Министерство сельского хозяйства
РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Алтайский государственный
аграрный университет»
Кафедра «Финансы и кредит»
Курсовая работа
на тему:
«Проблемы управления финансами
в России и пути их решения»
Выполнила :
Проверила преподаватель:
Барнаул 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ РОССИИ
1. Финансовая система,
понятие и элементы……………………………....5
1.2 Структура финансовой
системы России. Эволюция и динамика
развития её звеньев………………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2.
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ
2.1 Основные методы и
формы управления финансами………………………...14
2.2 Органы управления финансами……………….………………………………22
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМОЙ РОССИИ
3.1 Управление финансовой
системой государства и задачи
в области стабилизации финансовой системы
России в настоящее время……………………………………………………………………….…29
3.2 Основные проблемы
финансовой системы России и
пути их решения………………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….43
ВВЕДЕНИЕ
Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих
в процессе формирования, распределения
и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств. Обычно речь
идёт о целевых фондах государства или
хозяйствующих субъектов (предприятий).
Важнейшим понятием в области финансов
является бюджет.
Финансовая система
– это совокупность обособленных, но взаимосвязанных
сфер и звеньев финансовых отношений,
а также финансовых органов и институтов,
которые осуществляют управление денежными
потоками в стране.
Надежность финансовой системы
имеет огромное социально-экономическое
значение для каждого государства. Состояние
финансовой системы затрагивает материальные
интересы почти каждого члена нашего общества,
ущемление которых с неотвратимостью
вызывает серьезные негативные политические,
социальные и экономические последствия,
способные расшатать основы общества.
От эффективной работы и надежности
финансовой системы в значительной степени
зависит успех в преодолении экономического
кризиса, снижении инфляции и в росте финансовой
стабилизации. Неслучайно процесс экономических
преобразований во всех странах с трансформационной
экономикой начинался именно с финансовой
системы.
Надежная финансовая система
является стержнем в развитии и успешного
функционирования рыночной экономики
и необходимой предпосылкой роста и стабильности
экономики в целом. Эта система является
основой, мобилизующей и распределяющей
сбережения общества и облегчающей его
повседневные операции.
В последние годы вопросами
создания надежной финансовой системы
и проведения государственной финансовой
политики посвящается значительное количество
публикаций. Однако, единства по теоретическим
аспектам этого вопроса до сих пор не достигнуто.
Целью данной работы является
рассмотрение проблемы управления финансами
в России и пути их решения.
В соответствии с поставленной
целью, в работе будут рассмотрены следующие
цели:
- Финансовая система:
понятие и элементы;
- Структура финансовой
системы России. Эволюция и динамика
развития ее звеньев
- Основные методы и
формы управления финансами
- Органы управления финансами
- Управление финансовой
системой государства и задачи
в области стабилизации финансовой системы
России в настоящее время
- Основные проблемы
финансовой системы России и
пути их решения
Объектом данного исследования
является система финансов России.
Предметом исследования является
проблемы управления финансами России.
ГЛАВА
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ
РОССИИ
- Финансовая
система, понятие и элементы
Финансы - обобщающий экономический термин,
означающий как денежные средства, финансовые
ресурсы, рассматриваемые в их создании
и движении, распределении и перераспределении,
использовании, так и экономические отношения,
обусловленные взаимными расчетами между
хозяйствующими субъектами, движением
денежных средств, денежным обращением,
использованием денег.
Управление финансами
является составной частью общей
системы управления социально-экономическими
процессами в обществе. Реализация
финансовой политики как цель
управления финансами осуществляется
посредством государственного регулирования
финансовых отношений (доходов, налогов,
амортизации и др.).
Управление финансами -
это сознательное воздействие органов
управления на финансы страны, регионов,
хозяйствующих субъектов и на финансовые
процессы, финансовую деятельность, осуществляемое
с целью достижения и поддержания сбалансированности,
финансовой устойчивости экономики, получения
доходов, прибыли, финансового обеспечения
решаемых экономических и социальных
задач. Оно представляет собой процесс
целенаправленного воздействия с помощью
специальных приемов и методов на финансовые
отношения и соответствующие им виды финансовых
ресурсов для реализации функций субъектов
власти и субъектов хозяйствования, целей
и задач их деятельности.
Таким образом,
объектами управления финансов
являются виды финансовых отношений,
связанные с формированием денежных
доходов, накоплением и их использованием.
Субъектами управления соответственно
выступают организационные структуры,
осуществляющие управление. Для государственных
финансов это государственные и муниципальные
органы, для финансов хозяйствующих субъектов -
специальные службы, финансовый аппарат,
для финансов домохозяйств - сами домохозяйства.
