Пути совершенствования операций, проводимых с корпоративными ценными бумагами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение рынка ценных бумаг Республики Беларусь, перспективы его дальнейшего развития. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю возникновения и развития рынка в Республике Беларусь;
-рассмотреть и проанализировать современное состояние рынка;
-изучить влияние рынка государственных ценных бумаг, как наиболее высокоразвитого сегмента;
- рассмотреть перспективы развития различных инструментов рынка, в том числе и государственных ценных бумаг.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….…… 3

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……….. ……………………………………..5


1.1 История возникновения и развитие рынка………………………….. …5

1.2 Инструменты рынка и его участники……………… …………………..9




ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………...............................................................................................14


2.1 Анализ рынка государственных ценных бумаг……………………….14

2.2 Состав и структура рынка корпоративных ценных бумаг……………17


ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА………………………………………………………… ……...22


3.1 Пути совершенствования операций, проводимых с корпоративными ценными бумагами………………………………………………………….22

3.2Тенденции развития рынка государственных ценных бумаг………...25



Заключение …. …………………………………………………….…..30

Список использованных источников ………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая по рцб.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

      организация процесса постоянного повышения квалификации участни­ков рынка госбумаг (дилеров, брокеров, аналитиков) с использованием зарубежного опыта;

      согласованная политика Министерства финансов и Национального (Центрального) банка по вопросам выпуска ценных бумаг собственной эмиссии;

      сохранение линии углубления  «стандартизации» рынка   государствен­ных заимствований путем проведения аукционной политики, предусматривающей размещение крупных выпусков государственных облигаций фиксированной длины (3, 5, 10, 15 и 30 лет) в заранее установленные
и известные участникам рынка даты [15,].

При наличии повышенного спроса на государственные облигации следует обеспечить дополнительное предложение ценных бумаг путем проведения аукционов по доразмещению государственных облигаций, а также проводить процентную политику, учитывающую фактические и ожидаемые изменения на финансовых рынках в стране и за рубежом. Можно также использовать инструменты долговой политики при проведении денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией. В этой связи, необходимо сохранение присутствия государства на финансовом рынке в качестве заемщика, повышение ликвидности национального (рублевого) рынка государственных ценных бумаг, повышение инвестиционного кредитного рейтинга страны и, как следствие, расширение доступа к ресурсам мировых финансовых рынков хозяйствующих субъектов на приемлемых условиях.

Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь трудно спрогнозировать. В то же время эмитенту для дальнейшего развития рынка, по мнению автора, целесообразно:

-совместно с участниками рынка разработать концепцию его развития;

-пересмотреть отношение к первичному размещению государственных ценных бумаг и установлению доходности по ним;

-уделять больше внимания вторичному рынку ценных бумаг за счет дальнейшей консолидации долга в нескольких крупных выпусках с наиболее популярными сроками;

-снять административные барьеры, направленные на прекращение обращения ценных бумаг за определенный период времени перед погашением или выплатой купонного дохода;

-снизить количество выпусков государственных ценных бумаг в обращении с нерыночными характеристиками (необращаемых, с низкой доходностью или без нее);

-допустить физических лиц к покупке государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций.

В качестве одного из направлений дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг рассматривается размещение данного вида ценных бумаг на международном рынке, что является особенно актуально при потребности Беларуси в дополнительных инвестиционных ресурсах [11,] Возможность дебютного выпуска еврооблигаций Республикой Беларусь оценивается начиная с 2003г., в частности, в 2003г. Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента и Немецкая экономическая группа организовали конференцию «Первый выпуск суверенных государственных облигаций в Республике Беларусь»,в начале 2009г. в официальных источниках появилась информация о подготовке Сбербанка России, совместно с BNP Paribas, Deutsche Bank AG и Royal Bank of Scotland pic выступить организатором размещения дебютного выпуска еврооблигаций Республики Беларусь, направленное на привлечение иностранного капитала. Рассмотрим возможности и последствия размещения облигаций на международном рынке:

      Имидж Беларуси на мировой арене не слишком высок (по оценка Standard   & Poor's долгосрочный рейтинг Беларуси по обязательствам в иностранной   валюте (В+) и долгосрочный рейтинг  по  обязательствам в национальной валюте (ВВ), а также краткосрочные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте (В)), однако выбор организатора размещения в лице   Сбербанка поможет преодолеть этот барьер, кроме того, Беларусь имеет    низкую долговую нагрузку, что является достаточно привлекательным   критерием для желающих приобрести еврооблигации республики (госдолг РБ на 01.01.10г. составил 7,9 млрд. дол., что равняется 16,5% к ВВП страны, по методике Международного банка реконструкции и развития критический уровень долга страны начинается после 50% к ВВП. Для сравнения:  госдолг Греции, который составляет 113% к ВВП и Италии - 110% к ВВП. На этом  фоне Республика Беларусь  со  своими 16,5% к ВВП выглядит надёжной и стабильной страной.

      одновременное размещение рублевых облигаций Беларуси на рынках соседних государств, например, на российском рынке окажет регулирующее
влияние на возможные негативные последствия дебютного выпуска.

