Распределение, формирование и использование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ прибыли предприятия, резервов ее увеличения, способы ее распределения и использования на ОАО «База строительных товаров».
Объектом исследования является ОАО «База строительных товаров». Предметом выступает собственно прибыль данного предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
Рассмотреть экономическое содержание и виды прибыли;
Изучит существующие методические подходы к формированию, распределению и использованию прибыли;
Изучить теоретические аспекты факторного анализа и резервов повышения прибыли предприятия;
Провести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «База строительных товаров»

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Восстановлен).docx

— 245.50 Кб (Скачать)

 

Помощники по закупкам

Бухгалтерия

Склады


 

Региональный менеджер


 

Отдел маркетинга





Рисунок 4 – Организационная структура  исполнительного аппарата ОАО «База  строительных товаров»


Несмотря на все сложности  посткризисного периода, ОАО «База строительных товаров» удалось не только сохранить уровень объема выручки, но и увеличить его по сравнению с предшествующим отчетным периодом.

«База строительных товаров» с 2006 года тесно сотрудничает с кредитными организациями в области потребительского кредитования населения. В 2011 году по выдаче потребительских кредитов населению  предприятие работало со следующими банками: ООО «Русфинанс Банк», ОАО «Орловский социальный  банк».

Целью работы общества является непрерывное повышение эффективности по всем направлениям торговой деятельности, дальнейшее укрепление образа ОАО «Базы строительных товаров» как постоянно развивающейся и клиентоориентированной компании, проявляющей максимальную заботу о своих покупателях, а также постоянно улучшающей уровень их обслуживания [21].

Прогноз развития предприятия  на ближайшую перспективу в целом  имеет достаточно устойчивую характеристику, что позволяет сделать вывод  о благоприятных условиях для  дальнейшего расширения деятельности. Перспективы развития предприятия  – увеличение товарооборота и  валовой прибыли за счет следующих  факторов:

  • гибкое реагирование на появление новых товаров на рынке и спроса на них;
  • проведение рекламных акций;
  • определение наиболее рентабельных групп товаров с целью расширения их ассортимента;
  • сотрудничество с банками в области потребительского кредитования;
  • роста производительности труда (дальнейшее расширение применения средств автоматизации труда, улучшение условий труда и усиление материальной заинтересованности работников предприятия).

 

 

2.2 Динамика и структура  источников формирования, использования  и распределения прибыли 

 

Механизм формирования, использования  и распределения прибыли является одной из составляющих хозяйственного механизма, действующего в обществе на определенном историческом этапе  его развития. Хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формирования финансовых результатов их деятельности.

Обобщенным финансовым показателем  деятельности предприятия является его прибыль. На протяжении длительного  времени общая сумма полученной предприятием прибыли определялась как балансовая прибыль. Наиболее полно - Балансовая прибыль - общая сумма  прибыли предприятия от всех видов  деятельности за отчетный период, что  отражено в его балансе, и включает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), в том числе продукции  вспомогательных и обслуживающих  производств, не имеющих отдельного баланса, основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей, других видов финансовых ресурсов и  материальных ценностей, а также  прибыль от арендных (лизинговых) операций, внереализационных операций. Таким образом, существуют главные источники формирования прибыли [15].

Во-первых, это основная деятельность, ее результатом является прибыль  от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Как правило, этот доход занимает основной удельный вес в составе  балансовой прибыли. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется путем вычитания из выручки от реализации суммы налога на добавленную  стоимость, акцизного сбора, ввозной  пошлины, таможенных сборов, а также  расходов, которые включались в себестоимость  реализованной продукции (работ, услуг). В зависимости от сферы, вида деятельности предприятия имеет место некоторые  особенности формирования этой прибыли, методики его расчета.

Во-вторых, это деятельность, которая не является основной для  данного предприятия, но связана  с реализацией материальных и  нематериальных ценностей, некоторых  услуг; ее определяли как прибыль  от другой реализации. Прибыль от другой реализации могла быть получена при  реализации на сторону продукции  подсобных, вспомогательных и обслуживающих  производств. В этом случае прибыль  рассчитывался так же, как и от реализации продукции основной деятельности. Прибыль от реализации основных фондов, нематериальных активов рассчитывается вычитанием от цены их реализации НДС, расходов по реализации и остаточной их стоимости. Прибыль от реализации ценных бумаг вычислялся как разница между ценой их реализации и ценой приобретения. При этом из цены реализации исключали расходы, связанные с реализацией (комиссионный сбор).

