Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:13, курсовая работа
Целью работы является анализ прибыли предприятия, резервов ее увеличения, способы ее распределения и использования на ОАО «База строительных товаров».
Объектом исследования является ОАО «База строительных товаров». Предметом выступает собственно прибыль данного предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
Рассмотреть экономическое содержание и виды прибыли;
Изучит существующие методические подходы к формированию, распределению и использованию прибыли;
Изучить теоретические аспекты факторного анализа и резервов повышения прибыли предприятия;
Провести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «База строительных товаров»
Бухгалтерия |
Склады |
Отдел маркетинга |
Рисунок 4 – Организационная структура исполнительного аппарата ОАО «База строительных товаров»
Несмотря на все сложности посткризисного периода, ОАО «База строительных товаров» удалось не только сохранить уровень объема выручки, но и увеличить его по сравнению с предшествующим отчетным периодом.
«База строительных товаров»
с 2006 года тесно сотрудничает с кредитными
организациями в области
Целью работы общества является непрерывное повышение эффективности по всем направлениям торговой деятельности, дальнейшее укрепление образа ОАО «Базы строительных товаров» как постоянно развивающейся и клиентоориентированной компании, проявляющей максимальную заботу о своих покупателях, а также постоянно улучшающей уровень их обслуживания [21].
Прогноз развития предприятия на ближайшую перспективу в целом имеет достаточно устойчивую характеристику, что позволяет сделать вывод о благоприятных условиях для дальнейшего расширения деятельности. Перспективы развития предприятия – увеличение товарооборота и валовой прибыли за счет следующих факторов:
2.2 Динамика и структура источников формирования, использования и распределения прибыли
Механизм формирования, использования
и распределения прибыли
Обобщенным финансовым показателем
деятельности предприятия является
его прибыль. На протяжении длительного
времени общая сумма полученной
предприятием прибыли определялась
как балансовая прибыль. Наиболее полно
- Балансовая прибыль - общая сумма
прибыли предприятия от всех видов
деятельности за отчетный период, что
отражено в его балансе, и включает
прибыль от реализации продукции (работ,
услуг), в том числе продукции
вспомогательных и
Во-первых, это основная деятельность,
ее результатом является прибыль
от реализации продукции (товаров, работ,
услуг). Как правило, этот доход занимает
основной удельный вес в составе
балансовой прибыли. Прибыль от реализации
продукции (товаров, работ, услуг) определяется
путем вычитания из выручки от
реализации суммы налога на добавленную
стоимость, акцизного сбора, ввозной
пошлины, таможенных сборов, а также
расходов, которые включались в себестоимость
реализованной продукции (работ, услуг).
В зависимости от сферы, вида деятельности
предприятия имеет место
Во-вторых, это деятельность,
которая не является основной для
данного предприятия, но связана
с реализацией материальных и
нематериальных ценностей, некоторых
услуг; ее определяли как прибыль
от другой реализации. Прибыль от другой
реализации могла быть получена при
реализации на сторону продукции
подсобных, вспомогательных и
В-третьих, это деятельность, связанная с осуществлением финансовых инвестиций. В результате предприятия получают прибыль в виде дивидендов на акции, от вложения средств в уставные фонды других предприятий (прибыль от владения корпоративными правами); в виде процентов за государственными ценными бумагами, облигациями предприятий, по депозитным счетам в банках. Объем этой прибыли и его удельный вес в балансовой прибыли имели тенденцию к росту, что было обусловлено развитием рыночной экономики, фондового рынка [19].
