Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:13, курсовая работа
Целью работы является анализ прибыли предприятия, резервов ее увеличения, способы ее распределения и использования на ОАО «База строительных товаров».
Объектом исследования является ОАО «База строительных товаров». Предметом выступает собственно прибыль данного предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
Рассмотреть экономическое содержание и виды прибыли;
Изучит существующие методические подходы к формированию, распределению и использованию прибыли;
Изучить теоретические аспекты факторного анализа и резервов повышения прибыли предприятия;
Провести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «База строительных товаров»
Таким образом, исходя из данной последовательности расчетов, сможем рассчитать влияние изменения каждого фактора на изменение прибыли предприятия в целом.
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «База строительных товаров»
В пятидесятых годах для
обеспечения населения и
ОАО «База строительных товаров»
– одна из ведущих торговых организаций
Орловской области. В магазинах
и павильонах предприятия представлен
широкий ассортимент
Организация «База строительных товаров» уже 19 лет успешно функционирует на торговом рынке не только Орловской области, но и соседних Курской, Тульской, Брянской и Калужской областей. Накоплен колоссальный опыт работы в сфере торговых отношений, изучении спроса покупателей и заказчиков, установлены прочные связи с поставщиками.
С целью расширения торговой сети в июле 2006 г. было открыто обособленное подразделение в районном центре – городе Мценске, которое успешно функционирующее на сегодняшний момент.
Общество занимает прочное
положение на рынке реализации строительных
товаров и материалов города Орла
и Орловской области и
Приоритетными направлениями деятельности общества являются:
1) непрерывное повышение
эффективности по всем
2) гибкая ценовая политика
и расширение ассортимента
3) подготовка квалифицированных
кадров и непрерывное
4) тесное сотрудничество
с банками при продаже товаров
в кредит розничным
5) стратегическое инвестирование и обновление основных фондов;
6) решение социальных вопросов, повышение качества жизни сотрудников [22].
Целью работы предприятия является непрерывное повышение эффективности по всем направлениям торговой деятельности, укрепление образа предприятия как постоянно развивающейся и клиентоориентированной компании, проявляющей максимальную заботу о своих покупателях, а также постоянно улучшающей уровень их обслуживания.
Анализ материально-
Таблица 1 – Анализ состояния материально-технической базы ОАО «База строительных товаров» за 2009 – 2011 годы
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Изменение, тыс. руб. |
Темп роста, % | |||||
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
10/09 |
11/10 |
10/09 |
11/10 | |
Здания |
2 740 |
31,86 |
4 028 |
11,95 |
4 028 |
11,67 |
1 288 |
0 |
147 |
100 |
Сооружения и передаточные устройства |
963 |
11,2 |
963 |
2,86 |
918 |
2,66 |
0 |
-45 |
100 |
95 |
Машины и оборудование |
4 867 |
56,6 |
6 454 |
19,15 |
7 344 |
21,25 |
1 587 |
890 |
132 |
114 |
Транспортные средства |
30 |
0,35 |
30 |
0,09 |
30 |
0,09 |
100 |
100 | ||
Земельные участки и объекты природопользования |
- |
- |
22232 |
65,96 |
22232 |
64,34 |
- |
0 |
- |
100 |
Итого без учета амортизации |
8600 |
100 |
33707 |
100 |
34552 |
100 |
25107 |
845 |
392 |
103 |
Начислено амортизации всего |
150 |
- |
223 |
- |
223 |
- |
73 |
0 |
149 |
100 |
Итого |
8 750 |
- |
33930 |
- |
34775 |
- |
25180 |
845 |
388 |
102 |
Таким образом, из таблицы 1 видно, что наибольшую долю в общей сумме основных средств в 2009 году, занимают машины и оборудование. Эта доля составила 56,6% или 4867 тыс. руб. Видно, что с каждым годом растет удельный вес машин и оборудования, что говорит об эффективном использовании их в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Второе место по удельному весу занимают здания. Их удельный вес в 2009 году составил 31,86%. В 2010 году наибольшую долю в общем объеме основных средств составили земельные участки и объекты природопользования. Эта доля составила 65,96%. В 2011 году этот удельный вес остается на прежнем высоком уровне. Следовательно, из данных таблицы можно сделать вывод, что уровень материально-технической базы на предприятии является высоким. И с каждым годом по общему объему стоимости основных средств можем видеть, что наблюдается тенденция в росту.
Талица 2 – Анализ эффективности использования основных фондов ОАО «База строительных товаров» за 2009 – 2011 годы
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Изменение, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||
10/09 |
11/10 |
10/09 |
11/10 | ||||
|
8620 |
21340 |
34353 |
12720 |
13013 |
248 |
161 |
|
311567 |
720855 |
704886 |
409288 |
-15969 |
231,36 |
97,78 |
|
36,14 |
33,78 |
20,52 |
-2,37 |
-13,26 |
93,46 |
60,74 |
(стр. 1 : стр. 2) |
0,028 |
0,030 |
0,049 |
0,002 |
0,019 |
107 |
165 |
|
309 |
265 |
226 |
-44 |
-39 |
85,76 |
85,28 |
(стр. 1 : стр. 5) |
27,90 |
80,53 |
152,00 |
52,63 |
71,48 |
288,67 |
188,76 |
Таким образом, из таблицы 2 следует, что величина основных производственных фондов за анализируемые годы заметно увеличилась. Этот рост в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 248% или 12720 тыс. руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом этот рост составил 161% или 13013 тыс. руб. Следовательно, это говорит о том, что и такой показатель как выручка от реализации тоже должен увеличиваться. В 2010 году наблюдается рост данного показателя и этот рост составил 232% или 409288 тыс. руб., что говорит о достаточно эффективном использовании основных производственных фондов. Но несмотря на это в 2011 году хоть и растет среднегодовая стоимость основных средств, но выручка от реализации все-таки имеет тенденцию к снижению. Это снижение составило 2,2%. Фондоотдача также снижается на протяжении анализируемых периодов. Фондоемкость при этом растет. Также следует отметить. Что и снижается среднесписочная численность работающих. В 2011 году по сравнению с 2009 годом это снижение составило 28% или 83 человека. Что касается фондовооруженности, то по данному показателю наблюдается существенный рост. В 2010 году по сравнению с 2009 он составил 288,67%, а в 2011 по сравнению с 2010 – 188,76%.
