Процесс формирования и регулирования государственного долга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:50, реферат

Краткое описание

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующий вид расходов – это осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год)1.

Оглавление

Введение
1. Расходы бюджета, связанные с международной деятельностью РФ………...3-5
2. Структура и динамика внешнего долга РФ и расходы на его обслуживание..5-8
3. Внутренний долг и расходы на его обслуживание…………………………...8-10
4. Методы управления государственным долгом……………………………....10-13
ПРИМЕЧАНИЕ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное Государственно2.docx84576028657098456897.docx

— 47.87 Кб (Скачать)

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования снижался на протяжении 2008 года и I квартала 2009 года, однако за II квартал 2009 года увеличился на 8,3 млрд. долларов США и составил 10,8 млрд. долларов США.

Внешняя задолженность банков за I - III кварталы 2008 года увеличилась на 34,2 млрд. долларов США и на 1 октября 2008 года составила 197,9 млрд. долларов США, впоследствии сократилась и на 1 июля 2009 года составила 142,4 млрд. долларов США.

 

3. Внутренний  долг и расходы на его обслуживание

Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало  рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования, накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало  фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга  и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники  покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.

Рост объема заимствований  на внутреннем рынке приводит к абсолютному  увеличению процентных расходов бюджета  – со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится по сравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. - 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд. руб.4.

9

В 2008 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке привлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2010 гг. привлечение составит 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. - 100,44 млрд. руб. в 2010 г. - 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2008-2010 гт. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. - превысит полутриллионный рубеж.

Подобно в законе о бюджете  на каждый год устанавливался верхний  предел государственного внутреннего  долга.

На конец каждого года он был определен в следующих  объемах (в млрд. руб.): 1994 г. - 88,4; 1995 г. - 159,3; 1997 г. - 530,0; 1999 г. - 648,3; 2001 г. -575,7; 2003 г. - 842,1; 2005 г. - 998,5; 2007 г. - 1363,2.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию  на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг  будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или  на 72,7 %. Динамика объема и структуры  внутреннего госдолга представлена в следующей таблице 3.

Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных  ценных бумагах, согласно законопроекту  составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.  Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих  процентных расходах увеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году.

В связи с формированием  в законопроекте бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах, предоставленных  одновременно с законопроектом, отсутствуют  данные о расходах на обслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этих расходов, проведенные Счетной палатой  с учетом

10

примененных для 2010 года условий  и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011 году на 43 - 48 % и в 2012 году на 55 - 60 %. По предварительным расчетам Счетной палаты, расходы на обслуживание госдолга достигнут 291,6 млрд. рублей в 2011 году и 352,0 млрд. рублей в 2012 году и увеличатся относительно ВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году.

 

4. Методы управления  государственным долгом

Существование государственного долга автоматически подразумевает  наличие обязанности государства  по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным  долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы5:

безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и

11

минимальным риском, а также  оказывало наименьшее отрицательное  влияние на экономику страны;

гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным  долгом в широком смысле предполагает:

формирование политики в  отношении государственного долга;

определение основных показателей  и предельных значений государственной  задолженности;

 

определение основных направлений  воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

определение приоритетных направлений  использования привлеченных ресурсов и т.д.

Политика в отношении  государственного долга и его  верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным  долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management6:

структура сроков обращения  различных долговых обязательств;

структура кредиторов (путем  выпуска нерыночных, предназначенных  для определенных групп кредиторов займов).

