Проблемы управления финансами в России и пути их решения
Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:18, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является рассмотрение проблемы управления финансами в России и пути их решения. В соответствии с поставленной целью, в работе будут рассмотрены следующие цели: - Финансовая система: понятие и элементы; - Структура финансовой системы России. Эволюция и динамика развития ее звеньев - Основные методы и формы управления финансами
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ РОССИИ 1.Финансовая система, понятие и элементы……………………………....5 1.2 Структура финансовой системы России. Эволюция и динамика развития её звеньев………………………………………………………………………………9 ГЛАВА 2.УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ 2.1 Основные методы и формы управления финансами………………………...14 2.2 Органы управления финансами……………….………………………………22 ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ 3.1 Управление финансовой системой государства и задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящее время……………………………………………………………………….…29 3.2 Основные проблемы финансовой системы России и пути их решения………………………………………………………………………36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….43
общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;
общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.
К методам финансового контроля
относятся:
Проверка производится по отдельным
вопросам финансово-хозяйственной деятельности
на основе отчетных, балансовых и расходных
документов. В процессе проверки выявляются
нарушения финансовой дисциплины и намечаются
мероприятия по их устранению.
Обследование охватывает отдельные
стороны деятельности предприятий, организаций
и учреждений.
Надзор проводится контролирующими
органами за экономическими субъектами,
получившими лицензию на определенный
вид финансовой деятельности: страховую,
банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
Экономический анализ, как разновидность
финансового контроля, имеет целью детальное
изучение периодической или годовой финансовой
и бухгалтерской отчетности с целью общей
оценки результатов хозяйственной деятельности,
финансового состояния и обоснования
возможностей их эффективного использования.
Ревизия – наиболее распространенная
форма финансового контроля, представляющая
собой взаимосвязанный комплекс проверок
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений и организаций.
Ревизия проводится для установления
целесообразности, обоснованности, экономической
эффективности совершенных хозяйственных
операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского
учета и отчетности – для выявления нарушений
и недостатков в деятельности ревизуемого
объекта.
Контроль осуществляют законодательные
органы власти, исполнительные органы
управления, финансовые, налоговые и кредитные
учреждения, страховые организации, госкомитеты,
министерства и ведомства; финансовые
службы предприятий, организаций и учреждений.
2.2 Органы управления
финансами
1.Высшие органы государственной
власти управления финансами в РФ
1.1. Президент РФ в своем ежегодном
послании Федеральному собранию о положении
в стране и о направлении внутренней и
внешней политики государства формулирует,
в том числе основные принципы финансовой
политики государства на данный период.
Это во многом определяет финансовую деятельность
Правительства РФ на соответствующий
период.
Кроме того, Президент осуществляет
некоторые кадровые назначения. Так с
согласия Госдумы он назначает Председателя
Правительства РФ, а по его предложению
заместителей Премьер-министра, федеральных
министров, в том числе министра финансов
и министра по налогам и сборам. Президент
представляет Госдуме кандидатуру председателя
ЦБ РФ.
Президент РФ подписывает и
обнародует федеральные законы, вносит
в Госдуму законопроекты. Он издает указы
и распоряжения, обязательные для исполнения
на всей территории РФ, являющиеся важным
элементом государственного управления
финансами.
1.2. Государственная дума РФ,
согласно Конституции РФ, принимает федеральные
законы, в том числе федеральные законы
по вопросам Федерального бюджета, федеральных
налогов и сборов, финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования,
которые подлежат обязательному рассмотрению
Советом федерации. Однако законопроекты
о введении или отмене налогов, о выпуске
госзаймов, об изменении финансовых обязательств
государства и другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета, могут быть внесены только при
наличии заключения Правительства РФ.
Совет федерации и Госдума контролируют
осуществление федерального бюджета.
С этой целью ими образуется Счетная палата.
При этом председателя Счетной палаты
и половину состава его аудиторов назначает
и освобождает от должности Госдума, а
заместителя председателя и другую половину
состава ее аудиторов назначает Совет
федерации.
1.3. Правительство РФ разрабатывает
и представляет Государственной думе
федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение, а также представляет Госдуме
отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ обеспечивает
проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной
политики.
Правительство РФ является
важнейшим звеном стратегического управления
финансами государства. И одновременно
посредством Минфина и других соответствующих
федеральных ведомств осуществляет функцию
главного организатора, регулятора и координатора
деятельности по оперативному государственному
управлению финансами и кредитом.
2 Министерство финансов
Российской Федерации
Основные положения и сущность
функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и
ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся
раскрыть механизм реализации этих функций
и задач. А него возложены следующие задачи:
- разработка и реализация
единой государственной финансовой
политики;
- составление проекта
и исполнение государственного
бюджета;
- осуществление финансового
контроля за рациональным и
целевым расходованием бюджетных
средств и средств федеральных
бюджетных фондов;
- обеспечение устойчивости
государственных финансови осуществление
мер по развитию рынка.
Деятельность Министерства
финансов РФ определяется и регулируется
положением "О Министерстве финансов"
утвержденным постановление Правительства
РФ.
Согласно положению МФ РФ издает
в пределах своей компетенции на основе
законодательства РФ приказы, инструкции
и иные нормативные правовые акты.
