Проблемы управления финансами в России и пути их решения
Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:18, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является рассмотрение проблемы управления финансами в России и пути их решения. В соответствии с поставленной целью, в работе будут рассмотрены следующие цели: - Финансовая система: понятие и элементы; - Структура финансовой системы России. Эволюция и динамика развития ее звеньев - Основные методы и формы управления финансами
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ РОССИИ 1.Финансовая система, понятие и элементы……………………………....5 1.2 Структура финансовой системы России. Эволюция и динамика развития её звеньев………………………………………………………………………………9 ГЛАВА 2.УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ 2.1 Основные методы и формы управления финансами………………………...14 2.2 Органы управления финансами……………….………………………………22 ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ 3.1 Управление финансовой системой государства и задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящее время……………………………………………………………………….…29 3.2 Основные проблемы финансовой системы России и пути их решения………………………………………………………………………36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….43
Особая природа нефтегазовых
доходов определяет необходимость специального
режима управления ими, направленного
на обеспечение долгосрочной макроэкономической
стабильности. Ключевые задачи такого
управления состоят в поддержании устойчивого
уровня государственных расходов и частного
потребления на длительном временном
горизонте, а также предотвращении колебаний
таких макроэкономических показателей
как инфляция, обменный курс, величина
государственного долга, процентные ставки
на финансовых рынках.
Важный фактор, который необходимо
учитывать при оценке принципов бюджетной
политики на долгосрочную перспективу,
составляет предстоящее снижение бюджетных
поступлений из нефтегазового сектора
в результате следующих тенденций:
1) В ближайшие несколько
десятилетий физический объем
добычи и экспорта нефти и
газа будет намного уступать
темпам роста ВВП, составляя не
более 2% в год. Это приведет к
сокращению доли нефтегазового
сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития
России, указанная доля сокращается
с 25% в 2008 году до 14,9% в 2010 году. Тенденция
сокращения нефтегазового сектора
в ВВП продолжится и в последующие
годы.
2) Продолжение в среднесрочной
перспективе повышения курса
рубля (хотя и более медленными
темпами, чем в предыдущие годы).
3) Прогнозируемое снижение
цен на нефть с 63 долл. США в
2008 году и 56 долл.США в 2009 г. до 50 долл.США
в 2010 году.
В результате существенно сокращаются
нефтегазовые доходы федерального бюджета.
Планируемые нефтегазовые доходы федерального
бюджета составят: в 2008 году – 2 465,7 млрд.
рублей (7,07% к ВВП), в 2009 году и 2010 году 2385,8
млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей
(5,35% к ВВП) соответственно.
Согласно долгосрочному прогнозу,
к 2025 году поступления в федеральный бюджет
могут сократиться за счет перечисленных
факторов до уровня менее 4%ВВП. Выпадающие
доходы будут лишь в незначительной степени
компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых
доходов и планируемым повышением собираемости
налогов. Таким образом, ожидаемые доходы
федерального бюджета при нынешнем налоговом
законодательстве упадут с нынешнего
уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для
чего потребуется комплекс мер, связанных
с повышением налогового бремени, сокращением
расходов и резким наращиванием государственного
долга. Использование концепции «ненефтегазового
баланса бюджета» позволит обеспечить
стабильный уровень государственных расходов
вне зависимости от колебаний внешней
конъюнктуры и поддерживать долгосрочную
макроэкономическую устойчивость.
Величина Резервного фонда
составляет 10% ВВП, что позволит обеспечить
выполнение бюджетных обязательств при
снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США
в течение трех лет.
Величина Фонда будущих поколений
на начало 2011 года составит 1,3% ВВП.
При формировании проекта бюджета
учитывалось налоговое законодательство,
действующее на момент составления проекта
бюджета, а также одобренные основные
направления налоговой политики, предусматривающие
внесение изменений и дополнений в законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах,
вступающие в действие с 2008 года.