На основании данных таблицы 4 проведем анализ динамики прибыли на предприятии ОАО «База строительных товаров» (Приложения А и Б - «Отчет о прибылях и убытках»)
Таблица 4 – Исходные данные для анализа динамики прибыли ОАО «База строительных товаров»
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменение, тыс. руб. | ||
2010-2009 |
2011-2010 |
2011-2009 | ||||
Выручка |
311 567 |
720855 |
704886 |
409288 |
-15969 |
393319 |
Себестоимость продаж |
(27385) |
(627365) |
(614842) |
599 980 |
-12523 |
587 457 |
Валовая прибыль (убыток) |
37 713 |
93490 |
90044 |
55 777 |
-3446 |
52 331 |
Коммерческие расходы |
(35254) |
(74170) |
(74755) |
38 916 |
585 |
39 501 |
|
||||||
Продолжение таблицы 4: | ||||||
Управленческие расходы |
(-) |
(-) |
(-) |
|||
Прибыль (убыток) от продаж |
2 459 |
19320 |
15289 |
16 861 |
-4031 |
12 830 |
Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие доходы |
502 |
424 |
352 |
-78 |
-72 |
-150 |
Прочие расходы |
(5220) |
(10675) |
(12361) |
-5 455 |
-1686 |
7 141 |
Текущий налог на прибыль |
(474) |
(3612) |
(3030) |
3 138 |
-582 |
2 556 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
(2259) |
9069 |
3280 |
11 328 |
-5789 |
5 539 |
Отложенные налоговые активы |
3 |
21 |
369 |
18 |
348 |
366 |
Отложенные налоговые |
(11) |
(43) |
(156) |
32 |
113 |
145 |
Убытки от списания отложенных налоговых активов |
- |
- |
(6) |
6 |
6 | |
Прибыль от списания отложенных налоговых обязательств |
- |
- |
8 |
- |
8 |
8 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
(2741) |
5398 |
465 |
8 139 |
-4933 |
3 206 |
Таким образом, из таблицы 4 видно, что в 2010 году наблюдается резкий рост валовой прибыли по сравнению с 2009 годом, этот роста составил 55 777 тыс. руб., или 247,9%. Это увеличение произошло в основном из-за увеличения объемов продаж, а также из-за роста цен на продаваемые продукты. Следовательно, довольно высокий рост наблюдается и по прибыли от продаж. Этот рост составил 16 861 тыс. руб. или 785,7%, что говорит о довольно высоких темпах роста общей прибыли. В тоже время увеличились и издержки на продаваемую продукцию на 599 980 тыс. руб. наблюдается тенденция увеличения и по прибыли до налогообложения (по балансовой прибыли). В течение года ее рост составил 11 328 тыс. руб. в свою очередь в итоге произошло и существенное увеличение чистой прибыли.
При том, что предприятие в 2009 году находилось в убытке по данному показателю, в 2010 году оно вышло на прибыль в 5398 тыс. руб., что на 8 139 тыс. руб. больше показателя 2009 года.
Что касается данных показателей за 2011 год, то по сравнению с 2010 годом по всем показателям наблюдается тенденция снижения. Так, валовая прибыль уменьшилась на 3446 тыс. руб. или на 3,69%. Прибыль от продаж также снизилась на 4031 тыс. руб. или на 20,86%, что является довольно высоким показателем.
Соответственно показатель прибыли до налогообложения также снизился. Этот спад составил 5789 тыс. руб. или 63,8% по сравнению с показателем 2010 года. Следовательно, показатель чистой прибыли также имел тенденцию к снижению. И снижение составило 4933 тыс. руб. или 91,39% по сравнению с показателем 2010 года.
Правовым риском, оказавшим существенное влияние на размер полученной в 2011 году чистой прибыли, стало вступление в силу ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», положения которого необходимо применять к формированию бухгалтерской отчетности за 2011 год.
Данные показатели имели место к снижению за счет влияния различных факторов, оказывающих влияние на изменение данных показателей. Такими факторами являются изменение себестоимости продукции за счет изменения цены на товар, изменение объема продаж, изменение цены и т.д. [22].
В таблице 5 представим исходные данные для анализа структуры прибыли ОАО «База строительных товаров».
