Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 20:14, контрольная работа
Фондовый рынок на региональном уровне представлен сложной экономической сиcтемой, включающей инфраструктуру, фондовые ценности, экономических агентов. Региональный фондовый рынок делится на первичный и вторичный.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В РФ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 8
3. ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
В условиях рыночной экономики, региональные и муниципальные органы управления вынуждены искать новые источники финансирования социально-экономического развития своей территории, в том числе посредством обращения на фондовый рынок. Все большее число российских регионов и муниципалитетов становится его активными участниками в качестве эмитентов долговых ценных бумаг.
Облигационные займы - традиционный
и широко распространенный в мире
способ заимствования для региональных
и местных органов власти. Путем
эмиссии региональных и муниципальных
облигаций возможно решение многих
социально-экономических задач
Фондовый рынок на региональном
уровне представлен сложной экономичес
Важное значение для развития регионального фондового рынка, как экономической системы имеет формирование инфраструктуры фондового рынка как базового системообразующего элемента системы. В функциональной схеме инфраструктуры регионального рынка можно выделить два уровня, межрегиональный и внутрирегиональный. Межрегиональный уровень обеспечивает технический доступ на региональный фондовый рынок больших групп - участников рынка. К ним относятся межбанковские валютные биржи, региональные дилеры, небанковские кредитные организации, осуществляющие расчеты, а также региональные валютные биржи. Межрегиональный уровень обеспечивает решение задач первичного размещения ценных бумаг через механизм аукционов и вторичного обращения, осуществляет денежные расчеты по операциям с ценными бумагами с использованием межрегионального клиринга через подразделения Банка России реализует возможности проведения операций Банка России с государственными ценными бумагами; осуществляет допуск к информации о параметрах ценных бумаг, уровне спроса и предложения; создает условия для использования информации при формировании ожиданий участников фондового регионального рынка и другие. Внутрирегиональный уровень реализует отношения между инвесторами и обслуживающими их профессиональными участниками рынка государственных ценных бумаг, заключившими договор с Банком России, дилерами и другими кредитными организациями.
В условиях глобализации экономических процессов, и прежде всего финансовой глобализации, наметилась тенденция к централизации локальных фондовых рынков на региональном уровне в высокотехнологичные организованные рынки с ядром, находящимся в финансовом центре страны. Основной объем фондового рынка страны сосредоточен в больших городах, таких как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Владивосток и другие. Локально организованные региональные фондовые рынки постепенно перестают носить массовый характер.
На развитие региональных фондовых рынков и на национальный фондовый рынок в целом оказывают влияние состояние мировых фондовых рынков и наметившиеся закономерности их развития. К закономерностям развития мировых фондовых рынков следует отнести прежде всего следующие:
- возрастание влияния валютного фактора в операциях мировых фондовых рынков;
- усиление взаимозависимости
- возрастание амплитуды
- изменение инфраструктуры
Особенностью современной инфраструктуры мирового фондового рынка является паритет между объемами операций на биржевом и внебиржевом фондовом рынке. Эта особенность оказывает влияние на функционирование как национальных, так и локальных фондовых рынков, на которых также складывается паритет между биржевой и внебиржевой торговлей.
Главной целью развития отечественного
фондового рынка и его
Развитие фондового рынка в России и ее регионах возможно лишь с помощью стимулирования развития рынка корпоративных ценных бумаг. При этом необходимо совершенствовать соответствующее законодательство и активнее использовать макроэкономические регуляторы. Важными направлениями государственной политики на рынке ценных бумаг должны быть налоговое стимулирование долгосрочных инвестиций и информационно-технологическая поддержка развития инфраструктуры фондового рынка. Выход предприятий на фондовый рынок, особенно на этапе проведения первичной эмиссии, объективно предполагает оказание бюджетной поддержки. При этом оказание бюджетной поддержки предприятиям позволяет контролировать эффективность вложения государственных средств.
Государственная политика должна быть направлена на развитие первичного рынка ценных бумаг. Государство должно стимулировать формирование системы оказания услуг внутренним частным инвесторам. Государственная политика по развитию фондового рынка должна строиться с учетом общих тенденций развития мировых фондовых рынков и с учетом специфики национального и регионального фондовых рынков.
В конце 1992 года в России был принят Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», который можно было считать отправной точкой на пути к цивилизованному регулированию доходов и расходов государства, денежного обращения, объемов централизованных инвестиций и пр. Этот Закон являлся предпосылкой к созданию финансового рынка, своего рода правил участия государства в этом рынке. [9, c. 300-301]
В это же время Банк России провел экспериментальный аукцион по размещению первого внутреннего республиканского займа РСФСР 1991 г.
Характеристиками этого займа являлись: срок обращения - 3 года; купонная ставка по нему составляла - 8,5%.
В ходе аукциона было реализовано облигаций на сумму более 50 млн. рублей и, кроме того, были опробованы новые для России технологии выпуска и размещения облигаций.
Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.
В этих целях государство
предприняло несколько попыток
привлечения средств
Другой особенностью российского рынка государственных облигаций была их высокая доходность (до 100% годовых и более) в отдельные периоды, позволявшая привлекать средства инвесторов с других рынков капиталов, которые в российских условиях 90-х годов были не в состоянии обеспечивать подобную доходность. В дальнейшем же государство стало снижать столь высокую доходность, которая в конечном счете разорительна и не может быть оправдана на длительный период.
Российские государственные ценные бумаги обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращается несколько облигационных займов бывшего СССР, выпущенных в разных европейских валютах. С 1996 г. российское Правительство размещает на внешнем рынке облигационные займы. С этого же года начиналась практика допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных облигаций.
Государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.
По своей экономической сути все виды государственных ценных бумаг являются долговыми ценными бумагами, но на практике каждая самостоятельная государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. [6]
Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему.
Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.
Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.
Государственные ценные бумаги могут быть в бумажной (бланковой) или безбумажной формах, то есть в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска государственных ценных бумаг в безбумажной форме.
Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т.д.
Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации.
Государственные ценные бумаги можно классифицировать:
1. По виду эмитента:
- ценные бумаги федерального правительства;
- муниципальные
ценные бумаги или ценные
- ценные бумаги государственных учреждений;
- ценные бумаги,
которым придан статус
2. По форме обращаемости:
- рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
- нерыночные, которые
не могут перепродаваться их
держателями, но могут быть
через определенный срок
3. По срокам обращения:
- краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
- среднесрочные,
срок обращения которых
- долгосрочные, т.е. имеющие срок обращения обычно свыше 10 - 15 лет.
4. По способу выплаты (получения) доходов:
- процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой);
- дисконтные
ценные бумаги, которые размещаются
по цене ниже номинальной, и
эта разница (дисконт)
- индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
- выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
- комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов. [5, c. 174-175]
Итак, федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Денежные средства, привлекаемые в результате размещения федеральных государственных ценных бумаг, и порядок их расходования определяются законодательством Российской Федерации.