Развитие казначейской системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

За многие годы функционирования казначейства сделано главное – создана система, позволяющая все операции со средствами федерального бюджета проводить по счетам федерального казначейства, обеспечивая при этом контроль за соблюдением бюджетного законодательства и своевременный учет этих операций. А в работе, в том числе направленной на реформирование финансовой системы России, следует не только достойно продолжать традиции предшественников, но и использовать лучшие мировые образцы устройства государственных финансов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития и построения казначейской системы исполнения бюджетов 6
1.1. Генезис создания и развития казначейства России 6
1.2. Зарубежный опыт деятельности казначейства 22
Глава 2. Практический аспект деятельности органов казначейства в условиях реализации бюджетного процесса 35
2.1. Особенности кассового исполнения доходов и расходов федерального бюджета 35
2.2. Переход на казначейское кассовое обслуживание субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 49
Глава 3. Автоматизированные информационные технологии в казначействе 63
Заключение 71
Список использованной литературы 76

Файлы: 1 файл

текст работы.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Распределение регулирующих доходов и перечисление средств в региональные бюджеты  производится так же из единого расчетного центра с использованием электронных платежей, причем эти операции входят в полный цикл зачисления и учета доходов федерального бюджета. Такая организация позволяет повысить оперативность исполнения доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней, а также оперативность и точность информации о средствах, поступивших в доход бюджетов всех уровней.

Одним из условий  повышения эффективности работы казначейских органов является создание перспективной и эффективной  системы их информационного обеспечения  на всех уровнях. Разработка информационного комплекса проводится на единой методологической основе, с использованием типовых проектных решений, учитывающих не только объемные показатели – число налогоплательщиков, собираемые на территории страны федеральные и регулирующие налоги, число получателей средств федеральною бюджета, но и развитие всей финансовой и коммуникационной инфраструктуры регионов.

Информационный  комплекс казначейских органов способен не только обеспечить функциональное, в сочетании с банковской системой исполнение органами казначейства федерального бюджета, но и предназначен при этом организовать эффективное динамичное взаимодействие финансовых органов различных уровней и ведомственной принадлежности, а также банковской и налоговой систем. В основу создания такого комплекса положена технология централизованных и распределенных решений на основе применения высокотехнологичных операционных систем, систем управления базами данных (СУБД) и помехоустойчивых защищенных от несанкционированного доступа телекоммуникационных систем. Развитие и применение единой технологии с созданием на ее основе корпоративных (ведомственных) систем позволяет решить проблему межведомственного взаимодействия сложных защищенных информационно - технических комплексов.

Главной целью  создания информационного комплекса органов федерального казначейства является существенное повышение эффективности исполнения федерального бюджета. Это позволяет органам Федерального казначейства оперативно, точно и эффективно решать ограниченным персоналом весь объем задач, поставленных перед системой:

  • оперативный и точный учет доходов федерального бюджета;
  • взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом субъектов Федерации и местными бюджетами всех уровней;
  • быстрое и точное доведение средств федерального бюджета до конечных получателей;
  • текущий полный оперативный и строгий контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств;
  • оперативный и объективный анализ исполнения федерального бюджета и прогнозирование поступления доходов в бюджет и предстоящих расходов на любой заданный период;
  • управление и обслуживание государственного внутреннего долга и так далее.

Существуют две схемы  организации информационной технологии в казначействе:

  • с ведением лицевых счетов получателей средств федерального бюджета и расчетами с единых текущих счетов расходов Банка России или его уполномоченных агентов;
  • организация регионального единого эффективного рынка ценных бумаг и центральных органов такого рынка – центральных регистратора, депозитария и расчетно-клирингового центра и выполнение по поручению Министерства финансов РФ функций эмитента государственных ценных бумаг на единый региональный рынок ценных бумаг.

Обе схемы организации  информационной технологии в казначействе имеют положительные и отрицательные  стороны.

В первом случае достигается полная автономность системы с развитой инфраструктурой рынка ценных бумаг, ее относительная независимость от проблем межведомственных отношений.

В решении по второму направлению работа органов  федерального казначейства в большей  степени носит общий организационно-правовой характер координации усилий нескольких ведомств и обеспечения безопасных условий для работы такого рынка.

