Распределение, формирование и использование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ прибыли предприятия, резервов ее увеличения, способы ее распределения и использования на ОАО «База строительных товаров».
Объектом исследования является ОАО «База строительных товаров». Предметом выступает собственно прибыль данного предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
Рассмотреть экономическое содержание и виды прибыли;
Изучит существующие методические подходы к формированию, распределению и использованию прибыли;
Изучить теоретические аспекты факторного анализа и резервов повышения прибыли предприятия;
Провести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «База строительных товаров»

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Восстановлен).docx

— 245.50 Кб (Скачать)

Также следует произвести анализ издержек обращения на предприятии. Для этого приведем исходные и  расчетные данные в таблице 7.

Таблица 7 – Анализ издержек обращения ОАО «База строительных товаров»

 

2009, тыс. руб.

2010, тыс. руб.

2011, тыс. руб.

Изменение, %

10/09

11/10

Материальные затраты

279423

640431

626499

229

98

Расходы на оплату труда

21613

43834

43230

203

99,5

Отчисления на социальные нужды

5753

11845

15673

206

132

Амортизация

934

2729

2119

292

78

Прочие затраты

1385

2696

2076

195

77

Итого по элементам

309108

701535

689597

227

98,3


Таким образом, видно из таблицы 7, что в 2010 году по всем затратам наблюдается  тенденция увеличения, причем более 200%. В общем затраты увеличились  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  увеличились на 227%. Чего нельзя сказать  о затратах в 2011 году. Из данных таблицы  видно, что издержки сокращаются, хотя это снижение не является значительным. Так, общий объем затрат в 2011 году по сравнению с 2010 годом сократились  на 1,7%.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и организации производства, на модернизацию оборудования, улучшение качества продукции, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды чистая прибыль является источником уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам [17].

Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, служит источником финансирования не только производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и в случае нарушения предприятием действующего законодательства — уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль. В случаях сокрытия прибыли от налогообложения также взыскиваются штрафы, источником уплаты которых является чистая прибыль.

 

 

2.3 Факторный анализ  прибыли  предприятия ОАО «База строительных материалов»

 

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с  целью осуществления которой  оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая  дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Результаты  факторного анализа прибыли от продажи  позволяют оценить резервы повышения  эффективности производства и принять  обоснованные управленческие решения.

Анализ  прибыли от продажи продукции  за 2009-2010 годы можно провести на основе данных представленных данных в таблице 8.

Таблица 8 – Исходные данные для анализа прибыли от продаж ОАО «База строительных товаров» за 2009-2010 годы

Составляющие прибыли

По отчету 2009 года, тыс. руб.

По ценам 2009 года при объеме продаж 2010 года, тыс. руб. (2010 год / индекс цен (Таблица 4))

По 2010 году, тыс. руб.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, (объем продаж), (S)

311567

686529

720855

Полная себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг, (С)

273854

596538

626365

Прибыль от продаж, (П)

37713

89038

93490


 

Таблица 9 - Индексы потребительских цен на непродовольственные товары, в % к предыдущему году

 

2009

2010

2011

Индексы потребительских  цен на непродовольственные товары, в % к предыдущему году

109,7

105,0

106,7


 

Расчеты проведем в следующем  порядке:

1) Изменение прибыли от продаж за период (∆П) рассчитаем по формуле 1:

∆П = 93490 – 37713 = 55777 (руб.)

2) Влияние на прибыль  изменений цен на проданные  товары (∆П1) рассчитаем по формуле 2:

∆П1 = 720855 – 686529 = 34326 (руб.)

3) Влияние на прибыль  изменений объема продаж товаров  (∆П2) рассчитаем по формуле 3:

k1 = 596538/273854 = 2,178 (рассчитано по формуле 4);

∆П2 = 37713 × (2,178 – 1) = 44425,9 (руб.)

4) Влияние на прибыль  изменений в объеме продаж  товаров, обусловленных изменениями  в структуре товаров (∆П3) рассчитаем по формуле 5:

k2 = 686529/311567 = 2,204 (рассчитанный по формуле 6);

∆П3 = 37713 × (2,204 – 2,178) = 980,54 (руб.)

5) Изменение прибыли от  продаж за счет изменения себестоимости  в связи с изменением цен  на потребляемые ресурсы (∆П4) рассчитаем по формуле 7:

∆П4 = 596538 – 627365 = -30827 (руб.)

6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆П5) рассчитаем по формуле 8:

∆П5 = 273854 × 2,204 – 596538 = 7036,22 (руб.)

  1. Суммарное выражение влияния факторов на прибыль от продаж рассчитаем как сумму  всех величин изменения прибыли под влиянием каждого из факторов:

∆П = 34326+44425,9+980,54-30827+7036,22= 55941,66 (руб.)

Таким образом, из проделанных  расчетов следует, что самое большое  положительное влияние на изменение  прибыли от продаж в 2010 году по сравнению  с 2009  оказывает изменение объема продаж товаров, а также изменение  цен на проданные товары. На снижение прибыли от продаж наибольшее влияние  оказало изменение себестоимости  продукции за счет изменения цен. В общем, на изменение прибыли  от продаж влияние всех факторов, составило 55941,66 (руб.). это говорит о том, что в общем в 2010 году по сравнению  с 2009, прибыль от продаж увеличилась, благодаря и несмотря на позитивное и отрицательное влияние факторов [22].

Для наглядности результаты факторного анализа представим на рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Влияние различных факторов на изменение прибыли от продаж.

