Распределение, формирование и использование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ прибыли предприятия, резервов ее увеличения, способы ее распределения и использования на ОАО «База строительных товаров».
Объектом исследования является ОАО «База строительных товаров». Предметом выступает собственно прибыль данного предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
Рассмотреть экономическое содержание и виды прибыли;
Изучит существующие методические подходы к формированию, распределению и использованию прибыли;
Изучить теоретические аспекты факторного анализа и резервов повышения прибыли предприятия;
Провести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «База строительных товаров»

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Восстановлен).docx

— 245.50 Кб (Скачать)

Таким образом, исходя из данной последовательности расчетов, сможем рассчитать влияние изменения каждого фактора на изменение прибыли предприятия в целом.

  1. ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОАО «БАЗА СТРОИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика деятельности  ОАО  «База строительных товаров»

 

В пятидесятых годах для  обеспечения населения и организаций  г. Орла и Орловской области строительными  товарами была основана оптово-розничная  база "Лесоторговая". В 1992 году база реорганизована в Муниципальное унитарное предприятие  "База Строительных Товаров", а в 2009 году Муниципальное унитарное предприятие  "База Строительных Товаров" реорганизовано в Открытое Акционерное Общество "База Строительных Товаров". Таким образом, ОАО «База строительных товаров» создано в соответствии с законом РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» 04 августа 2009 года путем реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия г.Орла «База строительных товаров» со 100% муниципальной долей в уставном капитале общества. ОАО «База строительных товаров» является полным правопреемником МУП г.Орла «База строительных товаров» по всем правам  и обязательствам. В свою очередь МУП «База строительных товаров» было основано в феврале 1992 года [22].

ОАО «База строительных товаров» – одна из ведущих торговых организаций  Орловской области. В магазинах  и павильонах  предприятия представлен  широкий ассортимент высококачественных строительных и отделочных материалов, а также большое разнообразие хозяйственных товаров.

Организация «База строительных товаров» уже 19 лет успешно функционирует  на торговом рынке не только Орловской  области, но и соседних Курской, Тульской, Брянской и Калужской областей. Накоплен колоссальный опыт работы в сфере торговых отношений, изучении спроса покупателей и заказчиков, установлены прочные связи с поставщиками.

С целью расширения торговой сети в июле 2006 г. было открыто обособленное подразделение в районном центре – городе Мценске, которое успешно  функционирующее  на сегодняшний  момент.

Общество занимает прочное  положение на рынке реализации строительных товаров и материалов города Орла и Орловской области и осуществляло как розничную, так и оптовую  торговлю.

Приоритетными направлениями  деятельности общества являются:

1) непрерывное повышение  эффективности по всем направлениям  деятельности, регулярный мониторинг  новинок в строительной отрасли;

2) гибкая ценовая политика  и расширение ассортимента предлагаемых  товаров, систематизация торгового  процесса, с целью привлечения  новых покупателей и поддержания  интереса у уже имеющейся клиентуры;

3) подготовка квалифицированных  кадров и непрерывное профессиональное  развитие персонала с целью  повышения его уровня компетентности, взаимозаменяемости;

4) тесное сотрудничество  с банками при продаже товаров  в кредит розничным покупателям;

5) стратегическое инвестирование  и обновление основных фондов;

6) решение социальных  вопросов, повышение качества жизни сотрудников [22].

Целью работы предприятия является непрерывное повышение эффективности по всем направлениям торговой деятельности, укрепление образа предприятия как постоянно развивающейся и клиентоориентированной компании, проявляющей максимальную заботу о своих покупателях, а также постоянно улучшающей уровень их обслуживания.

Анализ материально-технической  базы ОАО «База строительных товаров» и анализ эффективности использования основных средств за 2009 – 2011 гг. приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Анализ состояния материально-технической базы ОАО «База строительных товаров» за 2009 – 2011 годы

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменение,

тыс. руб.