В-третьих, это деятельность, связанная с осуществлением финансовых инвестиций. В результате предприятия  получают прибыль в виде дивидендов на акции, от вложения средств в уставные фонды других предприятий (прибыль  от владения корпоративными правами); в виде процентов за государственными ценными бумагами, облигациями предприятий, по депозитным счетам в банках. Объем  этой прибыли и его удельный вес  в балансовой прибыли имели тенденцию  к росту, что было обусловлено  развитием рыночной экономики, фондового рынка [19].

На основании данных таблицы 4 проведем анализ динамики прибыли на предприятии ОАО «База строительных товаров»  (Приложения А и Б - «Отчет о прибылях и убытках»)

Таблица 4 – Исходные данные для анализа динамики прибыли ОАО «База строительных товаров»

Показатель

2009

2010

2011

Изменение, тыс. руб.

2010-2009

2011-2010

2011-2009

Выручка

311 567

720855

704886

409288

-15969

393319

Себестоимость продаж

(27385)

(627365)

(614842)

599 980

-12523

587 457

Валовая прибыль (убыток)

37 713

93490

90044

55 777

-3446

52 331

Коммерческие расходы

(35254)

(74170)

(74755)

38 916

585

39 501

       

 

   

Продолжение таблицы 4:

Управленческие расходы

(-)

(-)

(-)

     

Прибыль (убыток) от продаж

2 459

19320

15289

16 861

-4031

12 830

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

-

-

Проценты к получению

-

-

-

-

-

-

Проценты к уплате

-

-

-

-

-

-

Прочие доходы

502

424

352

-78

-72

-150

Прочие расходы

(5220)

(10675)

(12361)

-5 455

-1686

7 141

Текущий налог на прибыль

(474)

(3612)

(3030)

3 138

-582

2 556

Прибыль (убыток) до налогообложения

(2259)

9069

3280

11 328

-5789

5 539

Отложенные налоговые активы

3

21

369

18

348

366

Отложенные налоговые обязательства

(11)

(43)

(156)

32

113

145

Убытки от списания отложенных налоговых  активов

-

-

(6)

 

6

6

Прибыль от списания отложенных налоговых  обязательств

-

-

8

-

8

8

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

(2741)

5398

465

8 139

-4933

3 206


 

Таким образом, из таблицы 4 видно, что в 2010 году наблюдается резкий рост валовой прибыли по сравнению с 2009 годом, этот роста составил 55 777 тыс. руб., или 247,9%. Это увеличение произошло в основном из-за увеличения объемов продаж, а также из-за роста цен на продаваемые продукты. Следовательно, довольно высокий рост наблюдается и по прибыли от продаж. Этот рост составил 16 861 тыс. руб. или 785,7%, что говорит о довольно высоких темпах роста общей прибыли. В тоже время увеличились и издержки на продаваемую продукцию на 599 980 тыс. руб. наблюдается тенденция увеличения и по прибыли до налогообложения (по балансовой прибыли). В течение года ее рост составил 11 328 тыс. руб. в свою очередь в итоге произошло и существенное увеличение чистой прибыли.

При том, что предприятие  в 2009 году находилось в убытке по данному  показателю, в 2010 году оно вышло на прибыль в 5398 тыс. руб., что на 8 139 тыс. руб. больше показателя 2009 года.

Что касается данных показателей  за 2011 год, то по сравнению с 2010 годом  по всем показателям наблюдается  тенденция снижения. Так, валовая  прибыль уменьшилась на 3446 тыс. руб. или на 3,69%.  Прибыль от продаж также снизилась на 4031 тыс. руб. или на 20,86%, что является довольно высоким показателем.

Соответственно показатель прибыли до налогообложения также  снизился. Этот спад составил 5789 тыс. руб. или 63,8% по сравнению с показателем 2010 года. Следовательно, показатель чистой прибыли также имел тенденцию к снижению. И снижение составило 4933 тыс. руб. или 91,39% по сравнению с показателем 2010 года.

