Пути совершенствования операций, проводимых с корпоративными ценными бумагами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение рынка ценных бумаг Республики Беларусь, перспективы его дальнейшего развития. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю возникновения и развития рынка в Республике Беларусь;
-рассмотреть и проанализировать современное состояние рынка;
-изучить влияние рынка государственных ценных бумаг, как наиболее высокоразвитого сегмента;
- рассмотреть перспективы развития различных инструментов рынка, в том числе и государственных ценных бумаг.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….…… 3

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……….. ……………………………………..5


1.1 История возникновения и развитие рынка………………………….. …5

1.2 Инструменты рынка и его участники……………… …………………..9




ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………...............................................................................................14


2.1 Анализ рынка государственных ценных бумаг……………………….14

2.2 Состав и структура рынка корпоративных ценных бумаг……………17


ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА………………………………………………………… ……...22


3.1 Пути совершенствования операций, проводимых с корпоративными ценными бумагами………………………………………………………….22

3.2Тенденции развития рынка государственных ценных бумаг………...25



Заключение …. …………………………………………………….…..30

Список использованных источников ………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая по рцб.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Увеличение суммы эмиссии долговых обязательств в 2009 году связано с совершенствованием законодательства в части создания благоприятных условий для привлечения организациями республики средств физических и юридических лиц посредством выпуска облигаций.

Освобождение от налогообложения доходов от операций с корпоративными облигациями, выпущенными с 01.04.2008 по 01.01.2013, изменение законодательства в части развития новых финансовых инструментов - биржевых облигаций, выпуск которых осуществляется без обеспечения, повлекло снижение количества выпусков облигаций, выпущенных в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 537 «О выпуске банками облигаций» (далее – ипотечные облигации).

Если в 2007 году количество зарегистрированных выпусков ипотечных облигаций составило 19, в 2008 – 13, то в 2009 году – 1.Общая сумма зарегистрированной эмиссии в 2009 году составила 1 070,0 млрд. рублей.

В 2009 году средний срок обращения зарегистрированных выпусков корпоративных облигаций (без учета местных займов и биржевых облигаций) составил 671 день.

Распределение облигаций по срокам обращения представлено на графике (рис. 2.4). В 2009 году более 70 % зарегистрированных выпусков облигаций имеют срок обращения от 1 года до 3 лет.

 

Рисунок 2.4 - Распределение облигаций по срокам обращения.

 

 

В 2009 году благодаря созданию законодательной базы, способствующей развитию новых финансовых инструментов, в частности биржевых облигаций, выпуск которых осуществляется без государственной регистрации, произошло снижение выпусков корпоративных облигаций, эмитированных на общих основаниях сроком обращения до 1 года.

За отчетный период в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» допущено к размещению биржевых облигаций по объему эмиссии в 30,3 раза больше, чем в 2008 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА

 

3.1 Пути совершенствования операций, проводимых с корпоративными ценными бумагами

 

 

В Республике Беларусь принята Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг, которая была утверждена правительством и Национальным банком. Программой были предусмотрены мероприятия, направленные на устранения барьеров, которые препятствуют развитию рынка акций и корпоративных облигаций. В отношении рынка акций за предыдущие полтора года был отменен институт "золотой акции", поэтапно происходит снятие ограничений в отношении акций, которые граждане в свое время приобретали в обмен на чеки "Имущество" либо на льготных условиях по цене, на 20% ниже номинальной стоимости. В отношении мораторных акций два этапа уже пройдено, и в части ограничений по отчуждению таких акций освобождены акции 1116 акционерных обществ. То есть, граждане, которые ранее не могли отчуждать такие акции, в настоящее время вправе это сделать свободно на биржевом рынке.

Снижены налоги на доходы от операций с акциями с 40 до 24%, а с первого января 2010 года – до 12% при том, что ставка налога на прибыль составляет 24%. Отменено преимущество на право государства по приобретению акций в период оказания обществу господдержки. Все эти меры привели к тому, что активизировался выпуск акций в стране и биржевое обращение таких акций. По состоянию на первое марта 2010 года объем эмиссий акций по номинальной стоимости составляет 42,6 трлн рублей. Акции обращаются как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.