Более детальный анализ о деятельности предприятия представим на основе анализа основных показателей деятельности предприятия. Основные показатели работы ОАО «База строительных товаров» за 2010 и 2011 годы представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Основные показатели деятельности ОАО «База строительных товаров» за 2010 и 2011 годы.
№ п/п |
Показатели |
2011 год, тыс. руб. |
2010 год, тыс. руб. |
1 |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
831 765 |
850 609 |
в том числе: |
|||
1.1 |
розничная торговля, тыс. руб. |
635 437 |
667 091 |
1.2 |
оптовая торговля, тыс. руб. |
196 328 |
183 518 |
2 |
Выручка от продажи товаров (за минусом НДС), тыс. руб. |
704 886 |
720 855 |
3 |
Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
614 842 |
627 365 |
4 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
90 044 |
93 490 |
5 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
74 755 |
74 170 |
в том числе |
|||
5.1 |
заработная плата, тыс. руб. |
43 230 |
43 834 |
5.2 |
начисления на заработную плату, тыс. руб. |
15 673 |
11 845 |
5.3 |
амортизация ОС и НМА, тыс. руб. |
2 119 |
2 729 |
Продолжение таблицы 3: | |||
5.4 |
инкассация, тыс. руб. |
358 |
390 |
5.5 |
реклама, тыс. руб. |
1 058 |
1 231 |
5.6 |
аренда, тыс. руб. |
6 914 |
7 423 |
5.7 |
электроэнергия, тыс. руб. |
242 |
215 |
5.8 |
услуги связи, тыс. руб. |
192 |
187 |
5.9 |
горюче-смазочные материалы, тыс. руб. |
117 |
152 |
5.10 |
газ, тыс. руб. |
51 |
37 |
5.11 |
налоги и сборы, тыс. руб. |
479 |
320 |
5.12 |
прочие хозяйственные расходы, тыс. руб. |
4 322 |
5 807 |
6 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
15 289 |
19 320 |
7 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
352 |
424 |
в том числе: |
|||
7.1 |
поступления от продажи и списания имущества, тыс. руб. |
215 |
240 |
7.2 |
доходы от сдачи имущества в аренду, тыс. руб. |
25 |
25 |
7.3 |
прочие доходы,не связанные с производством и реализацией, тыс. руб. |
112 |
159 |
8 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
12 361 |
10 675 |
в том числе: |
|||
8.1 |
расходы, связанные с продажей и списанием имущества, тыс. руб. |
157 |
239 |
8.2 |
расходы, связанные с содержанием имущества, сданного в аренду, тыс. руб. |
11 |
15 |
8.3 |
услуги банка по расчетно-кассовому обслуживанию, тыс. руб. |
1 372 |
1 319 |
8.4 |
налоги и сборы, тыс. руб. |
226 |
271 |
8.5 |
прочие расходы,не связанные с производством и реализацией, тыс. руб. |
10 595 |
8 831 |
9 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
3 280 |
9 069 |
10 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
465 |
5 398 |
Таким образом, из таблицы видно, что за 2011 год по сравнению с 2010 годом сокращены расходы на инкассацию на 8%, рекламу на 14%, коммунальные услуги на 63%, аренду имущества на 7%, ГСМ на 23%, погрузочно-разгрузочные работы на 63%, консультационные, информационные и аудиторские услуги на 24%, прочие хозяйственные расходы на 49%. Рентабельность продаж (прибыль от продаж/выручка от продажи товаров) в отчетном периоде составила 2,1% против 2,7% в 2010г. Величина чистых активов на 01.01.2011 года – 46 671 тыс. руб., а на отчетную дату составила 46 305 тыс. руб.По состоянию на 31 декабря 2011г. организация имеет текущую кредиторскую задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 1 061 тыс. руб.
По итогам деятельности ОАО «База строительных товаров» за 2011 год получена прибыль после налогообложения в размере 465 тыс. руб.
Торговая деятельность ОАО «База строительных товаров» прежде всего, ориентирована на розничного покупателя и привлечения средств домашних хозяйств. Данным обстоятельством объясняется значительное преобладание в отчетном периоде выручки от розничных продаж - 78%, над выручкой, полученной от юридических лиц - 22% от общего объема выручки.
На рисунке 3 представим организационную структуру предприятия.
Схема организационной структуры управления ОАО «База строительных товаров» представлена на рисунке 3.
Директор (единоличный исполнительный орган Общества) |
Рисунок 3 – Организационная структура управления ОАО «База строительных товаров»
Организационная структура исполнительного аппарата ОАО «База строительных товаров» представлена на рисунке 4.
Директор |
Менеджер по товарам |
Главный экономист |
Заместитель директора (начальник по снабжению) |
Плановый отдел |
Отдел снабжения |
Информация о работе Распределение, формирование и использование прибыли предприятия