с 21,9% до 9,5%.
Правительство также ожидает замедления увеличения реальной заработной платы с 8,8% до 0,9%, рост безработицы с 6,7-7,2% по итогам этого года до 8,5-9% и уменьшение негативного внешнеторгового сальдо с $13,29 млрд до $7,08 млрд.
Большинство экспертов, в том числе в секретариате президента и оппозиции, считает макроэкономический прогноз правительства излишне оптимистичным. По их мнению, бюджет помимо значительного утвержденного дефицита содержит также значительный скрытый дефицит. В частности, по мнению главы Гостаможслужбы Валерия Хорошковского, доходы по линии Гостаможслужбы завышены на 40 млрд грн.
Известно также, что бюджет рассчитан, исходя из прогноза курса 7,5 грн/$1, тогда как прогноз цены импорта природного газа в следующем году отсутствует.
2.2.
Анализ государственных
расходов Украины.
Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным расходам и налогам.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фондов денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы государственного бюджета классифицируют по:
По роли в общественном производстве расходы подразделяют на 2 части:
а) связана с развитием материального производства, с совершенствованием его отраслевой структуры (материальное производство);
б) связана с использованием на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
По общественному назначению - эта группировка отражает выполняемые государством функции (экономическую, социальную, оборонную и т.д.). В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета подразделяются на 4 группы:
Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Существуют следующие виды бюджетной классификации по затратам:
На ряду с традиционными
В бюджетах стран с переходной
экономикой можно выделить
Каждая группа расходов состоит в свою очередь из конкретных видов затрат.
До недавнего времени расходы
на финансирование народного
хозяйства занимали
Все бюджетные расходы в
Структура расходов бюджета имеет свои особенности в разных странах. Однако везде действует одна тенденция – доля государственных расходов в национальном доходе, ВВП возрастает.
Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.
В производственной сфере расходы подразделяют по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и т.д.
В непроизводственной сфере - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.
Расходы Госбюджета на 2009 год составляют
302 млрд. 184 млн 689,1 тыс. грн, в частности
расходы общего фонда - 250 млрд. 506 млн. 397,4
тыс. грн, спецфонда - 51 млрд 678 млн 291,7 тыс
грн. тогда когда, объем расходов государственного
бюджета Украины на 2008 год составит 232372003,8 тыс. грн.,
в том числе расходы общего фонда государственного
бюджета Украины – 186738567,2 тыс.
Правительство
предлагает рост расходов
Предельный размер дефицита госбюджета предложен в размере 16,22 млрд. грн, что всего на 3,5%, или 0,56 млрд. грн. больше, чем в госбюджете-2007.
Правительство определило дефицит государственного бюджета в объеме 17,4 млрд грн, или 1,37% ВВП, в частности по общему фонду 9,5 млрд грн, или 0,75% ВВП, который предусматривается профинансировать за счет ожидаемых поступлений от приватизации государственного имущества, - 4 млрд гривен, а также осуществление заимствований - 5,5 млрд гривен. Расходы по возведенному бюджету составляют 392 млрд 500 млн грн, в частности по общему фонду - 310 млрд 900 млн грн.
Согласно документу, объемы возвращения кредитов в Государственный бюджет Украины утверждены в сумме 2 млрд 582 млн 372,2 тыс грн, в частности возвращение кредитов в общий фонд Государственного бюджета Украины - 308 млн 727,7 тыс грн и возвращение кредитов в специальный фонд Госбюджета - 2 млрд 273 млн 644,5 тыс грн.
Объемы предоставления кредитов из Госбюджета Украины утверждены в сумме 5 млрд 875 млн 975,2 тыс грн, в частности предоставление кредитов из общего фонда Госбюджета Украины - 450 млн 896,7 тыс грн. и из спецфонда - 5 млрд 425 млн 78,5 тыс грн.
Информация о работе Роль государственного бюджета в функционировании рыночной экономики