Формирование доходов федерального
бюджета на 2011 год и на период до 2013 года
осуществлялось на основе Бюджетного
послания Президента Российской Федерации
и планируемых изменений бюджетного законодательства
Российской Федерации, учитывало преобразование
Стабилизационного фонда Российской Федерации
в Резервный фонд и Фонд будущих поколений,
исходя из того, что формируемый Резервный
фонд будет обеспечивать устойчивость
бюджетных расходов независимо от конъюнктуры
сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих
поколений будет аккумулировать доходы
от нефти и газа, которые образуются в
результате превышения доходов от нефтегазового
сектора над отчислениями в Резервный
фонд и средствами, используемыми для
формирования расходов федерального бюджета.
Указанное выше разделение
потребовало иного структурирования доходов
федерального бюджета на нефтегазовые
и ненефтегазовые доходы.
При формировании нефтегазовых
доходов на 2011 год и на период до 2013 года
были учтены следующие перечисления: вопрос о механизмах
повышения эффективности работы федеральных
государственных служащих, в том числе
о возможности сокращения в течение трех
лет их численности в пределах 25 процентов,
оставив при этом до 55 процентов экономии
бюджетных средств в распоряжении федеральных
органов государственной власти.
Оценивая перспективы среднесрочного
развития российской экономики в целом,
следует отметить, что если парадигма
современной экономической политики не
изменится, то это неизбежно повлечет
за собой резкое снижение темпов роста
российской экономики (2,5-3,0% в год) вследствие
исчерпания потенциала восстановительного
роста и отсутствия импульсов для механизмов
самодействия. Остаточный потенциал восстановительного
роста, оцениваемый авторами в 5-6%, и 2-3-процентный
потенциал, генерируемый сделанными инвестициями,
будут исчерпаны в течение ближайших 1,5-2
лет. В лучшем случае, к этому может добавиться
3-4% потенциального прироста за счет снижения
налогового бремени, что, впрочем, далеко
не очевидно, поскольку в российской экономике
до сих пор отсутствуют механизмы трансформации
дополнительных доходов в эффективный
спрос.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система любого
государства включает в себя несколько
взаимосвязанных звеньев (институтов)
и органов. Наличие различных институтов
внутри финансовой системы объясняется
тем, что финансы обслуживают многообразные
потребности общества, охватывают своим
воздействием всю экономику страны и всю
сферу социальной деятельности в целом.
Исходя из этого, под финансовой системой
Российской Федерации следует понимать:
а) совокупность финансовых
институтов, каждый из которых способствует
образованию и использованию соответствующих
денежных фондов;
б) совокупность государственных
органов и учреждений, осуществляющих
в пределах своей компетенции финансовую
деятельность.
Совокупность финансовых институтов,
регулирующих создание, перераспределение
и использование фондов денежных средств,
образует финансовую систему, которая
отражает особенности развития государства
в условиях перехода к рынку.
Роль финансовой системы сводится
к правовому регулированию финансовых
отношений, т.е. с помощью финансовой системы
можно контролировать эффективность и
соответствие правовой формы экономическому
содержанию.
Главная цель развития финансовой
системы России на ближайшую перспективу
- рост массового финансирования. В настоящее
время российский финансовый сектор в
основном удовлетворяет лишь финансовые
потребности крупнейших предприятий.
Без надлежащего финансирования малого
и среднего бизнеса экономический рост,
конечно, возможен, однако сделать его
устойчивым нельзя.
Итак, мы можем сделать вывод:
финансовая система играет в жизни общества
настолько важную роль, что нарушение
ее функционирования может повлечь катастрофические
последствия для всей экономики. Поэтому
во всех странах она находится под жестким
контролем государства. Используя различные
методы, государство добивается такого
ее состояния, которое соответствует интересам
развития всей экономики, эффективному
решению постоянно возникающих экономических
задач.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Балабанов, А. И. Финансы:
Учебник. / А.И. Балабанов. - СПб: Питер, 2010.267с.
Лахтина, Т.А. О сущности финансовой
системы как элемента современного государства
// Финансовое право. -2009. -№4- С.24-26
Тосунян Г.А. Государственной управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004-23с.
Финансы. Денежное обращение.
Кредит.: Учебник/ Под редакцией Бабич А. М, Павловой
Л.Н. — М., 2009
Грязнова, А.Г. Проблемы усиления
воздействия государственных финансов
на экономику и социальную сферу России
// Финансы и кредит -2006.- № 25- С.2-4.