Распределение, формирование и использование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ прибыли предприятия, резервов ее увеличения, способы ее распределения и использования на ОАО «База строительных товаров».
Объектом исследования является ОАО «База строительных товаров». Предметом выступает собственно прибыль данного предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
Рассмотреть экономическое содержание и виды прибыли;
Изучит существующие методические подходы к формированию, распределению и использованию прибыли;
Изучить теоретические аспекты факторного анализа и резервов повышения прибыли предприятия;
Провести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «База строительных товаров»

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Восстановлен).docx

— 245.50 Кб (Скачать)

Затраты >Объем производства >Прибыль.

Для обеспечения безубыточной деятельности организации и достижения наилучших  финансовых результатов составляющие данной цепочки должны находиться под  постоянным вниманием и контролем.

В практике финансового менеджмента  используют методы оценки, учета и  исчисления показателей доходов  и расходов, в зависимости от которых  значение прибыли может варьироваться.

Согласно Налоговому кодексу РФ различают 2 метода начисления доходов  и расходов:

1) метод начислений;

2) кассовый метод.

Основное правило метода начисления состоит в том, что учет доходов  и расходов не связан с фактическим  движением денежных средств. Датой  получения дохода от реализации признается дата перехода права собственности  на товары, передачи результатов выполненных  работ, оказанных услуг (п. 1 ст. 39, п. З ст. 271 Налогового кодекса РФ)[1].

При кассовом методе начисления доходы и расходы нельзя учесть при расчете  налога до тех пор, пока не произошло  фактическое движение денежных средств (иного имущества). Применять этот метод могут лишь организации, у  которых средний размер выручки  за предыдущие четыре квартала не превышает 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1ст. 273 Налогового кодекса РФ). Этот же лимит выручки должен сохраняться в течение всего периода применения метода. Иначе налогоплательщик с начала года должен перейти на метод начисления, что необходимо отразить в учетной политике (п. 4ст. 273, ст. 313 Налогового кодекса РФ) [1].

В международной практике доходы и  расходы отражаются только по методу начисления — в момент их возникновения (а не по мере фактического поступления  или оплаты), и в том отчетном периоде, в котором они реально  имеют место. А также без условия  об обязательном наличии документов, подтверждающих факт их совершения либо наступления иного события, подлежащих отражению в финансовой отчетности. Таким образом, возникает возможность  получить объективную информацию о  будущих обязательствах и денежных поступлениях, т.е. прогнозировать будущие  финансовые результаты.

Информация о финансовом результате деятельности организации в отечественной  практике отражается в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках», в международной — «Отчете о совокупном доходе» или в двух взаимосвязанных отчетах: «Отчет о прибылях и убытках» и «Отчет о совокупном доходе» [4].

Порядок формирования финансового  результата в отечественной практике можно представить в виде схемы, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Порядок формирования прибыли в отечественной практике.


По Международным стандартам финансовой отчетности в отчете о  совокупном доходе статьи доходов и  расходов показываются развернуто (отдельно доходы и расходы) с тем, чтобы  пользователи информации правильно  оценивали эффективность отдельных  их видов.

При формировании показателей  прибыли по МСФО используется один из двух вариантов классификации  расходов:

  • по характеру (метод характера затрат);
  • по функциональному признаку (метод себестоимости продаж) [11].

Порядок формирования прибыли при  классификации расходов по их характеру  предусматривает раскрытие статей расходов от операционной деятельности с точки зрения экономических элементов.

Следующий подход к формированию чистой прибыли основан на классификации  расходов от их операционной деятельности по функциональному признаку (рисунок 2).


Рисунок 2 – Порядок формирования прибыли по МСФО при классификации  расходов по их характеру.

Поскольку объектом распределения  является прибыль организации до налогообложения, то под ее распределением понимается направление прибыли  в бюджет и по статьям использования  в организации. Соответственно прибыль, остающаяся в распоряжении организации, подразделяется на две части: одна увеличивает ее имущество и участвует в процессе накопления, другая — предназначается для потребления.

Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, в последующем может быть направлен для покрытия возможных убытков либо финансирования возникших затрат. Распределение той части прибыли, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей, регулируется законодательно. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации, структуры статей ее использования находится в компетенции хозяйствующего субъекта [5].