Основными
процедурами процесса управления финансами
являются:
1) выработка форм финансовых отношений
и их совершенствование;
2) финансовая деятельность, включающая
финансовое прогнозирование, составление
и исполнение финансовых планов;
3) изучение, анализ и проверка соблюдения
действующих форм финансовых отношений
с целью подготовки предложений для их
дальнейшего совершенствования.
В процессе
управления финансами должны соблюдаться
основные принципы управления экономикой:
1) воспроизводство системы жизнеобеспечения
экономики страны путем сохранения экосистемы;
2) правовая регламентация управления
на всех уровнях иерархии;
3) социальная ориентация развития экономики страны;
4) научная обоснованность систем управления;
5) ориентация экономики на инновационный
путь развития;
6) ранжирование объектов управления по
их важности;
7) единство теории и практики управления;
8) сохранение и развитие конкурентных
преимуществ объекта управления;
9) обеспечение организованности управленческих
процессов;
10) рациональное сочетание форм управления;
11) обеспечение сопоставимости вариантов
управленческих решений при их выборе.
Управление
финансами должно осуществляться как
на макроуровне (на уровне государства)
так и на уровне отдельных организаций.
Этот принцип обуславливается единством
экономического пространства.
Управление финансами
представляет собой процесс целенаправленного
воздействия с помощью специального финансового
механизма, который включает в себя следующие
элементы:
1) финансовые методы;
2) финансовые рычаги;
3) правовое обеспечение;
4) нормативное обеспечение;
5) информационное обеспечение.
Под формой организации финансовых отношений
понимается порядок их организации, то
есть установление механизма аккумуляции,
перераспределения и использования финансовых
ресурсов и условий его реализации на
практике.
На микроуровне
используются следующие формы финансового
обеспечения воспроизводственного процесса:
1) самофинансирование;
2) кредитование;
3) государственное финансирование и другие.
Методами
организации финансовых отношений являются
способы формирования финансовых ресурсов
и практического осуществления операций,
связанных с финансированием. Выделяют
следующие методы:
1) формирование собственных финансовых
ресурсов (за счёт амортизационных отчислений,
прибыли);
2) метод кредитования, связанный с предоставлением
денежных средств на условиях срочности,
возвратности и платности;
3) аккумулирование денежных средств для
финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований
в форме денежных платежей (налогов) на
обязательной, принудительной и безвозмездной
основах;
4) страховой метод предполагает формирование
финансовых ресурсов за счет поступления
страховых взносов.
Регулирование
финансовой деятельности предприятий
осуществляется по следующим основным
направлениям:
1) регулирование финансовых аспектов
создания предприятий различных организационно-правовых
форм через установление минимального
размера уставного капитала;
2) регулирование порядка формирования
информационной базы управления финансовой
деятельностью через установление системы
учёта и отчётности;
3) налоговое регулирование через механизм
налогообложения;
4) регулирование порядка и форм амортизации
основных средств и нематериальных активов
через установление методов начисления
амортизации;
5) регулирование кредитных операций через
различные виды кредитов;
6) регулирование денежного обращения
и форм расчётов через установление системы
расчётов;
7) валютное регулирование через регулирование
валютного курса;
8) регулирование инвестиционных операций
через различные виды инвестиций;
9) регулирование рынка ценных бумаг через
фондовый рынок;
10) регулирование операций страхования
на финансовом рынке через различные виды
и формы страхования;
11) регулирование санации предприятий
через установление порядка и форм санации;
12) регулирование банкротства и ликвидации
предприятий через установление процедуры
банкротства.
Количественная
оценка процесса организации управления
финансами выражается в объемах и пропорциях
мобилизации субъектами хозяйствования
и органами власти финансовых ресурсов
и их распределения между сферами и звеньями
финансовой системы государства. Например,
финансовые потоки, регулируемые государством,
в странах с развитой рыночной экономикой
составляют от 20 до 50% ВВП (в зависимости
от доли социального фактора в экономической
политике государств). Наиболее высока
доля государства в использовании ВВП
в странах с социально ориентированной
экономикой.
1.2. Структура
финансовой системы России. Эволюция и
динамика развития ее звеньев
По причине сложности не всегда
можно исследовать и провести анализ системы
в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции
– разделению системы на части (подсистемы)
– и исследуют эти части как самостоятельные
объекты. В частности выделяют субъект
и объект управления. Каждая из этих подсистем
является сложной системой.