Вышеперечисленные положения позиционируют дебютный выпуск еврооблигаций Беларуси как неинтересный для реальных инвесторов. Однако нельзя не учитывать и положительные сдвиги в развитии государственных облигаций в нашей стране, например, значительное увеличение срока обращения государственных ценных бумаг, размещаемых на первичном рынке, что свидетельствует о росте доверия инвесторов к вложению средств в ценные бумаги правительства с длинными сроками обращения, совершенствование необходимой законодательной базы .

По мнению автора работы, выпуск еврооблигаций в 2010-2011г., несмотря на возможный приток дополнительных средств, несет больше отрицательных последствий, поскольку по распространяемой информации дебютный выпуск представляет собой размещение еврооблигаций сроком от 3 до 5 лет, что значительно увеличит внешний долг Беларуси (по данным Национального банка РБ на 01.01.10 г. валовой внешний долг страны составил 22,03 млрд. дол.,7,9 млрд. дол.-сумма долга правительства).

По данным на 01.05.2010г. дебютный выпуск еврооблигаций утвержден: согласно указу № 245 от 13 мая 2010 года правительству Беларуси предоставлено право в 2010-2011 годах выпустить облигации на сумму до 2 млрд. дол. со сроком обращения не менее 5 лет и размещением их за пределами страны. Указ № 245 принят в целях привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, в соответствии с документом иностранные организаторы размещения белорусских облигаций освобождены от уплаты налога на доходы. Этот налог не будет уплачиваться и с доходов, полученных от оказания услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций, а также с учетом прав на них. Выплата комиссий, вознаграждений и других расходов, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций, производится за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете для обслуживания внешнего государственного долга (предусмотрено увеличение лимита внешнего госдолга Беларуси на 1,5 млрд. дол. до 11 млрд. дол. на конец 2010 года). Выпуск дебютных евробондов запланирован на этот год. Но изначально планировалось, что Беларусь разместит их в мае, накануне проведя Road-show. Листинг дебютных белорусских евробондов предполагается осуществить на фондовой бирже Люксембурга. Предварительно, индикативные условия размещения дебютного выпуска предусматривают эмиссию на сумму не менее 500 млн. дол. сроком на 5 лет со ставкой доходности около 8%. Однако, по мнению аналитиков, Республике Беларусь следует ориентироваться на Украину, у которой пятилетние бонды торгуются с 9-процентной доходностью и учитывать определенные сложности в еврозоне, по причине которых разместить в ближайшей перспективе евробонды Беларуси будет весьма проблематично. Выпуск евробондов Республикой Беларусь преследует несколько целей:

-привлечение ресурсов;

-открытие  для  себя  альтернативного  варианта  заимствований,  а также формирование кредитной истории, то есть это имиджевый проект для страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Рынок  ценных бумаг Республики Беларусь можно определить как молодой, динамичный, с быстро нарастающими объемами операций, диверсифицированной регулятивной и информационной инфраструктурой. Его формирование происходило с использованием мирового опыта, однако сильное влияние оказывала экономическая ситуация в Республике Беларусь, сложившаяся в начале 90 годов прошлого века. Тем не менее рынок ценных бумаг выполнял все основные функции:

-перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

-финансирование дефицита государственного бюджета;

-регулирование объема денежной массы в обращении;

-страхование финансовых рисков. 

2.Состояние  рынка ценных бумаг в Республике Беларусь характеризуется следующими показателями:

-Государственные ценные бумаги Республики Беларусь являются надежным инструментом вложения и преумножения капитала не только юридических, но и физических лиц, а также механизмом покрытия дефицита бюджета, финансирования государственного долга и решения других задач. Так, фактически за счет первичного размещения государственных ценных бумаг в 2008 году в Республике Беларусь было профинансировано около 10-12%;

- в Республике Беларусь в разные годы наблюдалась различная структура размещаемых государственных облигаций, однако в последнее время можно отметить тенденцию к сокращению количества дисконтных государственных краткосрочных облигаций и преобладанию государственных долгосрочных облигаций, что объясняется достаточной развитостью рынка государственных заимствований и увеличившимся доверием со стороны инвесторов;

-организация рынка государственных ценных бумаг осуществляется на основе современных компьютерных технологий. Система допуска к торгам, распределение обязанностей между участниками, контроль за соблюдением правил торговли, системы расчетов и учета прав на ценные бумаги строго регламентированы и осуществляются по определенной технологии. В совокупности они образуют организованный рынок ценных бумаг, который используется для обеспечения обращения всех видов ценных бумаг. Первичное размещение государственных облигаций производится в основном путем продажи их на аукционе, проводимом центральным банком или Министерством финансов через биржу, а также путем передачи или продажи банкам для их последующей реализации другим юридическим лицам или населению. Операции по покупке-продаже государственных облигаций на вторичном рынке осуществляются только профессиональным участником рынка ценных бумаг и только на бирже. Можно отметить, что данные операции осуществляются центральным банком в рамках денежно-кредитного регулирования, когда происходит непосредственное воздействие на важнейшие параметры финансового рынка и макроэкономические показатели и таким образом, оказывается непосредственное воздействие на экономическую ситуацию в стране в целом.