Основными мероприятиями  по управлению государственным долгом являются следующие7:

1. Выплата доходов по займам и их погашение, которые должны проводиться за счет налоговых поступлений в государственный бюджет. На практике чаще всего для этого используется метод рефинансирования, т.к. система государственного кредита

12

действует непрерывно и, в  силу обезличивания в бюджете  источников расходов, невозможно определить долю налогов в погашении долга  и выплате дохода. В нормальных экономических условиях рефинансирование путем добровольных займов имеет успех, т.к., во-первых, государственные долговые обязательства являются самым надежным и ликвидным активом, а, во-вторых, погашение этих обязательств приводит к увеличению объема свободных денежных средств. Однако существует предел возможностей рефинансирования: определенные размеры государственного долга становятся фактором, заставляющим кредиторов искать другие пути размещения финансовых ресурсов. В целом успех рефинансирования зависит от степени доверия к государству, хотя в ряде случаев он достигается путем силового давления на кредиторов (например, путем обязательного обмена погашаемых долговых обязательств на новые).

2. Конверсия государственных  долговых обязательств — это изменение доходности уже размещенных займов. Возможность конверсии должна определяться в условиях выпуска облигаций. Вариант конверсируемых облигаций - облигации с плавающей ставкой дохода, которая обычно привязывается к какому-либо макроэкономическому показателю. Например, квартальная ставка доходности по сберегательным облигациям изменяется в зависимости от изменения доходности государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

3. Консолидация государственного долга заключается в изменении сроков погашения облигаций. Чаще всего государство заинтересовано в увеличении периода обращения облигаций с целью стабилизации своих заимствований и экономии на размещении новых займов. При этом такая операция часто не ущемляет интересов держателей, которым продлевается получение дохода по твердой гарантированной ставке. Сокращение периода обращения облигаций обычно предусматривает и компенсационные меры для их держателей.

4. Унификация государственных займов означает объединение нескольких займов в один: облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация позволяет упростить работу и сократить расходы государства на операции, связанные с погашением и выплатой процентов за счет уменьшения видов, а при изменении нарицательной стоимости - и количества обращающихся облигаций.

5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению предполагает обмен нескольких старых облигаций на одну новую с меньшей нарицательной стоимостью. Эта

13

операция проводится обычно в рамках денежной реформы - изменения  покупательной способности денег. В результате достигается возможность избежать необходимости рассчитываться по облигациям, которые продавались за обесценившуюся валюту, новыми полноценными деньгами.

6. Отсрочка погашения займа заключается в том, что передвигаются сроки погашения с прекращением выплаты процентов, за пределами ранее объявленного срока. Это мероприятие проводится тогда, когда возможности рефинансирования исчерпаны, а налоговые поступления недостаточны. Отсрочка погашения займа является признаком несостоятельности экономической политики государства. Характерно, что отсрочка погашения является достаточно распространенным явлением в области внешнего государственного кредита: кредиторы предпочитают сохранять шансы на возврат долгов, чем потерять все свои вложения. Кроме того, остается возможность вернуть хотя бы часть вложенных средств путем продажи облигаций по низкой курсовой стоимости.

7. Аннулирование государственного долга — это полный отказ государства от своих обязательств по выпущенным займам. Эта мера может охватывать внешний или внутренний долг, или весь долг государства в целом. Такое мероприятие проводится только в дух случаях: при полной финансовой несостоятельности государства; при изменении государственной власти в стране (переходе на новые политические и экономические принципы): новая власть отказывается признать свою ответственность за долги старой.

 

14

Заключение

Подведем итоги проведенного исследования.  Одной из статей расходов федерального бюджета являются расходы  на осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми  организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации  в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год). Эти расходы имеют растущую динамику.

В настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в  общем объеме государственного долга  Российской Федерации неуклонно  сокращалась. Это происходило вследствие осуществления в 2003 — 2005 гг. мер по замещению внешних заимствований  внутренними, и его досрочного погашения  в 2005 — 2007 гг. Однако в связи с  финансовым кризисом правительство  России планирует увеличить объемы получаемых внешних займов. Соответственно прогнозируется рост расходов на обслуживание долга. Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен, прежде всего, увеличением объемов  заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля  по отношению к доллару США  и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение  планового периода.

Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало  рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования, накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало  фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга  и увеличения доли непроцентных расходов бюджета.

Информация о работе Процесс формирования и регулирования государственного долга в России