Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа
За многие годы функционирования казначейства сделано главное – создана система, позволяющая все операции со средствами федерального бюджета проводить по счетам федерального казначейства, обеспечивая при этом контроль за соблюдением бюджетного законодательства и своевременный учет этих операций. А в работе, в том числе направленной на реформирование финансовой системы России, следует не только достойно продолжать традиции предшественников, но и использовать лучшие мировые образцы устройства государственных финансов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития и построения казначейской системы исполнения бюджетов 6
1.1. Генезис создания и развития казначейства России 6
1.2. Зарубежный опыт деятельности казначейства 22
Глава 2. Практический аспект деятельности органов казначейства в условиях реализации бюджетного процесса 35
2.1. Особенности кассового исполнения доходов и расходов федерального бюджета 35
2.2. Переход на казначейское кассовое обслуживание субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 49
Глава 3. Автоматизированные информационные технологии в казначействе 63
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Таблица 2.2.2
Статистика кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ
Вариант кассового обслуживания |
Количество субъектов РФ на 01.07.2009 г. |
Количество субъектов РФ на 01.07.2010 г. |
1. С открытием лицевого счета бюджета финансовому органу |
39 |
34 |
2. С открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса |
32 |
32 |
3. С одновременным применением 1 и 2 вариантов (смешанный вариант) |
12 |
17 |
Статья 166.1 Бюджетного кодекса РФ, определяющая перечень бюджетных полномочий Федерального казначейства, к таковым полномочиям относит: открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации) в соответствии с заключенным соглашением.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, функции по открытию и ведению лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов могут быть дополнены следующими бюджетными полномочиями по исполнению бюджетов:
- доведением
до распорядителей и
- доведением
до распорядителей и
- ведением учета
операций по кассовому исполнен
- проведением
проверки за непревышением
- проведением проверки платежных документов получателей на соответствие кода бюджетной классификации типу операции, осуществляемой на основании данного платежного документа;
- сверкой и подтверждением данных отчетов об исполнении бюджета главного распорядителя, (распорядителя), получателя средств бюджета, сформированных получателями средств.
Кассовое обслуживание бюджета субъекта РФ в условиях выбора варианта с открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса (по сравнению с вариантом открытия лицевого счета только финансового органа) имеет ряд преимуществ. В частности, это касается организаций, имеющих лицевые счета как в органе Федерального казначейства (по подконтрольным средствам), так и в финансовом органе. Такие организации получают по бюджетным средствам две выписки, для составления сводных данных им необходимо постоянно суммировать данные по операциям на двух счетах, необходимо постоянно учитывать разные требования по оформлению документов, предъявляемых финансовым органом и органом Федерального казначейства. Данные организации несут дополнительные непроизводственные потери времени на предоставление и получение документов в финансовый орган и в орган Федерального казначейства. Открытие одного счета по бюджетным средствам в одном месте позволит значительно упростить организациям ведение учета своих средств, внедрить одинаковые требования к оформлению всех расчетно-платежных документов.
Переход на вариант кассового обслуживания с открытием в органах Федерального казначейства лицевых счетов участников бюджетного процесса позволяет значительно сэкономить средства на канцелярские расходы, сократить трудозатраты по обработке документов, ускорить сроки прохождения документов. Открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства региональным бюджетополучателям позволяет внедрить систему электронного документооборота с данными учреждениями. Внедрение системы электронного документооборота с региональными учреждениями позволяет сэкономить транспортные расходы бюджетных учреждений и время на прохождение документов, так как отсутствует необходимость предоставлять для санкционирования оплаты документы на бумажном носителе, а информация по произведенным кассовым операциям (выписка) поступает к ним также в электронном виде.
При изменении варианта кассового обслуживания органы Федерального казначейства могут осуществлять дополнительные функции по исполнению регионального бюджета: проверять соответствие кодов бюджетной классификации проводимой операции; проверять наличие документов, подтверждающих возникновение бюджетных обязательств у получателя средств.
С 1 января 2012 года,
в соответствии с Бюджетным посланием
Президента Российской Федерации, завершился
переходный период для перевода федеральных
бюджетных учреждений на новый порядок
финансового обеспечения
В этой связи в деятельности федеральных бюджетных учреждений возникли существенные изменения: в органах Федерального казначейства им открываются новые виды лицевых счетов, изменяется порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности, предусматривается иной механизм санкционирования расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, меняется порядок исполнения исполнительных документов, должником по которым выступает бюджетное учреждение.