В этой связи закономерен и факт оживления в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В прошедшем году впервые за 5 лет количество аттестованных специалистов по ценным бумагам в Беларуси не снизилось, а возросло. Данный факт имеет большое значение, потому как представить себе полноценный и динамичный в развитии рынок ценных бумаг без подготовленных на высоком уровне специалистов просто невозможно. Департамент по ценным бумагам осуществляет сегодня аттестацию специалистов рынка ценных бумаг по четырем категориям (1-ая, 2-ая, 3-яя и С-категория) на основании «Инструкции о порядке аттестации специалистов рынка ценных бумаг Республики Беларусь». Информация о действующих аттестатах в разрезе категорий представлена в Таблице 3.1.

 

 

Таблица 3.1 – Информация о динамике численности действующих аттестатов, шт.

 

на 01.01.2010

на 01.01.2009

Изменение

шт.

%

Действующих аттестатов

3181

2933

+248

8.5

в т.ч.  1 кат.

1110

1125

-15

- 1.3

          2 кат.

529

471

+58

9.3

          3 кат.

1540

1335

+205

15.3

          С кат.

2

2

0

0

 

В итоге общее количество аттестованных специалистов за 2009 г. увеличилось на 248 (8,5 %) и по состоянию на 01.01.2010 составило 3181. Дальнейшее увеличение их числа важно, поскольку по оценкам специалистов потребность в специалистах ежегодно растет примерно на 5%, а это значит, что через 5 лет финансово-кредитная система потребует дополнительно около 2 тысяч специалистов со специализацией «Фондовый рынок» и «Операции с ценными бумагами» [5, с.14]. 

Общему оживлению фондового рынка также способствовало решение ряда вопросов, связанных с тем, чтобы заинтересовать эмитентов и инвесторов в работе на рынке корпоративных облигаций. Так, с апреля 2008 года доходы, которые и юридические, и физические лица получают от операций с корпоративными облигациями, освобождаются от налогообложения. Расходы эмитентов по выпуску и обслуживанию облигаций (в том числе по выплате процентного дохода инвесторам) относятся к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при налогообложении прибыли, и включаются ими в себестоимость продукции (работ, услуг).

Кроме того, внедрен ряд дополнительных инструментов на этом рынке. Так, в настоящее время банки вправе выпускать необеспеченные облигации в размере, не превышающем 80% нормативного капитала банка. Законодательно предусмотрен выпуск биржевых облигаций, тех, которые не проходят государственную регистрацию в Департаменте по ценным бумагам. Они регистрируются и допускаются к размещению и обращению на бирже, и обращаются на биржевом рынке.

Таким образом, на законодательном уровне созданы благоприятные условия для выпуска предприятиями облигаций на внутреннем рынке. Также существуют отлаженные механизмы проведения размещения облигаций и совершения сделок с ними как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. Облигации могут иметь вторичное обращение и рыночные котировки, что обеспечивает их ликвидность (возможность обмена актива на денежные средства) и повышает привлекательность для инвесторов. В качестве инвесторов могут выступать отечественные и иностранные лица, что позволяет привлекать иностранные инвестиции даже при размещении облигаций на внутреннем рынке. Возможность использования различных вариантов погашения и при необходимости досрочного выкупа позволяет уменьшать затраты по обслуживанию заемных средств и улучшать состояние креди­торской задолженности. Помимо этого, успешное размещение облигаций формирует благоприятный кредитный рейтинг эмитента, что способствует повышению имиджа компании (в том числе и на международном рынке) и, как следствие, снижению стоимости его последующих заимствований.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг накоплен достаточный опыт по размещению и обслуживанию выпусков облигаций, многие из них заинтересованы содействовать предприятиям в поисках инвесторов, размещении облигаций, оказании сопутствующих консультационных услуг.

Благоприятные условия на рынке позволили объему эмиссии облигаций за 2009 год превысить шесть триллионов белорусских рублей. На сегодняшний день в обращении находятся корпоративные облигации на сумму порядка 8,2 трлн белорусских рублей. Для сравнения, в 2006 году объем эмиссии составлял 385 млрд белорусских рублей.

Несмотря на отличные показатели даже в год кризиса, в целом положение на белорусском рынке облигаций остается довольно противоречивым. С одной стороны, можно сказать, что наблюдается настоящий бум по выпуску корпоративных и муниципальных облигаций. С другой стороны, по объемам эмиссии по-прежнему лидируют банки, и на вторичном рынке обращаются в основном банковские облигации. То есть говорить о существовании развитого рынка корпоративных облигаций предприятий небанковского сектора пока не приходится [ 15].

