Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные международные финансовые организации: причины их
возникновения и основные функции……………………………………………………5
1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международныхэкономических
и финансовых организаций……………………………………………………………...5
1.2 Функции и направления деятельности основных международных
финансовых организаций………………………………………. ………………………12
Глава 2.Анализ финансового сотрудничества России с международными
финансовыми организациями …………………………………………………………..19
2.1 Структура и деятельность Мирового Банка………………………………………...19
2.2Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской
Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка ……………………………….21
Глава 3 Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными
валютно-финансовыми организациями………………………………………………...25
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными
финансовыми организациями…………………………………………………………..25
3.2 Пути совершенствования взаимодействия России с Международными
финансово-кредитными организациями на современном этапе ……………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. …………......35

Файлы: 1 файл

мой готовый!!.docx

— 103.98 Кб (Скачать)

Возникновение международных  финансовых институтов обусловлено  следующими причинами:

Усиление интернационализации  хозяйственной жизни, образование  ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

Развитие межгосударственного  регулирования мирохозяйственных  связей, в том числе валютно-кредитных  и финансовых отношений.

Необходимость совместного  решения проблем, нестабильности мировой  экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Создание этих межгосударственных институтов во многом диктуется необходимостью решения формально различных, но взаимосвязанных задач. С одной  стороны, процесс глобализации мирохозяйственных  связей высвечивает проблемы и противоречия, сохраняющиеся на национальном уровне между регулирующими функциями  государственных административных органов и потребностями беспрепятственного развития национальных производительных сил. В этом плане межгосударственные институты, а также согласованные  правовые нормы, лежащие в их основе, препятствуют попыткам нарушения конкурентной среды на национальном уровне.

С другой стороны, многосторонние организации  являются теми механизмами, в рамках которых представители национальных администраций стран-участниц могут  вести переговоры о взаимном устранении препятствий на уровне межгосударственных отношений. Иными словами, деятельность международных организаций позволяет "расчищать" дорогу процессам  глобализации как на национальном, так и международном уровнях. Многостороннее регулирование мирохозяйственных связей постоянно развивается и совершенствуется. Расширение сфер сотрудничества между государствами, усложнение мировой экономической системы, прежде всего, предполагало изменение функций и структуры международных организаций, а также совершенствование форм, методов и механизмов самого многостороннего регулирования. Часть организаций, исчерпав потенциал, прекращала существование или трансформировала свою деятельность. В то же время по мере необходимости учреждались новые международные институты[3,c.209].

Так, появление на международной  арене значительного количества новых развивающихся стран, необходимость  координации внешнеэкономической  политики между ними и развитыми  государствами привели к образованию  Международной ассоциации развития (МАР) и Международной финансовой корпорации (МФК). Кризисные потрясения мировой экономики начала 70-х  гг. потребовали создания своеобразного  оперативного штаба по чрезвычайным мерам — "Группы 7". Постепенно ее совещания трансформировались из неформального института в организованную систему, имеющую многие черты международных  межправительственных организаций. По существу, она стала главным звеном механизма межгосударственного  регулирования экономики, способным  координировать и направлять работу других его звеньев.

Несомненно, ключевыми элементами многостороннего механизма регулирования  мировой экономики являются МВФ  и Всемирный банк.

Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения  финансовых ресурсов странами-участниками  для решения определенных задач  в области развития мировой экономики[1c.306].

 Этими задачами могут  быть:

  • операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
  • межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
  • инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты)
    • инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)
    • благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

Для осуществления своих  функций, международные финансовые организации используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

Международные организации  создаются государствами совместно. Процесс создания международной  организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции  для выработки и принятия текста договора. Его наименование может  быть различным, например, статус, устав (ООН), конвенция.

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые  подготавливают проекты правил процедуры  будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов  завершает мероприятия по созданию международной организации.

Значительное развитие международные  финансовые организации получили во второй половине XX в. Например, со временем одними из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавшие группу Всемирного банка в составе еще трех международные финансовые организации. Вместе они существенно потеснили коммерческих кредиторов, одновременно «привив» властям соответствующих государств вкус к дешевым заимствованиям, над задачей обслуживания и погашения которых придется думать, вероятно, не должникам, а последующим поколениям.

Кроме того, система пополнилась  региональными банками развития, в частности Межамериканским  банком развития (МАБР) (1959 г., Вашингтон, США) и Азиатским банком развития (АзБР) (1965 г., Манила, Филиппины) Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) (1990 г., Лондон, Великобритания). По своим денежным потокам, включая взносы стран-членов в капитал и различные программы, и расходам, как на возвратной основе, так и на свои административно-хозяйственные цели система международных финансовых организации оказалась сравнима с бюджетами ряда стран «большой семерки». Но все это происходило без участия СССР.