Темп роста, %

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

10/09

11/10

10/09

11/10

Здания

2 740

31,86

4 028

11,95

4 028

11,67

1 288

0

147

100

Сооружения и передаточные устройства

963

11,2

963

2,86

918

2,66

0

-45

100

95

Машины и оборудование

4 867

56,6

6 454

19,15

7 344

21,25

1 587

890

132

114

Транспортные средства

30

0,35

30

0,09

30

0,09

   

100

100

Земельные участки и объекты  природопользования

-

-

22232

65,96

22232

64,34

-

0

-

100

Итого без учета амортизации

8600

100

33707

100

34552

100

25107

845

392

103

Начислено амортизации всего

150

-

223

-

223

-

73

0

149

100

Итого

8 750

-

33930

-

34775

-

25180

845

388

102


Таким образом, из таблицы 1 видно, что наибольшую долю в общей сумме основных средств в 2009 году, занимают машины и оборудование. Эта доля составила 56,6% или 4867 тыс. руб. Видно, что с каждым годом растет удельный вес машин и оборудования, что говорит об эффективном использовании их в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Второе место по удельному весу занимают здания. Их удельный вес в 2009 году составил 31,86%. В 2010 году наибольшую долю в общем объеме основных средств составили земельные участки и объекты природопользования. Эта доля составила 65,96%. В 2011 году этот удельный вес остается на прежнем высоком уровне. Следовательно, из данных таблицы можно сделать вывод, что уровень материально-технической базы на предприятии является высоким. И с каждым годом по общему объему стоимости основных средств можем видеть, что наблюдается тенденция в росту.

Талица 2 – Анализ эффективности использования основных фондов ОАО «База строительных товаров» за 2009 – 2011 годы

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменение,

тыс. руб.

Темп роста, %

10/09

11/10

10/09

11/10

  1. Среднегодовая величина основных производственных средств, тыс. руб.

8620

21340

34353

12720

13013

248

161

  1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб.

311567

720855

704886

409288

-15969

231,36

97,78

  1. Фондоотдача, руб./руб. (стр. 2 : стр. 1)

36,14

33,78

20,52

-2,37

-13,26

93,46

60,74

  1. Фондоемкость, руб./руб.

(стр. 1 : стр. 2)

0,028

0,030

0,049

0,002

0,019

107

165

  1. Среднесписочная численность, чел.

309

265

226

-44

-39

85,76

85,28

  1. Фондовооруженность, руб./чел.

(стр. 1 : стр. 5)

27,90

80,53

152,00

52,63

71,48

288,67

188,76


 

Таким образом, из таблицы 2 следует, что величина основных производственных фондов за анализируемые годы заметно  увеличилась. Этот рост в 2010 году по сравнению  с 2009 годом составил 248% или 12720 тыс. руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом этот рост составил 161% или 13013 тыс. руб. Следовательно, это говорит о том, что и такой показатель как выручка от реализации тоже должен увеличиваться. В 2010 году наблюдается рост данного показателя и этот рост составил 232% или 409288 тыс. руб., что говорит о достаточно эффективном использовании основных производственных фондов. Но несмотря на это в 2011 году хоть и растет среднегодовая стоимость основных средств, но выручка от реализации все-таки имеет тенденцию к снижению. Это снижение составило 2,2%. Фондоотдача также снижается на протяжении анализируемых периодов. Фондоемкость при этом растет. Также следует отметить. Что и снижается среднесписочная численность работающих. В 2011 году по сравнению с 2009 годом это снижение составило 28% или 83 человека. Что касается фондовооруженности, то по данному показателю наблюдается существенный рост. В 2010 году по сравнению с 2009 он составил 288,67%, а в 2011 по сравнению с 2010 – 188,76%.

Более детальный анализ о  деятельности предприятия представим на основе анализа основных показателей деятельности предприятия. Основные показатели работы ОАО «База строительных товаров» за 2010 и 2011 годы представлены в таблице 3. 

Таблица 3 - Основные показатели деятельности ОАО «База строительных товаров» за 2010 и 2011 годы.

№ п/п

Показатели

2011 год, тыс. руб.

2010 год, тыс. руб.

1

Объем товарооборота, тыс. руб. 

   831 765  

   850 609  

 

в том числе:

   

1.1

розничная торговля, тыс. руб.

   635 437  

   667 091  

1.2

оптовая торговля, тыс. руб.

   196 328  

   183 518  

2

Выручка от продажи товаров (за минусом  НДС), тыс. руб.

   704 886  

   720 855  

3

Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. 

   614 842  

   627 365  

4

Валовая прибыль, тыс. руб. 

