Планирование и распределение прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

В нынешних экономических условиях международного финансового кризиса крайне важно успеть перестроиться на новые темпы и условия работы производства: сократить издержки, пересмотреть политику реализации товаров, запланировать уменьшение прибыли предприятия. Грамотное планирование и умелое распределение полученной прибыли позволит остаться на плаву и пережить с малыми потерями тяжелую ситуацию на рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике………………………........5
1.1. Классификация прибыли…………………………………………………….5
1.2. Роль прибыли в экономике…………………………………………………..7
1.3. Государственное влияние на стимулирующую функцию прибыли………9
Глава 2.Методы планирования прибыли……………………………………....11
2.1. Метод прямого счета………………………………………………………..11
2.2.Аналитический метод……………………………………………………….13
2.3. Метод на основе эффекта операционного рычага………………………...16
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии…………18
3.1. Основные принципы распределения прибыли……………………………18
3.2. Направления использования прибыли…………………………… .……...19
Расчетная часть…………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ по финансы организаций.doc

— 521.50 Кб (Скачать)

     Поэтому обычный средний размер нормы  прибыли (до вычета налогов) в реальном секторе производства составляет 10-15%, реже - 20%. Превышение указанной величины означает явное увеличение в норме прибыли чрезмерного выигрыша компаний либо от очень благоприятной конъюнктуры, либо от реализации их хотя бы частичной монопольной власти над рынком, либо от того и другого. Более низкая норма прибыли обычно связана с неблагоприятной экономической конъюнктурой или ошибками в коммерческой политике фирм.

     Примерно  треть общей массы прибыли  акционерных компаний изымается  в виде различных налогов на прибыль. Оставшаяся после вычета налогов прибыль акционерных компаний распадается на две части: прибыль, распределяемая на дивиденды, нераспределенная прибыль, остающаяся в распоряжении компаний. Распределение прибыли акционерных компаний (после вычета налогов) на эти две части в странах с развитой рыночной экономикой происходит примерно поровну. 

     Прибыль, и прежде всего прибыль акционерных  компаний, составляющих основную, если не преобладающую часть производства в ведущих отраслях стран с развитой рыночной экономикой, обеспечивает значительную долю финансовых и инвестиционных нужд этих компаний (включая и привлечение через систему дивидендов огромных финансовых средств для пополнения акционерного капитала). Именно здесь прибыль выступает в качестве решающего стимула и основы частнопредпринимательской деятельности в рыночной экономике.

     Соответственно  через рост всей рыночной экономики  обеспечивается формирование и других доходов, в том числе и крупнейшего из них - заработной платы. 

МЕТОДЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 

      Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием  предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность фирмы. 
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом. 
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

    • прибыль от продажи продукции и товаров;
    • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
    • прибыль от реализации основных средств;
    • прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
    • прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
    • прибыль (убыток) от прочих операций.

      Основными методами планирования прибыли являются:

  • метод прямого счета;
  • аналитический метод;
  • метод на основе эффекта операционного рычага. [9, с.60]
 

      МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА 

      Данный  метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.

      Расчету прибыли предшествует определение  выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года. 
Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

      П = (О × Ц) - (О × С),

где О  — объем выпуска продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении;

   Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

   С — полная себестоимость единицы продукции.

      Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

      Птп = Цтп - Стп,

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

      Следует отличать плановый размер прибыли в  расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

      Прп = Врп - Срп,

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

   Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

      Более детально прибыль от объема реализуемой  продукции в плановом периоде  определяется по формуле:

      Прп = Пон + Птп - Пок,

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

   Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

   Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

      Данная  методика расчета применима для  укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

      Расчет  прибыли методом прямого счета  прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.  

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД 

     Аналитический метод планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

  1. определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  2. исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;
  3. учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.
 

          При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

     План  по прибыли на следующий год разрабатывается  в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал). 
Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового.

     На  основе найденного таким образом  уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планового года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции. 
Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планового года. 
На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли. [10,с.205]

     При прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль. 
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также внереализационные доходы (расходы), 
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера — для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

     Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных  доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и др.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также прочих доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.[11,с.229] 

МЕТОД НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТА ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА

 

     Этот  метод планирования базируется на принципе разделения затрат на постоянные и  переменные. С помощью этих данных рассчитывается материальная прибыль. Для коммерческих предприятий очень  важно определить порог окупаемости  затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы не получая прибыли и без убытка.

     Метод разделяет затраты на условно-постоянные, и условно-переменные, и рассчитывает маржинальную прибыль. Последнюю так же называют "валовая прибыль", "маржинальный доход", "предельный доход". Из выручки от реализации продукции вычитают условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат - прибыль или убыток.

     Точкой безубыточности является такой объем выручки при котором предприятие не получаем ни прибыли, ни убытка.

     Маржинальная прибыль / Прибыль = Сила воздействия операционного рычага

       
 
 

     Рис. № 1.

     Точка безубыточности

Прямые 1-3 показывают зависимость переменных и постоянных затрат, а также выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости. После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли