Платежеспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 01:34, дипломная работа

Краткое описание

Кризисные явления, характерные для экономики Украины в последнее время стали причиной совершенного нового подхода к политике управления предприятиями. Собственникам, руководителям и менеджерам отечественных предприятий приходится постоянно принимать управленческие решения и целью этого процесса является стремление пережить сложившуюся ситуацию, получить достаточную величину прибыли для финансирования текущей деятельности и обеспечения возможностей роста. Решать производственные и финансовые задачи на сегодняшний день, действуя методом «проб и ошибок», зачастую интуитивно, становится все труднее и труднее. Грамотно управлять предприятием, а особенно его финансовой составляющей, полагаясь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже не достаточно.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….….....5
1. Платежеспособность как объект финансового управления на предприятии……………......7
1.1. Сущность, виды и основные характеристики платежеспособности предприятия…7
1.2. Система показателей для оценки платежеспособности предприятия……………..11
1.3. Роль управления платежеспособностью в системе обеспечения финансовой стабильности предприятия………………………………………………….…………………….16
1.4. Краткая характеристика состояния платежеспособности предприятий Украины в настоящие время……………………………………………...……………………………………21
2. Анализ платежеспособности предприятия ООО «КОМПАСС»………………………........27
2.1. Информационная, методологическая база анализа………………………………....27
2.2. Оценка текущей платежеспособности……………………………………………….34
2.3. Оценка перспективной платежеспособности и прогнозирование банкротства предприятия………………………………………………………………………………….….42
2.4. Оценка структуры капитала предприятия………………………………….………47
3. Выработка политики управлением платежеспособностью предприятием ООО «КОМПАСС»………………………………………………………………………………….…...55
3.1. Сущность политики управления платежеспособностью предприятия……….…55
3.2. Оценка существующей системы управления платежеспособностью……..…….57
3.3. Формирование оптимальной структуры капитала…………………………...……58
3.4. Методика мониторинга и поддержания текущей и перспективной платежеспособности……………………………………………………………………………….64
4. Исследование существующих методик диагностики банкротства предприятия………….68
5. разработка учебно-методических материалов для преподавания финансовых дисциплин для изучения темы «Платежеспособность предприятия»…………………………..…………76
Заключение…………………………………………..……………………………………..………87
Список использованных источников……………………………………………………..………91
Приложение А – Баланс.
Приложение Б – Отчет о финансовых результатах.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 248.06 Кб (Скачать)

 

По таблице  можно исследовать размещение средств  в имуществе предприятия, динамику стоимости и состава имущества и его структуру.

По данным таблицы 2.5 можно проследить динамику изменения стоимости всего имущества предприятия и его составляющих за год и дать оценку влияния отдельных видов имущества на увеличение или снижение стоимости всего имущества (горизонтальный анализ). При этом следует иметь в виду, что на изменение показателей влияют результаты переоценки имущества и инфляция.

Более высокий  темп прироста оборотных (мобильных) средств по сравнению с внеоборотными (иммобилизованными) определяет тенденцию к ускорению оборачиваемости всей совокупности средств (имущества) предприятия.

Таблица также позволяет дать оценку структуры  имущества и ее изменения за год (вертикальный анализ).

 

3 Выработка политики управлением платежеспособностью предприятием ООО  «КОМПАСС»

 

3.1 Сущность политики управления платежеспособностью предприятия

 

Управление платежеспособностью  предприятия в условиях рынка  является одним из основных направлений  управленческой деятельности. Эффективное  управление платежеспособностью предприятия  позволяет хозяйствующему субъекту оперативно решать задачи выживания  в условиях конкурентной борьбы и  иметь возможность своевременно и в необходимом объеме получения  и погашения заемных средств. Высокий уровень платежеспособности предприятия дает возможность максимизировать  его прибыль и рентабельность деятельности, за счет привлечения  дополнительных источников финансирования. Все это повышает стоимость самого предприятия, обеспечивает его инвестиционную привлекательность и надежную перспективу.

Хозяйствующие субъекты должны строить  свою систему управления платежеспособностью  таким образом, чтобы обеспечить предприятию достаточный объем  свободных финансовых ресурсов, позволяющих  своевременно и в полном объеме финансировать  все текущие потребности предприятия.

