Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:22, курсовая работа
Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.
Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. История развития, сущность, цели, задачи финансового контроля…6
1.1 История развития финансового контроля в РФ……………………………..6
1.2 Сущность, цели, задачи, финансового контроля………………………...….9
Глава 2. Федеральное казначейство Российской Федерации как основной орган финансового контроля……………………………………………………12
2.1 Исторический аспект деятельности казначейства России………………..12
2.2 Анализ деятельности Федерального казначейства Российской Федерации за 2011- 2012гг…………………………………………………………………...22
Глава 3. Перспективы развития финансового контроля………………………36
3.1 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ…36
3.2 Пути развития финансового контроля в РФ………………………………37
Заключение……………………………………………………….…………..… 40
Список использованной литературы…………………………………...............43
Финансовый контроль дифференцируется в зависимости от2:
субъектов контроля;
времени осуществления контроля;
методов проведения контроля;
степени охвата материала;
характера материала, на основе которого осуществляется контроль.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают3:
государственный финансовый контроль;
внутрихозяйственный финансовый контроль;
общественный финансовый контроль;
независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый
контроль реализуется через
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления.
Объектом ведомственного контроля являются производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.
Финансовый контроль
негосударственной сферы
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами и т.д.)
Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. Его осуществляли на добровольной и безвозмездной основе отдельные лица или группы специалистов. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы. Так, например, разгосударствление вызвало к жизни такие формы финансового контроля, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.
Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
Глава 2. Федеральное казначейство Российской Федерации как основной орган финансового контроля
2.1 Исторический аспект деятельности казначейства России
В XV в., период правления на Руси Ивана III (1462-1505 гг.) обозначился переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному управлению. Появились первые государственные учреждении русского средневековья - казенные дворы. Они стали началом системы централизованного управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли так называемые приказы - службы, которые ведали государственными доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах.
Приказная система управления просуществовала до конца XVII века.
В XVII в по указу царя Алексея Михайловича был образован Счетный приказ - высший финансово-контрольный орган. Приказы учреждены были не только в столице, но и в разных территориях.
В Счетный приказ поступали недоимки прошлых лет и остатки от ассигнованных по разным ведомствам сумм со всего государства. Однако система была сложной и запутанной: единых правил составления смет не существовало, итоговый бюджетный баланс не подводился, контроль исполнения отсутствовал.
В период царствования Петра I (1682-1725 гг.) старые приказы обветшали, в их деятельности стали проявляться бесконтрольность и произвол. Поэтому он кардинально реформировал систему государственного управления: распустил Боярскую Думу и образовал первую коллегиальную организацию на Руси – сенат. Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными из них были три: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам. Высшим органом финансового управления в стране стал сенат.
Кроме того, государство было разделено на 45 провинций, во главе каждой поставлены воеводы, а при них - территориальные представители финансовых коллегий: камерир и рентмейстер (или казначей). Казначей принимал поступавшие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или "рентарея", состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.
Реформа, таким образом, вместо прежней приказной, ввела новую - коллегиальную систему управления.
В эпоху же правления императрицы Елизаветы Петровны, несмотря на внешне благополучное состояние государственных финансов, доходы и расходы не поддавались даже приблизительному учету. Происходит постепенное разрушение созданной при Петре 1 системы государственных учреждений, ведавших финансами.
В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) значение Сената снизилось. Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 г правового акта "Учреждения для управления губерний Российской Империи". Согласно этому документу в каждой губернии создаются казенные палаты, которые, по сути, начинают выполнять функции представительств финансовых органов на местах. Устанавливаются и штаты соответствующих чиновников. Губернии теперь делятся на уезды и в каждом уезде - свой уездный казначей - финансовый чиновник низшего звена, назначаемый на эту должность на 3 года. Одновременно были упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный бюджет (табель государственных доходов и расходов). А в конце столетия, в период правления Павла I, учреждается должность государственного казначея. С этого времени управление финансами государства становится самостоятельным и централизованным.
Александр I (1801-1825 гг.) вносят в финансовую систему государства кардинальные изменения. В 1802 г. подписывается манифест "Об учреждении министерств". В соответствии с манифестом, наряду с другими министерствами, создается и министерство финансов, структура и сферы компетенции которого были разработаны к 1811 г. Некоторое время параллельно министерству сохраняет свое существование государственное казначейство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, остаточных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов. В 1821 году, в результате министерской реформы, ведомство Государственного казначея было включено в состав Министерства финансов и получило название – Департамент Государственного казначейства.
При Николае I (1825-1855 гг.) в 1837 г. полномочия всех уездных казначеев были унифицированы единой инструкцией, в которой были точно определены предметы их деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм и т.д.