3.Главное функциональное назначение государственных ценных бумаг - мобилизация временно свободных денежных средств коммерческих банков, организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения для использования регулирующего их механизма, что осуществляется только при условии цивилизованных отношений касающихся государственного долга. Республика Беларусь, имеет свою собственную сложившуюся историю и практику рынка государственных ценных бумаг, что находит отражение в видах, формах и сроках выпускаемых государственных облигаций (векселей, нот, обязательств и т.п.), участниках, масштабах национального рынка госбумаг, порядке   их   размещения   и   погашения. 

В Республике Беларусь первичное размещение государственных облигаций за анализируемый период значительно сократилось, что можно объяснить требованиями, предъявляемыми к нашей стране со стороны Международного валютного фонда. Суммарный объем торгов государственными облигациями на вторичном рынке в 2009г. составил 13727,3 млн. дол. или 384769,2 млрд. руб., что в 1,6 раз больше, чем в 2008 году и в 3,7 раза больше, чем в 2007 году.

 

4. В Республике Беларусь происходит опережающее развитие рынка государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка по сравнению с рынком корпоративных бумаг. Структуры участников белорусского фондового рынка  не в полной мере соответствует современным международным стандартам. Население, традиционно наиболее распространенный инвестор на этом рынке, у нас практически отстранено от возможности владения корпоративными ценными бумагами. В связи с этим на белорусском фондовом рынке отсутствуют институты коллективных инвестиций (паевые, инвестиционные, пенсионные, страховые фонды). Те несколько инвестиционных фондов, которые были созданы на начальных этапах рыночных реформ, уже давно прекратили свое существование. В то же время состав участников более развитого у нас рынка государственных ценных бумаг также ограничен, поскольку основными инвесторами здесь являются банки (около 80 %). Именно эти диспропорции и должны быть устранены в ближайшее время.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.    Акиндинова, Н., Петроневич, М. Чем мы рискуем при беспрофицитном
бюджете? [Электронный ресурс] / Центр развития. - 2008. - Режим доступа:
http://www.dcenter.ru/pdf/2008/bd_0208.pdf. Дата доступа: 10.12.2010.

2.    Алексеева Т.М. Итоги функционирования рынка ценных бумаг в 2008 году/
Т.К. Алексеева// Фондовый рынок.-2009.- №1-с.21;

3.    Алексеева, Т. Биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг в декабре 2009
года / Т. Алексеева // Фондовый рынок. - 2009. - №12. - С. 2-4.

4.Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 25 октября 2000 г. № 441-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г., № 114-З// Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/WEBNPA/text.asp?RN=Hk0000441. – Дата доступа: 15.12.2010.

5.Барздов, Г.А. Рынок ценных бумаг и фондовые биржи: учеб.-метод, пособие
для студентов экономич. специальностей / Г.А.Барздов. - Минск: изд. центр
БГУ, 2006.-104

6.Биржевое дело. Рынок ценных бумаг [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим
дocтyпa:http://dengi-treningi-igry.ru/articles/gosudarstvennye-tsennye-
bumagi.html/2/. - Дата доступа: 12.12.2010.

7.     Брагинская,Л.С.Как контролируем государственный долг/Л.С. Брагинская//
Президентский контроль.-2009.- №7-с.З-5;

8.Бюллетень банковской статистики 2008г.,2009г.[Электронный ресурс]. — 2009. - Режим flocTyna:http://dengi-treningi-igry.ru/articles/gosudarstvennye-tsennye-bumagi.html/2/. - Дата доступа: 12.12.2010.

9.Галанов, В.А. Рынок ценных бумаг: учебник / В.А. Галанов. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 448 с.

10.Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3: Принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноя. 1998 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 11.12.2005 г., № 76-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6, 2/1173.

12.Корнеев, А. Законодательство Республики Беларусь // А. Корнеев // Юрист.
-2009.-№1 (92).-С. 31-32.

13. Маманович, П., Барздов, Г. Состояние и возможные пути развития ГЦБ / П. Маманович // Банковский вестник. - 2007. - №4.

14.Снегирева, А. К истории государственных заимствований / А.Снегирева //
Фондовый рынок. - 2007. - №2. - С. 53-54.

15.Тарасов, В. Финансовый рынок Беларуси в марте / В. Тарасов // Валютное
регулирование и ВЭД. - 2009. - № 4. - С. 12.

16.Тимофеев, Б. Главные события на рынке ценных бумаг в 2009 году /
Б. Тимофеев // Фондовый рынок. - 2010. - № 4. - С. 20-22.

17.Фондовый рынок: учеб. пособие для студентов вузов экон. спец./ Г.И.Кравцова [и др.]; под общ. ред. Г.И.Кравцовой.- Минск: БГЭУ, 2008.- 327с.

 

 

 

1

 



Информация о работе Пути совершенствования операций, проводимых с корпоративными ценными бумагами