Для оперативного внутреннего анализа  текущей платежеспособности, ежедневного  контроля за поступлением средств от продажи продукции, погашения дебиторской  задолженности и прочими поступлениями  денежных средств, а также для  контроля за выполнением платежных  обязательств перед поставщиками, банками  и прочими кредиторами составляется платежный календарь, в котором, с одной стороны, подсчитываются наличные и ожидаемые платежные  средства, а с другой – платежные  обязательства на этот же период (1,5, 10, 15 дней, 1 месяц).

Оперативный платежный календарь составляется на основе данных об отгрузке и реализации продукции, о закупках средств производства, документов о расчетах по оплате труда, на выдачу авансов работникам, выписок со счетов банков и других.

Для определения текущей платежеспособности необходимо платежные средства на соответствующую  дату сравнить с платежными обязательствами  на эту же дату. Идеальный вариант, если соотношение платежных средств  и платежных обязательств будет  составлять единицу или немного  больше.

Платежный календарь обеспечивает ежедневный контроль поступления и  расходования денежных средств, позволяет  синхронизировать положительные и  отрицательные денежные потоки, определить приоритетность платежей по степени  их влияния на финансовые результаты. Таким образом, он является важным инструментом оперативного управления текущей платежеспособностью предприятия.

Кроме составления платежного календаря  финансовые менеджеры предприятия  могут разрабатывать мероприятия  по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

В число мероприятий по ускорению  привлечения денежных средств в  краткосрочном периоде может  входить:

– обеспечение частичной и полной предоплаты за продукцию (услуги) пользующуюся большим спросом на рынке;

– сокращение сроков предоставления товарного кредита;

– увеличения размера ценовых скидок для реализации продукции за наличный расчет;

– ускорение инкассации просроченной дебиторской задолженности;

– использование современных форм реинвестирования дебиторской задолженности (учета векселей, факторинга, форфейтинга).

В число мероприятий по замедлению выплат денежных средств в краткосрочном  периоде могут входить:

– увеличение согласованности с поставщиками сроков предоставления предприятию товарного кредита;

– использование флоута (периода прохождения выписанных платежных документов до их оплаты) для замедления инкассации собственных платежных документов;

– приобретение долгосрочных активов на условиях лизинга;

– реструктуризация полученных кредитов путем перевода краткосрочных в долгосрочные.

Но поскольку данные мероприятия, повышая уровень абсолютной платежеспособности предприятия в краткосрочном  периоде, могут создать проблемы дефицитности денежных потоков в  будущем, то параллельно должны быть разработаны меры по сбалансированности дефицитного денежного потока в  долгосрочном периоде.

В число мероприятий по ускорению  привлечения денежных средств в  долгосрочном периоде может входить:

– дополнительная эмиссия акций;

– дополнительный выпуск облигационного займа;

– привлечение долгосрочных кредитов;

– продажа части долгосрочных финансовых вложений;

– продажа или сдача в аренду неиспользуемых видов основных средств.

В число мероприятий по замедлению выплат денежных средств в долгосрочном периоде могут входить:

– снижение суммы постоянных издержек предприятия;

– сокращение объема реальных инвестиций;

– сокращение объема финансовых инвестиций;

– передача в муниципальную собственность объектов соцкультбыта.

Кроме перечисленных мероприятий  повысить платежеспособность предприятия  можно путем:

– снижения суммы постоянных издержек предприятия;

– снижения уровня переменных издержек;

– проведения эффективной налоговой политики;

– использование методов ускоренной амортизации;

– продажи неиспользуемых видов основных средств, нематериальных активов и запасов.

 

3.2 Оценка существующей системы управления платежеспособностью

Оценка системы управления платежеспособностью предприятия за период представляет собой управление финансово-экономическим состоянием предприятия на основе учета трех важнейших факторов — дохода, имущества и финансовых ресурсов. Все эти три составляющих платежеспособности непосредственно проходят этапы образования, распределения и использования.

Оценка  системы управления платежеспособностью  осуществляется на основе характеристики политики управления ликвидностью текущих  активов, т.е. времени, необходимого для  превращения их в денежную наличность. Понятия платежеспособности и ликвидности  очень близки, но второе более емкое.

В управлении платежеспособностью различают  несколько теорий.