Александр II (18855-1881 гг.) провел реформирование финансовой системы страны. В это время воплощаются в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. В мае 1862 г. были утверждены “Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных Управлений”. Государственная роспись доходов и расходов впервые объявляется открытой и подлежащей опубликованию. Кроме того, происходит централизация финансовых ресурсов: вводится единство кассы, и, соответственно, меняется технология исполнения бюджета. Кассы Министерства финансов должны были, с одной стороны, соединить все поступающие государственные доходы, с другой – производить государственные расходы непосредственно выдавая их прямым кредиторам казны.
В 1872 г. была издана единая для всех казначейств Империи инструкция о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылке сумм казначействами; о выплате пенсий и пособий как единовременных, так и постоянных; о выдаче казначействами процентов по ценным бумагам. Изменения в организации казначейств заключались в том, что они были освобождены от сведения сметного счетоводства по приходу сумм государственных доходов. Не входило в их функции также ведение отчетности по этим доходам, ведение книг по недоимкам и составление массы срочных сведений об оборотах сумм Государственного казначейства.
Реформы 60-70-х годов оказали непосредственное влияние на весь строй финансового управления в России. Они позволили качественно оформить государственный контроль над бюджетными средствами и привели к упрочнению места казначейства в финансовой системе империи. Принцип единства кассы закрепил возросшую роль налогов в формировании бюджета и регулирующую функцию бюджетно-налоговой политики в экономике. Была решена проблема территориальной неравномерности распределения поступлений и платежей. Министерство финансов получило возможность использования излишков средств, полученных в одних кассах, для покрытия недоимок в других. А государственное казначейство стало существовать как единая система исполнительных органов власти.
В царствование императора Александра Ш (1881-1894 гг.) центральные учреждения Министерства финансов с формальной стороны не испытали преобразований.
В царствование последнего императора Николая П (1894-1917 гг.) были проведены структурные и качественные изменения в деятельности Министерства финансов и, в частности, в Департаменте государственного казначейства. По причине увеличения приходно-расходных статей, и в связи с ростом числа отдельных счетов в бухгалтерских книгах казначейств, в 1890 г. произошло значительное возрастание штатов и изменение структуры казначейств.
В 1896 г. происходит официальное слияние казначейских касс с банковскими, и органы казначейства начинают оказывать банковские услуги населению. Число казначейских услуг быстро растет. И к концу века в добавление к основным банковским операциям казначейства начинают активно работать и с ценными бумагами - занимаются инкассированием векселей, учтенных учреждениями государственного банка, и покупкой-продажей 4% государственной ренты.
С 1899 г. казначействам также предписывается распределять в определенном процентном соотношении между государственной казной и земствами поступающие поземельные сборы. Это свидетельствует о развитии принципа самостоятельности местных бюджетов, которые являются независимыми от центральной власти. Распоряжаются ими органы местного самоуправления.
К 1900 г в России насчитывалось 728 казначейств. Все они состояли в ведомстве департамента государственного казначейства и подчинялись соответствующим казенным палатам. Последние сами по себе никаких доходов не собирали и денежных средств не хранили, а лишь осуществляли надзор и контроль над деятельностью казначейств. Личный состав казначейств определялся особыми штатами и распоряжениями министра финансов.
В начале XX в значение казначейства еще более усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства и усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Для успешного выполнения функций казначейства в этих условиях Министерством финансов была разработана и утверждена 7 мая 1915 года “Инструкция казначействам” состоявшая из 981 статей и вобравшая в себя всю полноту и детализацию действий и операций казначейств. Она давала широкие полномочия казначействам по управлению приходными суммами, производством государственных расходов и сопутствующих им кассовых действий, хранению ценностей, счетоводству и отчетности по государственным доходами расходам, специальным средствам и депозитам. Это по сути дела были наставления по процедурам приема государственных доходов, производству государственных расходов, кассовых действий, счетоводства и отчетности.
Департамент государственного казначейства был основным в системе Министерства финансов России. Предметами ведения казначейств в то время были:
прием и хранение всех принадлежащих государственному казначейству доходов;
производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;
выдача промысловых
счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;
банковские операции:
открытие текущих счетов,
размен денег,
уплата процентов по купонам,
перевод денег.
Казначейство активно
Революцией 1917 г. был завершен этап казначейского исполнения государственного бюджета. Постановлением правительства в октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы. Завершился этот процесс в 1926 г. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных изменений просуществовала весь советский период развития государства.
Банковская система исполнения бюджета сохранилась и в первые годы после провозглашения суверенитета Российской Федерацией.
Банковская система исполнения федерального бюджета.
При банковской системе исполнения бюджета по доходам основными участниками процесса являются: налогоплательщики, банки, налоговые органы, Центральный банк и Минфин. Средства налогоплательщиков поступают на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центробанком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация в эти же сроки поступала в Минфин. В отчетности Центробанка не предусматривалась детализация доходов в соответствии с бюджетной классификацией, в ней выделялись лишь основные источники доходов.
Информация о работе Перспективы развития финансового контроля