Проблемой, которая препятствует развитию рынка облигаций в Беларуси, является ограниченность его внутренних размеров, то есть дефицит инвесторов. Ведь вполне очевидно, для того чтобы сфера применения корпоративных облигаций получила широкое распространение, на них должен существовать реальный спрос со стороны потенциальных инвесторов, как резидентов, так и нерезидентов.

Большинство эмитентов сегодня ориентируют свои выпуски облигаций сугубо на частных инвесторов, что на фоне высокой доходности по вкладам, создает серьезные проблемы с реализацией ценных бумаг. Принимая во внимание все достоинства данного инструмента вложений, физические лица все же в большинстве случаев делают выбор в пользу большей доходности и возможности беспрепятственного изъятия средств при необходимости.

 

3.2 Тенденции развития рынка государственных ценных бумаг

 

Рынок государственных ценных бумаг, являясь наиболее динамично развивающимся сегментом финансового рынка Республики Беларусь, является важнейшим индикатором состояния экономики, стимулирующим приток капитала. Выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая низкоинфляционные источники финансирования бюджета, правительство улучшает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов и в какой-то степени повышает уровень своей собственной кредитоспособности, открывая тем самым доступ международным (частным) инвесторам на более позднем этапе. В целях преодоления существующих недостатков, выработано ряд перспектив совершенствования рынка государственных ценных бумаг, к которым можно отнести:

      повышение мотивации вложений инвесторов в государственные ценные бумаги;

      обеспечение привлекательности рынка государственных ценных бумаг и, как следствие, расширение спектра финансовых инструментов для юридических и физических лиц, а также совершенствование механизмов их применения;

      осуществление мероприятий по интеграции рынков ценных бумаг республики и стран СНГ, обеспечивающих возможности  их консолидации  и увеличения объемов привлекаемых инвестиционных ресурсов. Говоря о предстоящей интеграции рынков ценных бумаг Республики Беларусь и стран Содружества, обеспечивающих возможности их консолидации и увеличения объемов привлекаемых инвестиционных ресурсов, создана и успешно функционирует Международная организация бирж стран СНГ[16,с.25]. Она призвана служить формированию единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли, внедрению международных стандартов рынка ценных бумаг в странах СНГ и взаимному признанию регистрации эмиссии ценных бумаг, сотрудничеству государств- членов СНГ в направлении развития единого рынка капиталов и биржевого пространства, развитию сотрудничества в области валютно-кредитных и финансовых отношений государств - членов Содружества через развитие национальных валютных рынков.

      важной направлением развития рынка ценных бумаг в целом и государственных ценных бумаг в частности является совершенствование инфраструктуры рынка, т.е. современных информационных систем, систем клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания [6]. Так, современные надежные системы клиринга способствуют качественному росту финансового рынка за счет снижения рисков и транзакционных издержек участников, повышению ликвидности и качества рыночного ценообразования, росту эффективности использования активов, что в целом создает условия для большей устойчивости инфраструктуры рынков. В общем, описываемая клиринговая деятельность представляет собой интегрированный комплекс автоматизированных подсистем, обеспечивающих все формы расчетов по сделкам с ценными бумагами, включая перечисление денежных средств, переводы ценных бумаг, регистрацию перехода права собственности на ценные бумаги, оформление залоговых обязательств. Основными структурными элементами расчетно-клиринговой системы являются биржа, осуществляющая клиринг по биржевым операциям, Национальный банк, выполняющий функции расчетного банка и осуществляющий межбанковские расчеты по результатам клиринга на основании электронных платежных документов биржи, а также республиканская депозитарная система[3].

 

      программно-техническая реализация новых механизмов первичных размещений Министерством финансов государственных ценных бумаг, в направлении организации простых аукционов, предполагающих возможность частичного резервирования денежных средств, а именно, постепенное внедрение в Республике Беларусь нового режима торгов-заключение внесистемных сделок. Он позволяет участникам заключать между собой адресные (переговорные) сделки с облигациями во время основной предварительного 100%-го депонирования средств и исполнять внесистемные сделки в день, отличный от дня их заключения (на следующий или на второй рабочий день).

Информация о работе Пути совершенствования операций, проводимых с корпоративными ценными бумагами