Вместе с тем для бюджетных учреждений сохраняются отдельные нормы, регламентирующие деятельность этих учреждений в статусе получателей бюджетных средств: учет операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется на лицевых счетах, открытых им в органах Федерального казначейства; кассовые выплаты осуществляются по кодам бюджетной классификации с применением кодов субсидий (для целевых субсидий) и кодов КОСГУ; размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений осуществляется в порядке, установленном Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Виды лицевых счетов, которые могут быть открыты бюджетным учреждениям.
Федеральным бюджетным
учреждениям в органах
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 2012 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1202 и от 31 декабря 2010 г. № 1204» операции с бюджетными инвестициями, поступающими в текущем году бюджетным учреждениям в форме капитальных вложений, осуществляются в порядке, установленном для получателей бюджетных средств. Соответственно в 2012 году федеральным бюджетным учреждениям для учета операций с бюджетными инвестициями в органах Федерального казначейства открывается лицевой счет получателя бюджетных средств.
Минфин России и Федеральное казначейство в совместном письме разъяснили, что при наличии ранее открытых бюджетному учреждению лицевых счетов в органах Федерального казначейства лимиты бюджетных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций могут доводиться учредителем на указанные лицевые счета с предварительной актуализацией реестровой записи Сводного реестра. Повторного включения учреждения в Сводный реестр и открытия другого лицевого счета получателя бюджетных средств не требуется.
При отсутствии у бюджетного учреждения лицевого счета получателя бюджетных средств его открытие осуществляется в соответствии с приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами». При этом главному распорядителю необходимо также обеспечить включение реквизитов федеральных бюджетных учреждений в Сводный реестр в соответствии с пунктами 3.2.1 и 3.13.1 Порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 15 августа 2008 г. № 80н.
В случае если бюджетному учреждению уже открыты в органе Федерального казначейства лицевые счета другого вида, то для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств ему необходимо представить только Заявление на открытие лицевого счета. Повторного представления копий учредительного документа, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и свидетельства о регистрации юридического лица не требуется. Кроме того, если должностные лица бюджетного учреждения, имеющие право подписи платежных документов при совершении бюджетным учреждением операций по лицевым счетам остаются прежними, то отдельная Карточка образцов подписей для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств бюджетным учреждением может не представляться. Открытие лицевого счета получателя бюджетных средств федеральному бюджетному учреждению осуществляется на основании имеющейся в деле бюджетного учреждения Карточки образцов подписей к лицевому счету неучастника бюджетного процесса. При этом главный бухгалтер органа Федерального казначейства вписывает в данную карточку номер открытого бюджетному учреждению лицевого счета получателя бюджетных средств.
Также для осуществления бюджетным учреждением операций со средствами по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в органах Федерального казначейства может быть открыт лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, операции по которому осуществляет бюджетное учреждение. В соответствии с положениями статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Глава 3. Автоматизированные информационные технологии в казначействе
Система органов казначейства России создавалась очень динамично. За годы развития казначейской системы были организованы органы Федерального казначейства в региональных структурах, начато их оснащение средствами хозяйственного обеспечения и оргтехники, в том числе вычислительной техникой, средствами связи и передачи информации. Методология работы казначейских органов за короткое время развития претерпела существенное изменение и продолжает динамично развиваться. Комплекс принятых мер при создании казначейской системы позволил вывести эту структуру на лидирующие позиции в области государственных учреждений и организаций финансовой сферы, как по технической оснащенности, так и по динамике развития методологической и технологической поддержки.
По организации работы и методам обработки информации органы казначейства полностью соответствовали уровню развития окружающей инфраструктуры финансовой сферы. Оборудование вычислительной техникой позволяет провести начальную автоматизацию рутинных операций и подготовить базу для комплексного решения проблем информационного обслуживания процесса исполнения бюджетов различных уровней.
По приоритетности решения проблем развития автоматизированной казначейской системы выделяются два основных направления:
1. Создание автоматизированной
единой системы учета исполнени
2. Создание автоматизированной
единой депозитарной системы
органов федерального казначейс
Оба направления
связаны не только с созданием
соответствующих программно-
Так, согласованное развитие
межбанковской платежно-