Перспективы развития финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.
Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. История развития, сущность, цели, задачи финансового контроля…6
1.1 История развития финансового контроля в РФ……………………………..6
1.2 Сущность, цели, задачи, финансового контроля………………………...….9
Глава 2. Федеральное казначейство Российской Федерации как основной орган финансового контроля……………………………………………………12
2.1 Исторический аспект деятельности казначейства России………………..12
2.2 Анализ деятельности Федерального казначейства Российской Федерации за 2011- 2012гг…………………………………………………………………...22
Глава 3. Перспективы развития финансового контроля………………………36
3.1 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ…36
3.2 Пути развития финансового контроля в РФ………………………………37
Заключение……………………………………………………….…………..… 40
Список использованной литературы…………………………………...............43

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансовый Контроль.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. История развития, сущность, цели, задачи финансового контроля…6

1.1 История развития финансового  контроля в РФ……………………………..6

1.2 Сущность, цели, задачи, финансового контроля………………………...….9

Глава 2. Федеральное казначейство Российской Федерации как основной орган финансового контроля……………………………………………………12

2.1 Исторический аспект деятельности  казначейства России………………..12

2.2 Анализ деятельности Федерального казначейства Российской Федерации за 2011- 2012гг…………………………………………………………………...22

Глава 3. Перспективы развития финансового контроля………………………36

3.1 Эффективность осуществления  финансового контроля в пределах  РФ…36

3.2 Пути развития финансового  контроля в РФ………………………………37

Заключение……………………………………………………….…………..… 40

Список использованной литературы…………………………………...............43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В любом обществе, где  существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает  финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права.

Государственный финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы.

Основным содержанием  финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.

Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот.

Центральное место в  финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого  положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при  необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Исполнение бюджета  является последней стадией бюджетного процесса, и представляет собой практическую реализацию бюджета по всем предусмотренным  показателям его доходной и расходной  частей. Исполнение бюджетов находятся под постоянным контролем органов власти.

Актуальность выбранной  темы работы обусловлена тем, что  функциональное назначение финансового  контроля за исполнением бюджета  заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Целью работы является закрепление  и углубление теоретических знаний финансового контроля за исполнением  бюджета.

Цель работы определяет следующие задачи:

Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля;

Раскрыть значение финансового  контроля;

Проанализировать деятельность счетной палаты;

Рассмотреть перспективы развития финансового контроля.

 

Объектом исследования являются финансовые отношения.

Предметом исследования выступает система финансового контроля, возникающая в процессе реализации финансовых отношений.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  нормативно-правовые акты РФ, учебники для вузов, выдержки статей из интернета, основные понятия работы даны с помощью словарей.

Структурно работа состоит из введения, трех глав ( в первой главе рассматривается сущность, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля, во второй главе рассматривается анализ деятельности Счетной палаты Российской Федерации, в третей главе рассматривается перспективы развития финансового контроля), заключения и приложения.

 

 

 

Глава 1. История развития, сущность, цели, задачи финансового контроля

1.1 История  развития финансового контроля  в РФ

 

 Мировой опыт государственного строительства свидетельствует, что, пока существует государственное управление, будет существовать и государственный контроль как его неотъемлемая функция. Одним из важнейших звеньев систем государственного контроля, безусловно, является государственный финансовый контроль за правильным использованием государственных средств как денежных, так и материальных, а также государственной собственности.

 Первые исторические  сведения о таком контроле  относятся ко второй половине  ХVII века, когда учреждается Счётный приказ (1654 г.) для проверки раздачи полкового жалования во время войны, и для этой цели ему доставляются приходно-расходные книги за 1653-1663 годы [13, стр. 19].

 В 1718 году для  проверки всех государственных  доходов и расходов была учреждена Ревизион-коллегия, которая указом от 12 января 1722 года подчинена Сенату. В последствие она была переименована в Ревизион-контору Сената и в этом виде получила инструкцию для своих действий, представлявшую первый опыт сколько-нибудь систематического изложения обязанностей государственного контроля.

 В 1775 году в целях  улучшения «дело ревизии» на  местах, в губерниях создаются  казённые палаты, в обязанности  которых входило производство  ревизий счетов губернских учреждений.