Главной целью создания автоматизированной информационной технологии в органах казначейства является существенное повышение эффективности исполнения федерального бюджета. В связи с этим к информационной системе казначейства предъявляются следующие требования:

  • оперативно, точно и эффективно решать ограниченным персоналом весь объем задач, поставленных перед системой органов казначейства;
  • оперативно, точно и достоверно решать задачи по учету доходов федерального бюджета;
  • организовать взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом субъектов Федерации и местными бюджетами всех уровней;
  • быстро и точно доводить средства федерального бюджета до конечных получателей;
  • обеспечивать текущий, полный, оперативный и строгий контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств;
  • обеспечивать оперативный и объективный анализ исполнения федерального бюджета и прогнозирование поступления доходов в бюджет и предстоящих расходов на любой заданный период;
  • управлять и обслуживать государственный внутренний долг,
  • соответствовать действующей в России законодательной практике и нормативным требованиям Министерства финансов РФ;
  • обслуживать конфиденциальную и секретную информацию в соответствии с требованиями компетентных органов;
  • обеспечивать юридическую преемственность первичного документа и его электронной копии, а также ее сохранность в течение всею периода их регламентного существования, определяемого инструкциями и положениями о делопроизводстве и так далее.

Достижение основных целей построения автоматизированной информационной технологии органов  казначейства возможно при выполнении в процессе ее создания ряда условий:

1. Информационная система, обслуживающая исполнение федерального бюджета, должна строиться на базе автоматизированною бухгалтерскою учета с эквивалентной по степени детализации настройкой планов счетов. Бухгалтерский учет исполнения федерального бюджета должен проводиться в аналитическом аспекте на всю глубину бюджетной классификации, в том числе в разрезе конечных получателей бюджетных средств. Такой принцип позволит иметь в учетных регистрах информационного комплекса оперативное и достоверное отражение фактического состояния федерального бюджета на любом уровне.

2. Информационная система казначейства должна быть адаптирована к работе как с традиционными банковскими операциями, так и с системами электронных банковских расчетов и поддерживать активное взаимодействие с информационными системами исполнения федерального и региональных бюджетов. Такие смежные с комплексом системы должны базироваться на полномасштабном, автоматизированном и оперативном бухгалтерском учете исполнения бюджетов и предусматривать однократное формирование информации при обработке первичных документов, в том числе платежных документов в банковской системе (это исключает ошибки и несопоставимость данных при вторичных вводах информации в систему).

3. Согласование и синхронизация основных процессов исполнения бюджета в течение операционного дня, недели, месяца, квартала, года.

4. Организация единой технологической информационной коммуникационной системы органов, исполняющих бюджеты различных уровней.

5. Достоверность информации, входящей в ту или иную смежную ведомственную систему в ходе их взаимодействия, – применение единой технологии защиты информации от несанкционированного доступа и защиты электронной подписи.

6. Применение при организации и внедрении автоматизированной информационной технологии казначейства технологических и методических решений, позволяющих проводить модификацию как всей системы или ее ядра, так и только отдельных автоматизированных рабочих мест и отдельных задач на рабочих местах, не затрагивая текущую работу остальной системы в целом, и так далее.

Действующая система планирования, исполнения и  управления бюджетным процессом  при казначейском исполнении бюджета, позволяет обеспечить 100% прозрачность при исполнении бюджета, снизить  управленческие затраты, оперативно получать различные данные в режиме реального времени, упорядочить оборот денежных средств в регионе и, как результат, стабилизировать социальную обстановку.