Порядок распределения и  использования прибыли хозяйствующим  субъектом фиксируется в его  учредительных документах и определяется положением, разрабатываемым соответствующими подразделениями экономических  служб, утверждается руководящим органом  организации. В соответствии с учредительными документами организации могут  определять направления использования  прибыли. Нормативы отчислений из прибыли  по соответствующим направлениям устанавливаются  непосредственно организацией по согласованию с руководством.

С позиции экономического подхода характеристика данного  процесса предполагает изучение концепций  определения прибыли и капитала (Приложение В). Величина прибыли напрямую зависит от применяемых организациями концепций поддержания капитала.

Концепции поддержания капитала определяют критерий признания получения  прибыли, согласно которым в составе  финансового результата должны быть выделены следующие составляющие:

— прибыль (убыток) организации;

— суммы возврата капитала.

Только прирост актива сверх  сумм, необходимых для поддержания  капитала, может считаться прибылью организации и называться доходом  на капитал. Основой концепций поддержания  капитала является идея о том, что  величина собственного капитала организации  до распределения дивидендов должна сохраняться на неизменном уровне. То есть прибыль возникает только в том случае, если в течение  отчетного периода произошло  приращение величины собственного капитала [18].

Согласно МСФО при реализации концепций  поддержания капитала организация  должна установить связь между концепциями  капитала и прибыли, поскольку концепция  поддержания капитала выступает  ориентиром измерения прибыли, составляя  основу для разграничения дохода на капитал. Организация может сохранить  свой капитал, если величины ее капитала в конце и начале периода совпадают.

 

 

    1. Факторный анализ и резервы повышения прибыли предприятия

 

Главным источником формирования прибыли  является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой  оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая  дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница  между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов [20].

Важнейшими факторами, влияющими  на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение объема продажи продукции.  Увеличение объема продаж рентабельной  продукции приводит к увеличению  прибыли и улучшению финансового  состояния предприятия. Рост объема  реализации убыточной продукции  влияет на уменьшение суммы  прибыли;

- изменение структуры ассортимента  реализованной продукции. Увеличение  доли более рентабельных видов  продукции в общем объеме реализации  приводит к увеличению суммы  прибыли. Увеличение удельного  веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости продукции.  Снижение себестоимости приводит  к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение  прибыли. Такая зависимость существует  в отношении коммерческих и  управленческих расходов;

- изменение цены реализации  продукции. При увеличении уровня  цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа  прибыли от продажи позволяют  оценить резервы повышения эффективности  производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе  в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2) [3].

Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль  предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения  данного фактора связана с  трудностями определения изменения  физического объема реализованной  продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем  сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем продаж отчетного  периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения  цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного  периода.

Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль  определяется сопоставлением прибыли  отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного  периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации [6].

Влияние изменения себестоимости  реализованной продукции на прибыль  можно определить, сопоставляя себестоимость  реализации продукции отчетного  периода с затратами базисного  периода, пересчитанными на изменение  объема продаж.

Таким образом, факторный  анализ прибыли от продаж производится в следующей последовательности:

  1. Изменение прибыли от продаж за период (∆П)

                                                                                         (1)

Где: – прибыль в текущем периоде,

 – прибыль в предыдущем  периоде.

  1. Влияние на прибыль изменения цен на проданные товары (∆П1)

                                                                                (2)

Где: - выручка от продаж в текущем периоде,

  - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.

  1. Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆П2)

                                                                     (3)

Где: к1 – коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода

                                                       (4)

 – себестоимость  проданных товаров за текущий  период в ценах предыдущего  года

 – себестоимость  проданных товаров в предыдущем  периоде.

  1. Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре (∆П3)

                                                                     (5)

Где: к2 – коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего года

                                                                                 (6)

  1. Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆П4)

                                                                           (7)

Где: - себестоимость проданных товаров за текущий период

  1. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆П5)

                                                                      (8)

  1. Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого из факторов, получим суммарное влияние всех факторов на прибыль от продаж (∆П).

Информация о работе Распределение, формирование и использование прибыли предприятия