    90 044  

    93 490  

5

Коммерческие расходы, тыс. руб. 

    74 755  

    74 170  

 

в том числе 

   

5.1

заработная плата, тыс. руб.

    43 230  

    43 834  

5.2

начисления на заработную плату, тыс. руб. 

    15 673  

    11 845  

5.3

амортизация ОС и НМА, тыс. руб. 

      2 119  

      2 729  

       

Продолжение таблицы 3:

5.4

инкассация, тыс. руб. 

         358  

         390  

5.5

реклама, тыс. руб. 

      1 058  

      1 231  

5.6

аренда, тыс. руб. 

      6 914  

      7 423  

5.7

электроэнергия, тыс. руб.

         242  

         215  

5.8

услуги связи, тыс. руб.

         192  

         187  

5.9

горюче-смазочные материалы, тыс. руб.

         117  

         152  

5.10

газ, тыс. руб. 

           51  

           37  

5.11

налоги и сборы, тыс. руб. 

         479  

         320  

5.12

прочие хозяйственные расходы, тыс. руб. 

      4 322  

      5 807  

6

Прибыль от продаж, тыс. руб. 

    15 289  

    19 320  

7

Прочие доходы, тыс. руб. 

         352  

         424  

 

в том числе:

   

7.1

поступления от продажи и списания имущества, тыс. руб.

         215  

         240  

7.2

доходы от сдачи имущества в  аренду, тыс. руб.

           25  

           25  

7.3

прочие доходы,не связанные с производством и реализацией, тыс. руб.

         112  

         159  

8

Прочие расходы, тыс. руб. 

    12 361  

    10 675  

 

в том числе:

   

8.1

расходы, связанные с продажей и  списанием имущества, тыс. руб.

         157  

         239  

8.2

расходы, связанные с  содержанием  имущества, сданного в аренду, тыс. руб.

           11  

           15  

8.3

услуги банка по расчетно-кассовому  обслуживанию, тыс. руб.

      1 372  

      1 319  

8.4

налоги и сборы, тыс. руб.

         226  

         271  

8.5

прочие расходы,не связанные с производством и реализацией, тыс. руб.

    10 595  

      8 831  

9

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 

      3 280  

      9 069  

10

Чистая прибыль, тыс. руб. 

         465  

      5 398  


 

Таким образом, из таблицы  видно, что за 2011 год по сравнению с 2010 годом сокращены расходы на инкассацию на 8%, рекламу на 14%, коммунальные услуги на 63%, аренду имущества на 7%, ГСМ на 23%, погрузочно-разгрузочные работы на 63%, консультационные, информационные и аудиторские услуги на 24%, прочие хозяйственные расходы на 49%. Рентабельность продаж (прибыль от продаж/выручка от продажи товаров) в отчетном периоде составила 2,1% против 2,7% в 2010г. Величина чистых активов на 01.01.2011 года – 46 671 тыс. руб., а на отчетную дату составила 46 305 тыс. руб.По состоянию на 31 декабря 2011г. организация имеет текущую кредиторскую задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 1 061 тыс. руб.

По итогам деятельности ОАО  «База строительных товаров» за 2011 год получена прибыль после налогообложения  в размере 465 тыс. руб.  

Торговая деятельность ОАО  «База строительных товаров» прежде всего, ориентирована на розничного покупателя и привлечения средств  домашних хозяйств. Данным обстоятельством  объясняется значительное преобладание в отчетном периоде выручки от розничных продаж - 78%, над выручкой, полученной от юридических лиц - 22% от общего объема выручки.

На рисунке 3 представим организационную  структуру предприятия.

Схема организационной структуры  управления ОАО «База строительных товаров» представлена на рисунке 3.

Общее Собрание Акционеров


 

Совет Директоров


 

Директор (единоличный исполнительный орган Общества)


Рисунок 3 – Организационная  структура управления ОАО «База  строительных товаров»

Организационная структура  исполнительного аппарата ОАО «База  строительных товаров» представлена на рисунке 4.

Директор


 

Менеджер по товарам

Главный экономист

Заместитель директора (начальник  по снабжению)


 

Специалисты по закупкам

Плановый отдел

Отдел снабжения

Информация о работе Распределение, формирование и использование прибыли предприятия