В середине 80-х гг. под  воздействием своих главных акционеров, увидевших готовность СССР пересмотреть прежнюю политику, МВФ и МБРР начали контакты с СССР. Их высшие чиновники обращались к руководству СССР с посланиями, встречались с ним в 1985-1990 гг., уже было понятно: момент вступления СССР приближается. В то время СССР в поисках заимствований, естественно, обратил свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 г. советская делегация участвовала в качестве наблюдателя в их ежегодном собрании. На саммите стран «большой семерки» и СССР в Лондоне (1991 г.) было поддержано вступление СССР в МВФ и группу Всемирного банка. В это же время СССР подал официальные заявки о приеме в эти организации, однако вступление не состоялось - СССР распался. Лишь в учреждении одной из международных финансовых организаций совместно с десятками других стран СССР успел принять участие - в Европейском банке реконструкции и развития.

Россия унаследовала от СССР богатый опыт наблюдения за работой  международных финансовых организаций, скромный - их учреждения и участия  в них, а именно - в Международный  банк экономического сотрудничества (МБЭС), Международный инвестиционный банк (МИБ) и Европейский банк реконструкции  и развития (первый и второй оказались  обременены большой и частично безнадежной  дебиторской и значительной кредиторской задолженностью).

В середине 1992 г. Россия поставила  свою подпись под учредительными документами МВФ и МБРР (официальные  заявки на вступление в них Россия подала еще в начале января 1992 г.), став в 1992-1993 гг. членом организаций, входящих в МВФ и группу Всемирного банка.

Выбора не было: кредиторы  оказались не склонны продолжать предоставлять России средства в  прежних (или нужных) объемах иначе, как через международные финансовые организации, а облегчение долгового  бремени могло осуществляться при  отсутствии собственных ресурсов и  при наличии программ, поддерживаемых МВФ.

Россия стала членом системы  международных финансовых организаций, когда та уже сложилась. В 1993 г. Россия инициировала создание еще одной  международной финансовой организации - Межгосударственного банка (МГБ) (Москва, Россия), активно поддержала учреждение в 1994 г. другого - Черноморского банка  торговли и развития (ЧБТР) (Салоники, Греция). В 1996 г. она присоединилась к Банку международных расчетов. Официально было заявлено о намерениях присоединиться к Межамериканскому банку развития и Азиатскому банку развития, что не было подкреплено конкретными действиями. Основные усилия были направлены на развитие отношений с бреттон-вудскими институтами.

В результате, если в довоенные  годы существовал лишь Банк международных  расчетов в Базеле (Швейцария), то в  настоящее время функционирует  целая система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).

Радикальные изменения в мировом  хозяйстве на рубеже 80-90-х годов  привели к необходимости адаптации  международных валютно-кредитных  и финансовых организаций к новым  условиям деятельности. Существенна  роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов  в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает  перед ней более широкие возможности  привлечения финансовых ресурсов, необходимых  для реформирования экономики.

 

1.2 Функции и  направления деятельности основных  международных финансовых организаций

Международные финансовые организации  – это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных  экономических отношений, для развития сотрудничества и обеспечения стабильности всемирного хозяйства[4, 364].

К таким организациям относятся:

Международный валютный фонд (МВФ) был создан на международной  валютно-финансовой конференции в  Бреттон-Вудсе (США) в 1944г. Штаб-квартира МВФ и МБРР находится в Вашингтоне – столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. МВФ был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла статьи соглашения МВФ, которые исполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г., практическую деятельность фонд начал в мае 1946г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г.

По мере эволюции мировой  валютной системы, а также трансформации  деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия  поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма  специальных прав заимствования (СДР  – аббревиатура от английского SDR (Special Debt Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов[13].

Основные функции МВФ:

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитация
  • стабилизация денежных обменных курсов

Официальные цели МВФ:

1) «способствовать международному  сотрудничеству в валютно-финансовой  сфере»;

2) «содействовать расширению  и сбалансированному росту международной  торговли» в интересах развития  производственных ресурсов, достижения  высокого Уровня занятости и  реальных доходов государств-членов;

3) «обеспечивать стабильность  валют, поддерживать упорядоченные  отношения валютной области среди  государств-членов» и не допускать  «обесценения валют с целью  получения конкурентных преимуществ»;

4) оказывать помощь в  создании многосторонней системы  расчетов между государствами-членами,  а также в устранении валютных  ограничений;

Информация о работе Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями