Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 20:14, контрольная работа
Фондовый рынок на региональном уровне представлен сложной экономической сиcтемой, включающей инфраструктуру, фондовые ценности, экономических агентов. Региональный фондовый рынок делится на первичный и вторичный.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В РФ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 8
3. ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
На рынке
федеральных государственных
- Эмитент
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» эмитентом признается юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого отнесены составление и исполнение федерального бюджета.
Министерство финансов РФ от лица Российской Федерации выступает заемщиком, а генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных ценных бумаг является Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Эмитентом на рынке государственных ценных бумаг выступает государство в лице Министерства финансов РФ. Первичное размещение облигаций, так же как и погашение, осуществляется Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов РФ.
Информация о долговых обязательствах вносится в Государственную долговую книгу в срок, определенный статьей 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации. [1, c. 386-387]
- Инвестор
Инвестором на рынке государственных ценных бумаг может быть любое юридическое или физическое лицо, приобретающее облигации и имеющее право на владение ими, резиденты и нерезиденты РФ.
- Контролирующий орган
Контролирующим органом на рынке государственных ценных бумаг выступает Банк России и Министерство финансов.
Особенность рынка государственных ценных бумаг состоит в том, что он является только биржевым фондовым рынком. Участники этого рынка называются дилерами. Основным дилером на рынке государственных ценных бумаг является Банк России, который действует на фондовом рынке по поручению Министерства финансов РФ и отражает интересы государства. Остальные дилеры являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Рынок муниципальных заимствований в России начал развиваться в 1992 г.
Муниципальные ценные бумаги – это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.
Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже – векселей. Они имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.
Основными инвесторами для муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение этих ценных бумаг выгодно для инвесторов в связи с их более высокой доходностью и надежностью. Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» деление государственных ценных бумаг в России имеет следующий вид: [9, c. 264-265]
- федеральные
государственные ценные бумаги,
т.е. ценные бумаги
- государственные
ценные бумаги субъектов
- муниципальные
ценные бумаги, т.е. ценные бумаги,
выпускаемые от имени
Иначе говоря, юридический статус государственных ценных бумаг имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.
Однако по существу все перечисленные группы ценных бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государственного органа управления.
Итак, муниципальные ценные бумаги – это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные средства путем выпуска долговых ценных бумаг.
Существуют
две главные формы
- выпуск муниципальных ценных бумаг;
- ссуды.
Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии – бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой – наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.
В качестве эмитентов муниципальных
облигаций могут выступать
- область - республика;
- район - округ;
- город.
Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в виде муниципальных облигаций, принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа осуществляется через один или несколько уполномоченных на это коммерческих банков или же через другие коммерческие структуры. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа). [2, c. 132-135]
Также как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:
- именными и на предъявителя;
- на любые сроки (в том числе сроком на один год);
- без ограничений
или с ограничениями по
- под залог имущества или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов);
- купонными и бескупонными;
- в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него);
- с фиксированным и колеблющимся процентом;
- отзывные и без права отзыва эмитентом;
- с фондом погашения и без такового;
- с правом
обратной продажи и без
- в качестве зеро-купонов;
- с застрахованными
обязательствами перед
- с субординацией
"по старшинству" и "
Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства.
В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.
Внедрение практики муниципальных
заимствований в облигационной
форме способно дать целый ряд
положительных экономических
Эмиссия облигаций позволяет снижать процентные ставки по заемным ресурсам, мобилизуя незадействованные на финансовом рынке средства физических и юридических лиц. Такая форма привлечения денежных средств более предпочтительна, чем кредиты банков. Заем позволяет также увеличивать срок заимствования средств и тем самым оптимально распределять нагрузку на бюджет по обслуживанию долга. Устойчивое состояние российского рынка ценных бумаг в последние годы привело к тому, что сегодня потенциальные инвесторы способны осуществлять среднесрочные вложения.
Заинтересованность
Крупномасштабные
Муниципальные займы способны привлечь в экономику региона финансовые ресурсы институциональных инвесторов, включая банковские организации. Факторами, делающими муниципальные ценные бумаги привлекательными инструментами для всех категорий инвесторов, являются льготное налогообложение и гарантирование обязательств бюджетными доходами.
Инвестиционной активности банков способствуют высокие среднемесячные остатки на корсчетах. Так, по состоянию на начало 2009 г., только на корсчетах в иностранных банках у российских банков находилось примерно 7,5 млрд дол. Учитывая то, что проценты по депозитам у первых крайне малы, вторые могут проявить интерес к надежным рублевым инструментам.
Повышение надежности и ликвидности муниципальных облигаций может сделать их оптимальным инструментом привлечения инвестиций в производство. Перспективным является использование местными администрациями средств, вырученных при размещении муниципальных облигаций, для поддержки частных инвестиционных проектов по схеме долевого участия. Такого рода модель была разработана Министерством экономики РФ для эффективного инвестирования централизованных средств и может быть с успехом использована в регионах.
В условиях ограниченного доступа российских предприятий на международный рынок капитала именно облигации муниципальных займов могут способствовать привлечению средств иностранных инвесторов.
Успешное проведение займов играет важную роль в улучшении инвестиционного климата в регионах, дает импульс развитию инфраструктуры региональных фондовых рынков, участники которых приобретают практический опыт андеррайтинга ценных бумаг, необходимый для обеспечения последующего размещения корпоративных займов.
Эмиссия муниципальных облигаций способствует межрегиональному движению капитала. Необходимость привлечения внешних инвесторов обусловлена расширением инвестиционных ресурсов, необходимостью интеграции с другими регионами и налаживания контактов со стратегическими партнерами. Привлекательными моментами при этом могли бы стать возможности собственных инвестиций в регионе, долевое участие, налоговые льготы и т.д.
Актуальной для российской экономики является проблема привлечения капитала в регионы из Москвы и Московской области, где сосредоточено свыше 80% совокупных активов российских коммерческих банков. Их филиальная московская сеть не в состоянии обеспечить доступ регионов к этим финансовым ресурсам. Рынок межбанковских кредитов сдерживается из-за низких лимитов межбанковского кредитования, установленного для подавляющего большинства региональных коммерческих банков. В этой связи ускоренное развитие рынка эмиссионных долговых ценных бумаг могло бы помочь решению проблемы эффективного межрегионального движения капитала. [5]
Эмиссия муниципальных облигаций позволяет решить вопрос трансформации сбережений населения в инвестиции. Несмотря на наметившийся в последние годы рост поступлений сбережений населения на рынки ссудного капитала, их объемы еще невелики. В то же время зарубежная практика показывает, что индивидуальные инвесторы сейчас являются крупнейшими держателями муниципальных облигаций.