Таблица 5 – Исходные данные для анализа структуры прибыли ОАО «База строительных материалов»
Показатель |
2009 |
Уд. вес, % |
2010 |
Уд. вес, % |
2011 |
Уд. вес, % |
Выручка |
311 567 |
100 |
720855 |
100 |
704886 |
100 |
Себестоимость продаж |
(27385) |
8,79 |
(627365) |
87,03 |
(614842) |
87,23 |
Валовая прибыль (убыток) |
37 713 |
12,1 |
93490 |
12,97 |
90044 |
12,77 |
Коммерческие расходы |
(35254) |
11,32 |
(74170) |
10,29 |
(74755) |
10,61 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2 459 |
0,79 |
19320 |
2,68 |
15289 |
2,17 |
Сальдо от прочей деятельности |
(5018) |
1,61 |
(10251) |
1,42 |
(12009) |
1,7 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
(2259) |
0,73 |
9069 |
1,26 |
3280 |
0,47 |
Сальдо отложенных активов и отложенных налоговых обязательств и прочих платежей |
(8) |
(22) |
213 |
|||
Текущий налог на прибыль |
(474) |
0,15 |
(3612) |
0,5 |
(3030) |
0,43 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
(2741) |
0,89 |
5398 |
0,75 |
465 |
0,07 |
Таким образом, из таблицы 5 можно сделать вывод о том, что доля чистой прибыли в общем объеме выручки составляет малую часть. В 2009 эта доля составила всего 0,89%, в 2010 году – 0,75%, в 2011 – 0,07%. Стоит отметить что большой удельный вес занимает себестоимость в выручке, но в 2009 году по сравнению с данным показателем 2010 и 2011 годов, этот показатель довольно мал. Так, в 2009 году он составил всего 8,79%, тогда как в 2010 – 87,03%, в 2011 – 87,23%. Но не исключается что именно это увеличение себестоимости в 2010 году по сравнению с 2009 является причиной выхода предприятия из убыточного состояния, и в 2010 году достичь положительного результата по чистой прибыли, которая остается в распоряжении самого предприятия на свои нужды.
Таким образом, из приведенного анализа динамики и структуры прибыли видно, что предприятие в 2010 году сделало рывок по отношению к 2009 году о всем существующим показателям прибыли. И сумело из убыточного состояния выйти на положительный уровень, при котором функционирует с положительными результатами.
Для более детального и эффективного анализа специфики формирования прибыли торгового предприятия проводят анализ розничного товарооборота. Основные факторы, влияющие на объем розничного товарооборота, можно подразделить на три группы: факторы, связанные, во – первых, с обеспечением товарными ресурсами и их использованием, во – вторых, с численностью работников и их производительностью труда и, в – третьих, с эффективностью использования торговой площади при высокой культуре обслуживания населения. Наиболее влиятельным является фактор обеспечения товарными ресурсами. Для этого исходные и расчетные данные представим в таблице 6.
Таблица 6 – Анализ розничного товарооборота
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
Запас товаров на начало года |
111798 |
110724 |
-1074 |
-0,96 |
Поступление товаров |
626 416 |
584 561 |
-41855 |
-6,68 |
Всего в приходе (стр.1+стр.2) |
738214 |
695285 |
-42929 |
-5,82 |
Реализация товаров и прочее их выбытие |
627399 |
614888 |
-12511 |
-1,99 |
Остаток товаров на конец года |
110724 |
80329 |
-30395 |
-27,45 |
Таким образом, исходя их данных таблицы 6, можно сказать, что товарооборот в 2011 году по сравнению с товарооборотом в 2010 году снизился на 12511 тыс. руб. Следовательно, план товарооборота недовыполнен на 1074 тыс. руб. или на 0,96%. Отрицательно влияние на товарооборот оказало уменьшение поступившего товара на 42855 тыс. руб. но несмотря на это, остаток товара в 2011 году по сравнению с 2010 годом заметно уменьшился, что дает небольшой положительный эффект на состояние товарооборота предприятия.
Информация о работе Распределение, формирование и использование прибыли предприятия