По первой теории ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности. Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. Однако она зависит не только от ликвидности баланса, но и от ряда других факторов. К их числу относятся: политическая и экономическая ситуация в стране или регионе, состояние денежного рынка, развитие рынка ценных бумаг,  совершенство законодательства, обеспеченность собственным капиталом, надежность клиентов и партнеров, уровень менеджмента. Одновременно указанные факторы влияют прямо или косвенно на ликвидность баланса, а также находятся в определенной взаимосвязи друг с другом.

По второй теории под платежеспособностью понимают надежность, то есть способность в любой ситуации на рынке, а не в соответствии с наступающими сроками платежей выполнять взятые на себя обязательства.

Надежность  предприятия зависит от множества  различных факторов. Существуют внешние  и внутренние факторы, влияющие на управление платежеспособностью предприятия. Внешние факторы влияют на внутренние, как бы проявляют себя через них, изменяя количественное выражение  последних. Однако если структура «собственный капитал — заемный капитал» имеет  значительный перекос в сторону  долгов, то коммерческая организация  может обанкротиться, если сразу  несколько кредиторов неожиданно потребуют  возвратить свои деньги в «неустановленное»  время.

Ко внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на предприятие, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также форс-мажорные обстоятельства.

К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля проводимой деятельности.

Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинации на надежность предприятия характеризуется рисками.

Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих операций). Риски появляются в результате несоответствия прогнозов реально развивающимся событиям.

Риски очень  сложно классифицировать по факторам, их вызывающим, так как их проявлению способствует воздействие совокупности различных как внешних, так и  внутренних факторов.

Предприятия управляют своей платежеспособностью  при помощи методов распознавания, оценки и контролирования риска  потери ликвидности и платежеспособности.

 

3.3 Формирование оптимальной структуры капитала

Основным  источником финансирования является собственный  капитал (рис. 3.1). В эго состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд накопления, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования  и др.).


Рисунок 3.1 - Состав собственного капитала предприятия, [13,с.12].

Уставный  капитал – это сумма средств  учредителей для обеспечения  уставной деятельности. На государственных  предприятиях – это стоимость  имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного  хозяйственного ведения; на акционерных  предприятиях – номинальная стоимость  акций; для общества с ограниченной ответственностью, как в нашем случае, – сумма долей собственников; для арендного предприятия – сумма вкладов его работников и т. д.

Уставный  капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в уставный капитал  могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и нематериальных активов. Величина уставного капитала объявляется при регистрации  предприятия, и при корректировки  его величины требуется перерегистрация  учредительных документов.

Добавочный  капитал как источник средств  предприятия образуется в результате переоценки имущества или продажи  акций выше их номинальной стоимости, а также в результате присоединения  части нераспределенной прибыли, оставшейся в распоряжении организации, в размере, направленном на капитальные вложения.

К средствам  специального назначения и целевого финансирования относятся безвозмездно полученные ценности от физических и  юридических лиц, а также безвозвратные  и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся на бюджетном  финансировании.

Основным  источником пополнения собственного капитала является прибыль предприятия (рис. 3.2).

Если  предприятие убыточное, то собственный  капитал уменьшается на сумму  полученных убытков. Значительный удельный вес в составе внутренних источников занимают амортизационные отчисления от используемых собственных основных средств и нематериальных активов. Они не увеличивают сумму собственного капитала, а являются средством его реинвестирования. К прочим формам собственного капитала относятся доходы от сдачи в аренду имущества, расчеты с учредителями и др. Они не играют заметной роли в формировании собственного капитала предприятия.

Основной  долей в составе внешних источников формирования собственного капитала является дополнительная эмиссия акций. Государственным  предприятиям может быть оказана  безвозмездная помощь со стороны  государства. К числу прочих внешних  источников относятся материальные и нематериальные активы, передаваемые бесплатно физическими и юридическими лицами в порядке благотворительности.

 


Рисунок 3.2 - Источники формирования собственного капитала предприятия

Заемный капитал – это кредиты банков и финансовых компаний, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).

По целям  привлечения заемные средства подразделяются на следующие виды:

- средства, привлекаемые для воспроизводства  основных средств и нематериальных  активов;

Информация о работе Платежеспособность предприятия