 

В таблице 10 приведем данные для анализа прибыли от продаж за 2010-2011 годы.

Таблица 10 - Исходные данные для анализа прибыли от продаж ОАО «База строительных товаров» за 2010-2011 годы

Составляющие прибыли

По отчету 2010 года, тыс. руб.

По ценам 2010 года при объеме продаж 2011 года, тыс. руб. (2011 год / индекс цен (Таблица 4)

По 2011 году, тыс. руб.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, (объем продаж), (S)

720855

660624

704886

Полная себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг, (С)

626365

576234

614842

Прибыль от продаж, (П)

93490

84390

90044


 

Расчеты проведем в следующем  порядке:

1) Изменение прибыли от продаж за период (∆П) рассчитаем по формуле 1:

∆П = 90044 – 93490 = -3446 (руб.)

2) Влияние на прибыль  изменений цен на проданные  товары (∆П1) рассчитаем по формуле 2:

∆П1 = 704886 –660624= 44262 (руб.)

3) Влияние на прибыль  изменений объема продаж товаров  (∆П2) рассчитаем по формуле 3:

k1 = 576234/627365 = 0,919 (рассчитано по формуле 4);

∆П2 = 93490 × (0,919 – 1) = -7572,69 (руб.)

4) Влияние на прибыль  изменений в объеме продаж  товаров, обусловленных изменениями  в структуре товаров (∆П3) рассчитаем по формуле 5:

k2 = 660624/720855 = 0,916 (рассчитанный по формуле 6);

∆П3 = 93490 × (0,916 – 0,919) = -280,47 (руб.)

5) Изменение прибыли от  продаж за счет изменения себестоимости  в связи с изменением цен  на потребляемые ресурсы (∆П4) рассчитаем по формуле 7:

∆П4 = 576234 – 614842 = -38608 (руб.)

6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆П5) рассчитаем по формуле 8:

∆П5 = 627365 × 0,916 – 576234 = -1567,66 (руб.)

  1. Суммарное выражение влияния факторов на прибыль от продаж рассчитаем как сумму  всех величин изменения прибыли под влиянием каждого из факторов:

∆П = 44262-7572,69-280,47-38608-1567,66= -3766,82 (руб.)

Таким образом, из проделанных  расчетов следует, что самое большое  влияние на изменение прибыли  от продаж в 2011 году по сравнению с 2010  оказывает изменение цен на проданные товары, но при этом негативное влияние, т.е. на снижение прибыли самое большое влияние оказывает изменение себестоимости за счет изменения цен. Это изменение составило -38608 руб. В общем, на изменение прибыли от продаж влияние всех факторов, составило -3766,82  (руб.). Это говорит о том, что в общем, в 2010 году по сравнению с 2009, прибыль от продаж снизилась.

Для наглядности результаты факторного анализа представим на рисунке 6.

Рисунок 6 - Влияние различных факторов на изменение прибыли от продаж.

Таким образом, из проведенного факторного анализа прибыли от продаж видно, что в 2010 году наблюдается  резкое увеличение прибыли за счет увеличения объема продаж и увеличения цены на продукцию. Но уже в 2011 году наблюдается снижение прибыли на 3766,82 рублей. Это произошло за счет увеличения себестоимости продукции  за счет изменения цены. Именно это  стало толчком для снижения прибыли  от продаж продукции в 2011 году.

 

 

 

 

 

3 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕЗЕРВЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

    1. Расчет прибыли на 2013 год

Важнейшим вопросом управления процессом  планирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов.

Главной целью при планировании является максимизация доходов, что  позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия  в его развитии. При этом важно  исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли  предприятия тесно связана с  оптимизацией величины уплачиваемых налогов  в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Объектом планирования являются планируемые  элементы балансовой прибыли, главным  образом прибыль от реализации продукции  выполнения работ, оказания услуг. Основой  для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказы потребителей и хозяйственных договорах.

Планирование прибыли - составная  часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической  работы на предприятии. Планирование прибыли  производится раздельно по всем видам  деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет  значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые  виды деятельности не облагаются налогом  на прибыль, а другие облагаются по повышенным ставкам. Существует много  разнообразных налоговых льгот, среди которых следует отметить выведение из под налогообложения  затрат предприятий на финансирование капитальных вложений производственного  и непроизводственного назначения; затрат на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти  цели, а также суммы взносов на благотворительные цели [10].

В процессе разработки планов по прибыли  важно не только учесть все факторы, влияющие на величину прибыли, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать тот, который обеспечит максимальную прибыль.

В таблице 11 представим данные для расчета плановой прибыли предприятия. В этой таблице и произведем расчеты плановых показателей при изменении их на соответствующие величины.

Таблица 11 - Планируемые показатели деятельности ОАО «База строительных товаров» на 2013 год

 
Показатель

 
2011 г.

 
План            на 2013 г.

Объем реализации, шт.

308607

314779

Выручка от реализации (без  НДС, акцизов), тыс. руб.

704886

747600

Средняя цена 1-го изделия, тыс. руб.

2,284

2,375

Средняя себестоимость 1-го изделия, тыс. руб.

1,992

1,992

Полная себестоимость, тыс. руб.

614842

639436

Коммерческие расходы, тыс. руб.

74755

74755

Прибыль от реализации, тыс. руб.

15289

33409

Прочие доходы, тыс. руб.

352

352

Прочие расходы, тыс. руб.

12361

12361

Балансовая прибыль, тыс. руб.

3280

20696

Информация о работе Распределение, формирование и использование прибыли предприятия