Финансовая система
– это совокупность разнообразных видов
фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных
в распоряжении государства, нефинансового
сектора экономики (хозяйствующих субъектов),
отдельных финансовых институтов и населения
(домохозяйств) для исполнения возложенных
на них функций, а также для удовлетворения
экономических и социальных потребностей
[2].
Подсистемами называют крупные
составляющие сложных систем, которые
обычно, в свою очередь, являются сложными
системами. В качестве подсистем финансовой
системы выступают сферы и звенья.
Структура финансовой системы
– это совокупность её элементов и связей
между ними.
Финансовая система состоит
из трёх основных элементов:
- совокупность сфер и
звеньев финансовых отношений (собственно
финансовая система в узком
понимании);
- совокупность создаваемых
в каждом звене денежных фондов;
- система финансовых органов
– финансовый аппарат (инфраструктура
финансовой системы), или финансовая
система с точки зрения управления
финансами.
Разграничение финансовой системы
на отдельные звенья обусловлено различиями
в задачах каждого звена, а также в методах
формирования и использования централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств.
Каждому звену системы финансов
присущи свои специфические формы и методы
образования и использования денежных
фондов и доходов.
Финансовые системы разных
стран имеют разный состав, что определяется
разными государственными структурами
и организационно - правовыми формами.
Следует иметь в виду, что первичные
доходы сферы финансов частных и государственных
предприятий, а также доходы граждан создают
основу системы финансов любого государства.
И это не только теоретическое предположение,
поскольку вся совокупность этих ресурсов
отражается в сводном балансе финансовых
ресурсов России. В целом, вся система
финансов состоит из двух укрупненных
подсистем (сфер):
- государственных и муниципальных
финансов
- финансов хозяйствующих
субъектов.
Классификационным признаком
такого деления является роль субъекта
в общественном воспроизводстве. В соответствии
с этим критерием имеются различия в потребностях
финансовых ресурсов и соответственно
финансовых фондов.
Так, непосредственно участники
общественного воспроизводства, организации
и граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, производят товары и занимаются
оказанием услуг. Для осуществления своей
деятельности им необходимы финансовые
ресурсы, которые обеспечили бы процесс
производства, необходимая сумма денежных
средств.
Таким образом, для субъектов
хозяйствования будут характерны такие
финансовые отношения, которые будут обеспечивать
непрерывность процесса производства
товаров и оказания услуг.
Каждая сфера финансовой системы
в свою очередь имеет структурные элементы.
Финансы субъектов хозяйствования выступают
исходным финансовой системы, так как
именно в этой сфере происходит формирование
первичных доходов и финансовых ресурсов
и начинаются прочие распределения и перераспределения
стоимости.
Группировка финансовых отношений
внутри сферы субъекта хозяйствования
осуществляется в зависимости от характера
деятельности субъекта. Он оказывает влияние
на источники формирования финансовых
ресурсов и порядок их использования.
Часть организаций в качестве целей своей
деятельности, преследует извлечение
прибыли, они являются коммерческими.
Помимо коммерческих организаций для
нормального функционирования общества
необходимы организации для удовлетворения
потребностей общества в образовательных,
культурных, научных, благотворительных
и других общественно необходимых благах.
Такие организации не преследуют
цель получения прибыли и не распределяют
полученную прибыль между учредителями.
Финансовые ресурсы им необходимы только
для осуществления своей уставной деятельности.
Это также оказывает влияние на состав
финансовых отношений, участниками которых
являются такие организации.
Участниками товарного производства
также выступают ПБЮЛ (предприятия без
образования юридического лица). Под деятельностью
таких предприятий понимается самостоятельная,
осуществляющаяся на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение
прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания
услуг, лицами, зарегистрированными в
этом качестве в установленном законе
порядке.
Таким образом, выделяют следующие
звенья в сфере субъектов хозяйствования:
- финансы коммерческих
организаций
- финансы некоммерческих организаций
- финансы ПБЮЛ.
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет, имеющий силу
закона финансовый план государства (роспись
доходов и расходов) на текущий (финансовый)
год. Бюджетный кодекс Российской Федерации
определяет бюджет «как форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенного для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного
самоуправления». Таким образом, государственный
бюджет, являясь для государства средством
аккумулирования финансовых ресурсов,
даёт государственной власти возможность
содержания государственного аппарата,
армии, выполнения социальных мероприятий,
реализации приоритетных экономических
задач, т.е. выполнения государством присущих
ему функций.