Минфин проводит в своей компетенции
комплексные ревизии и тематические проверки
поступлений и расходования средств федерального
бюджета; контролирует в установленном
порядке рациональное и целевое использование
средств государственных внебюджетных
фондов и других федеральных средств.
Также органы министерства проводят документальные
проверки финансово-хозяйственной деятельности
организаций по заданиям правоохранительных
органов, организуют ревизии и финансовые
проверки в организациях по обращениям
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления.
Министерство финансов имеет
право:
- ограничивать, приостанавливать,
а в необходимых случаях и
прекращать в соответствии с
законодательством финансирование
из федерального бюджета организаций
при выявлении фактов нецелевого
использования ими средств федерального
бюджета;
- взыскивать в установленном
порядке с организации средства
федерального бюджета, израсходованные
ими не по целевому направлению,
с наложением штрафа;
- выдавать ссуды за
счет средств федерального бюджета;
- предоставлять отсрочки
(рассрочки) платежей по налогам
в федеральный бюджет;
- осуществлять лицензионную
деятельность.
В соответствии с положением
Министерство финансов для осуществления
своих полномочий может создавать в установленном
порядке свои территориальные органы.
Центральный аппарат Министерства
финансов включает следующие подразделения:
1) Департамент бюджетной
политики - составляет проект бюджета
и организует его исполнение.
2) Департамент отраслевого
финансирования - определяет направление
финансирования отдельных отраслей
промышленности, АПК, выделение инвестиций,
финансирование транспорта, связи.
3) Департамент межбюджетных
отношений - регулирует взаимоотношения
с бюджетами субъектов федерации.
4) Департамент управления
государственным внутренним долгом
- занимается эмиссией внутренних
государственных займов, выплатой
процентов и погашением.
5) Департамент управления
государственным внешним долгом
- производит выпуск внешних займов
и их погашение.
6) Департамент аудита - осуществляет
регламентацию и лицензирование
аудиторской деятельности, аттестацию
аудиторов, а также выполняет
функции упраздненного Контрольно-ревизионного
управления.
7) Департамент бухгалтерского
учета и отчетности - разрабатывает
методы, принципы и формы бухгалтерского
учета и отчетности, а также
нормативные документы по формам
учета и отчетности (План счетов,
формы бухгалтерского баланса
и отчет о прибылях и убытках
и др.)
8) и другие департаменты.
В составе Министерства финансов
на основании Указа президента РФ "О
Федеральном казначействе", Постановления
Правительства РФ "О Федеральном казначействе
Российской Федерации", утвердившим
Положение о нем действует Федеральное
казначейство РФ, которое представляет
собой единую централизованную систему.
Структура территориальных
органов казначейства является трехуровневой:
Главное управление федерального
казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный
систематический, полный и стандартизированный
учет операций и управление движением
средств на счетах казначейства, информирует
высшие законодательные и исполнительные
органы власти о результатах исполнения
федерального бюджета по доходам и расходам.
Руководит работой нижестоящих органов
казначейства, получает от них оперативную
информацию и отчетные данные о доходах
и средствах федерального бюджета и обеспечивает
исполнение ими бюджета в соответствии
с действующим законодательством.
Основными задачами органов
Федерального Казначейства являются:
-организация, осуществление
и контроль исполнение бюджета
РФ;
-управление доходами
и расходами бюджета на счетах
Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа единства
кассы;
- финансовое исполнение
государственных внебюджетных фондов;
- краткосрочное прогнозирование
объемов государственных финансовых
ресурсов и оперативное управление
ими;
- управление совместно
с Банком России государственным
внутренним и внешним долгом
и его обслуживание.
2.1Счетная палата РФ
Счетная палата является органом
государственного финансового контроля,
образуемым Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами счетной палаты являются:
-организация и осуществление
контроля за своевременным использованием
доходных и расходных статей
государственного бюджета, бюджетов
федеральных внебюджетных фондов
по объему и целевому назначению;
-определение эффективности
и целесообразности расходов
государственных средств и использования
средств федеральной собственности;
-финансовая экспертиза
проектов федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет
средств федерального бюджета, или
влияющих на формирование и
исполнение федерального бюджета,
или влияющих на формирование
и исполнение федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;
-регулярное предоставление
Совету Федерации и Государственной
думе информации о ходе исполнения
федерального бюджета и результатов
проводимых контрольных мероприятий.
2.2 Федеральная налоговая служба
Федеральная налоговая служба
(ФНС РФ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет иных обязательных платежей, а
также за производством и оборотом этилового
спирта, спиртосодержащей, алкогольной
и табачной продукции и за соблюдением
валютного законодательства Российской
Федерации в пределах компетенции налоговых
органов. Кроме того ФНС РФ:
- представляет в соответствии
с законом Российской
Федерации о несостоятельности
(банкротстве) интересы Российской Федерации
по обязательным платежам и (или) денежным
обязательствам;
- рассматривает уведомления
о проведении стимулирующих лотерей;
- осуществляет в установленном
порядке проверку деятельности юридических
лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских)
хозяйств в установленной сфере деятельности;
- осуществляет функции главного
распорядителя и получателя средств федерального
бюджета, предусмотренных на содержание
службы и реализацию возложенных на нее
функций;
- обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
- организует прием граждан,
обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение заявлений.
Глава
3. УПРАВЛЕНИЕ финансовой системОЙ России
3.1.Управление
финансовой системой государства и
задачи в области стабилизации финансовой
системы России в настоящее время