Правовым риском, оказавшим существенное влияние на размер полученной в 2011 году чистой прибыли, стало вступление в силу ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», положения которого необходимо применять к формированию бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Данные показатели имели  место к снижению за счет влияния  различных факторов, оказывающих  влияние на изменение данных показателей. Такими факторами являются изменение  себестоимости продукции за счет изменения цены на товар, изменение  объема продаж, изменение цены и  т.д. [22].

В таблице 5 представим исходные данные для анализа структуры прибыли ОАО «База строительных товаров».

 

 

 

 

 

Таблица 5 – Исходные данные для анализа структуры прибыли ОАО «База строительных материалов»

Показатель

2009

Уд. вес, %

2010

Уд. вес, %

2011

Уд. вес, %

Выручка

311 567

100

720855

100

704886

100

Себестоимость продаж

(27385)

8,79

(627365)

87,03

(614842)

87,23

Валовая прибыль (убыток)

37 713

12,1

93490

12,97

90044

12,77

Коммерческие расходы

(35254)

11,32

(74170)

10,29

(74755)

10,61

Прибыль (убыток) от продаж

2 459

0,79

19320

2,68

15289

2,17

Сальдо от прочей деятельности

(5018)

1,61

(10251)

1,42

(12009)

1,7

Прибыль (убыток) до налогообложения

(2259)

0,73

9069

1,26

3280

0,47

Сальдо отложенных активов и отложенных налоговых обязательств и прочих платежей

(8)

 

(22)

 

213

 

Текущий налог на прибыль

(474)

0,15

(3612)

0,5

(3030)

0,43

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

(2741)

0,89

5398

0,75

465

0,07


 

Таким образом, из таблицы 5 можно сделать вывод о том, что доля чистой прибыли в общем объеме выручки составляет малую часть. В 2009 эта доля составила всего 0,89%, в 2010 году – 0,75%, в 2011 – 0,07%. Стоит отметить что большой удельный вес занимает себестоимость в выручке, но в 2009 году по сравнению с данным показателем 2010 и 2011 годов, этот показатель довольно мал. Так, в 2009 году он составил всего 8,79%, тогда как в 2010 – 87,03%, в 2011 – 87,23%. Но не исключается что именно это увеличение себестоимости в 2010 году по сравнению с 2009 является причиной выхода предприятия из убыточного состояния, и в 2010 году достичь положительного результата по чистой прибыли, которая остается в распоряжении самого предприятия на свои нужды.

Таким образом, из приведенного анализа динамики и структуры  прибыли видно, что предприятие  в 2010 году сделало рывок по отношению  к 2009 году о всем существующим показателям  прибыли. И сумело из убыточного состояния  выйти на положительный уровень, при котором функционирует с  положительными результатами.

Для более детального и  эффективного анализа специфики  формирования прибыли торгового предприятия проводят анализ розничного товарооборота. Основные факторы, влияющие на объем розничного товарооборота, можно подразделить на три группы: факторы, связанные, во – первых, с обеспечением товарными ресурсами и их использованием, во – вторых, с численностью работников и их производительностью труда и, в – третьих, с эффективностью использования торговой площади при высокой культуре обслуживания населения. Наиболее влиятельным является фактор обеспечения товарными ресурсами. Для этого исходные и расчетные данные представим в таблице 6.

Таблица 6 – Анализ розничного товарооборота

Показатели

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Запас товаров на начало года

111798

110724

-1074

-0,96

Поступление товаров 

626 416

584 561

-41855

-6,68

Всего в приходе (стр.1+стр.2)

738214

695285

-42929

-5,82

Реализация товаров и прочее их выбытие

627399

614888

-12511

-1,99

Остаток товаров на конец  года

110724

80329

-30395

-27,45


 

Таким образом, исходя их данных таблицы 6, можно сказать, что товарооборот в 2011 году по сравнению с товарооборотом в 2010 году снизился на 12511 тыс. руб. Следовательно, план товарооборота недовыполнен на 1074 тыс. руб. или на 0,96%. Отрицательно влияние на товарооборот оказало уменьшение поступившего товара на 42855 тыс. руб. но несмотря на это, остаток товара в 2011 году по сравнению с 2010 годом заметно уменьшился, что дает небольшой положительный эффект на состояние товарооборота предприятия.

Информация о работе Распределение, формирование и использование прибыли предприятия