Проблемы управления финансами в России и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблемы управления финансами в России и пути их решения.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут рассмотрены следующие цели:
- Финансовая система: понятие и элементы;
- Структура финансовой системы России. Эволюция и динамика развития ее звеньев
- Основные методы и формы управления финансами

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ РОССИИ
1.Финансовая система, понятие и элементы……………………………....5
1.2 Структура финансовой системы России. Эволюция и динамика развития её звеньев………………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2.УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ
2.1 Основные методы и формы управления финансами………………………...14
2.2 Органы управления финансами……………….………………………………22
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ
3.1 Управление финансовой системой государства и задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящее время……………………………………………………………………….…29
3.2 Основные проблемы финансовой системы России и пути их решения………………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

ФИН.ПЕЧАТЬ2.docx

— 76.19 Кб (Скачать)

Сфера финансов государственные и муниципальные финансы состоит из двух звеньев:

- финансы государственного  бюджета 

- финансы внебюджетных  фондов 

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

         В сфере страховых отношений  каждое из звеньев,  представленное  особой отраслью  страхования,  подразделяется  по  видам  страхования.  В   составе государственных  финансов группировка  финансовых  отношений  внутри  звеньев осуществляется  в  соответствии  с   уровнем   государственного   управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

        Одним  из главных звеньев финансовой  системы  является  государственный  бюджет.  С  его  помощью   правительство   концентрирует   в   своих   руках значительную  часть  национального  дохода,  перераспределяемого  финансовыми  методами. В  этом  звене  сосредотачиваются  крупнейшие  доходы  и  наиболее  важные в  политическом  и  экономическом  отношении  расходы.  Бюджет  тесно

 связан с  другими  звеньями  финансовой  системы,  выступает  координирующим центром и  оказывает  им  необходимую  помощь  в  форме  бюджетных  дотаций, субсидий,  субвенций,  гарантий,  обеспечивая  более  или  менее  нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

        Еще  одним важным звеном  являются  местные  финансы,  роль  и  влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене  играют  местные  бюджеты, которые не входят в состав государственного  бюджета  и  имеют  определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат  проводником  социальной  политики центральных властей.

      Внебюджетные  фонды  управляются  непосредственно  центральными,  а  в отдельных  случаях местными властями. Наиболее  распространенными  источниками  формирования  этих  фондов   являются   налоги,   отчисления   из   бюджета, специальные взносы  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ

    1. Основные методы и формы управления финансами

 

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи  и единые приемы и способы управления.

 Конкретными методами  и формами управления финансами  служат:

  • финансовое планирование;

  • прогнозирование;

  • программирование;

  • финансовое регулирование;

  • оперативное управление;

  • финансовый контроль;

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. [3].

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность,  – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.  

 

Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование  предполагает применение различных методов:

  • построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;

  • корреляционно-регрессионный анализ;

  • метод экспертной оценки.

 

Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

  • установление приоритетов расходов по направлениям;

  • повышение эффективности расходования средств;

  • прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.

 

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

  • налоги и неналоговые платежи в бюджет;

  • финансовые льготы и санкции;

  • общие и целевые субсидии;

  • доходы и расходы внебюджетных фондов;

  • доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

 

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

 

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Финансовый контроль включает:

  • проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);

  • составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

  • эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

  • налоговый контроль.

Финансовый контроль преследует следующие задачи:

  • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

  • выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

Информация о работе Проблемы управления финансами в России и пути их решения