 С установлением  местных контрольных учреждений получает новую организацию, и центральное учреждение контроля создается Экспедиция ревизии счетов (31 декабря 1779 года).

 В 1811 году по  Манифесту от 28 января учреждается  особое ведомство - Государственный  контроль, который должен осуществлять ревизии счетов и проверять не только министерства вообще, но и в особенности Министерство финансов и Государственного казначея.

 Таким образом,  с этого момента начинается  история Государственного контроля, как отдельного, независимого самостоятельного учреждения в системе других органов государственного управления.

 Кроме чисто ревизионных  обязанностей, на Государственный  контроль возложено рассмотрение  годовых отчетов Государственного, Дворянского и Крестьянского  банков и сберегательных касс, а также Управления по делам мелкого кредита и сообщение по ним заключения Государственному Совету. В таком виде с такими задачами Государственный контроль просуществовал вплоть до начала ХХ столетия.

 После Октябрьской  революции в России стали создаваться органы рабочего контроля. Наряду с этим, решением СНК от 5 декабря 1917 года был создан специальный наркомат – Народный комиссариат государственного контроля, который должен был осуществлять предварительную и фактическую ревизии хозяйственной и финансовой деятельности всех ведомств.

 Впоследствии декретом  от 7 февраля 1920 года этот наркомат  был реорганизован в Народный  комиссариат рабоче-крестьянской  инспекции (РКИ).

 Решением ХVII съезда  ВКП(б) Рабоче-крестьянская инспекция  была преобразована в комиссию советского контроля, а в 1940 году образован союзно-республиканский Народный Комиссариат государственного контроля. Позднее этот комиссариат в зависимости от политической ситуации менял названия: Комитет партийно-государственного контроля, Комитет народного контроля. Однако, независимо от изменения названия, в их функциях было много общего, в частности, они были централизованными, подчинялись партийным органам и имели большие права. Они имели право осуществлять контроль за государственными, кооперативными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями; при установлении нарушений и злоупотреблений налагать дисциплинированные взыскания, вплоть до отстранения от должности, производить денежные начёты, передавать материалы следственным органам и т.д.

 В начале двадцатых  годов начинают создаваться контрольные  службы при финансовых органах.  В связи с тем, что органы  Рабоче-крестьянской инспекции главное  внимание уделяли ревизионно-инспекторским  обследованиям по планам, утвержденным  Правительством, то для проведения ревизий непосредственно на предприятиях и в учреждениях в составе Наркомфина СССР постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 октября 1923 года было создано финансово-контрольное управление.

 Именно 23 октября 1923 года является официальной датой  образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации.

 В годы существования  Советского государства система  государственного финансового контроля  была трансформирована, исходя из  задач, определенных партийным  руководством страны, а ее характерной чертой стало одновременное наличие системы органов партийного, народного, а также общественного контроля в составе профсоюзных и кооперативных организаций. Исходя из поставленных перед ней задач, система в целом была достаточно эффективной.

 С распадом СССР  произошел и распад советской  системы государственного финансового  контроля. Образованной в 1995 г.  Счетной палате Российской Федерации  пришлось выполнить историческую, без преувеличения, задачу восстановления  системы и работоспособности независимого финансового контроля на новом витке российской истории. При этом необходимо понимать, что государственный финансовый контроль развивался в соответствии с определенными закономерностями, которых нужно придерживаться и пренебрегать которыми, было бы в высшей степени неосмотрительно.

 

1.2 Сущность, цели, задачи финансового контроля

 

Под финансовым контролем  понимают регламентированную нормами  права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – есть важнейшее средство обеспечения  законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, - в решающей мере и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах  и формах, с применением различных методов его осуществления.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре  контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый «постаудит», который включает сравнение фактических  финансовых результатов из каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами.

Система финансового  контроля в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие элементы1:

ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением  непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство  с подчинением правительству  или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых – поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.

Финансовый контроль является стоимостным. Он присутствует во всех сферах общественного производства, сопровождая процесс движения денежных фондов. Объектом финансового контроля выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, НДС, рентабельность, издержки производства и обращения на различные цели и в фонды.

Информация о работе Перспективы развития финансового контроля