Основные задачи решаемые системой:  
• Казначейское исполнение бюджетов всех уровней с ведением лицевых счетов;  
• Планирование бюджета и утверждение бюджета;  
• Комплексная автоматизация всех подразделений финансового органа;  
• Управление активами региона, учет неденежных и валютных активов, дебиторской и кредиторской задолженности;  
• Ведение бюджетной росписи в денежном выражении и в натуральных показателях;  
• Бухгалтерский учет исполнения бюджета в соответствии с инструкцией;  
• Исполнение бюджета по смете, платным услугам, внебюджетным фондам. Ведение произвольного количества бюджетов.  
             Основными отличительными особенностями являются:  
• Объединение в единую сеть финансового органа (ФО) распорядителей и получателей бюджетных средств (РБС и ПБС), доведение посредством этой сети до РБС реальной потребности в финансировании от ПБС. Использование произвольных каналов и линий связи, а также электронно-цифровой подписи;  
• Реализация управленческого, а не учетного подхода к исполнению бюджета. Финансирование на лицевые счета передается не в плановом порядке, а под реальные потребности РБС и ПБС одновременно с осуществлением кассового расхода;  
• Возможность функционирования, как при создании собственного казначейства, так и при кассовом исполнении бюджета органами федерального казначейства;  
• Построение единого финансового и информационного пространства региона - консолидация произвольных данных об исполнении бюджетов районов и муниципальных образований в ФО;  
• Ведение всех территориально удаленных ПБС в единой базе данных ФО, закрытие им всех банковских счетов, в том числе при выдаче наличных средств;  
         Целью организации системы казначейства является контроль и регулирование финансовых отношений, исполнения федерального и других уровней бюджета.

Согласованное развитие межбанковской расчетно-платежной  системы, налоговой службы и органов  казначейства на базе новых информационных технологий позволяет повысить эффективность сбора доходов федерального бюджета, его исполнения и доведения средств до получателей.

Автоматизированная  информационная система казначейства является составной частью интегрированной аппаратно-программной системы, объединяющей отдельные информационно-технологические аппаратно-программные средства и системы органов Федерального казначейства различных уровней, включая локальные вычислительные сети, отдельные автоматизированные рабочие места и терминалы, коммуникационные компьютерные системы и средства, имеющиеся в распоряжении этих учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из поставленной цели настоящей работы, исследование позволяет сделать выводы, которые заключаются в следующем.

В первой главе "Теоретические основы развития и построения казначейской системы исполнения бюджетов" исследуются теоретические и исторические аспекты функционирования казначейской системы исполнения федерального бюджета; методологические принципы ее построения; зарубежный опыт функционирования казначейских систем.

Комплексное исследование генезиса казначейской системы, показывает, что воссоздание казначейской системы исполнения бюджета, вызвано политическими и экономическими преобразованиями в российском обществе, при которых действующая до этого банковская система исполнения бюджета перестала справляться с закрепленными за ней функциями. В начале 90-х годов в Российской Федерации назрела серьезная необходимость в создании отдельной финансовой структуры, которая была бы способна производить и контролировать исполнение именно федерального бюджета. И с этой позиции, создание в 1992 году органов Федерального казначейства, с моей точки зрения, было наиболее правильным вариантом на пути к преобразованию сферы управления государственными финансами, в части реализации процесса исполнения бюджета.

С момента создания в 1992 году Федерального казначейства его  главными задачами стали: повышение оперативности при зачислении доходов во все уровни бюджетной системы РФ; повышение оборачиваемости и прозрачности расходования средств федерального бюджета; создание системы эффективного контроля за законным, целевым и рациональным расходованием средств федерального бюджета.

Развитие казначейской системы исполнения бюджетов, на мой взгляд, необходимо рассматривать не как самоцель, а как средство повышения эффективности процесса управления финансовыми потоками и бюджетным процессом. В будущем казначейству, по моему мнению, должна быть отведена приоритетная роль в финансовой системе страны. Казначейство должно стать важнейшим элементом интегрированной системы управления государственными финансами. Сложность и многоплановость этой проблемы обусловлена широким спектром вопросов, связанных с формированием адекватного современным требованиям бюджетного законодательства, необходимостью совершенствования бюджетного процесса и межбюджетных отношений, кризисным состоянием государственной финансовой системы, недостаточной теоретической проработанностью казначейских технологий и так далее. Практика как отечественная, так и зарубежная показала - будущее управления государственными финансами на всех уровнях за казначейской системой исполнения бюджета. Несомненно, важным этапом в формировании и развитии казначейской структуры исполнения федерального бюджета. Наработан богатый опыт наведения порядка в экономике и финансах России. Бюджетным кодексом РФ определен правовой статус Федерального казначейства в качестве участника бюджетного процесса, на который возлагается исполнение бюджетов всех уровней.

Информация о работе Развитие казначейской системы России