Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.
Цель данной работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Введение………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Пенсионный фонд – как звено финансовой системы РФ…...…4-5
1.1 Этапы развития и становления ПФРФ………………………..………5-6
1.2 Источник средств, формирующих ПФРФ……………………………7-9
Глава 2. Анализ деятельности ПФРФ……………………………………..9
2.1 Структура ПФРФ и основные направления его деятельности…….9-10
2.2 Анализ деятельности ПФРФ за 2008-2010 гг.……………………...10-15
Глава 3. Перспективы пенсионного обеспечения……………………...15-
3.1 Международный опыт ПФРФ………………………………………15-17
3.2 Перспективы развития ПФРФ………………………………………17-20
Заключение…………………………………………………………...….21-23
Список использованной литературы…………………
Глава 2. Анализ деятельности ПФРФ.
Важным направлением деятельности ПФР является организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, который был введен на территории отдельных административно-
2.1 Структура и основные направления ПФРФ
Структура Пенсионного фонда РФ
ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:
1) федеральный уровень —ПФР (правление, исполнительная дирекция);
2) федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);
3) уровень субъектов Российской Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
4) местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в городах (районах).
Основные направления деятельности ПФР
Деятельность ПФРФ направляется на:
- пенсионное обеспечение (назначение, перерасчет, выплата пенсий (трудовых, по выслуге лет, по случаю потери кормильца, по инвалидности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии пострадавшим от техногенных катастроф, пенсии госслужащих, ведение федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь; ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение сертификатов на материнский (семейный) капитал);
- пенсионное страхование (в системе персонифицированного учета для целей обязательного пенсионного страхования зарегистрировано более 120 млн.застрахованных лиц; ежегодно рассылается извещений более чем 54 млн.застрахованных лиц, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам);
- проведение адресных социальных программ и оказание адресной материальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам, ветеранам и участникам ВОВ.
2.2 Анализ деятельности ПФР за 2008 – 2010 годы
Сегодня ПФР - один из важнейших социальных институтов нашего государства. Пенсионный фонд РФ выплачивает пенсии 39,7 миллионам граждан, а социальные выплаты - 20 миллионам. В системе персонифицированного учета ПФР хранится информация о пенсионных счетах 127 миллионов человек. ПФР работает с 5 миллионами страхователей, т.е. работодателей. Бюджет Пенсионного фонда в 2010 году по доходам составил 4,4 триллиона рублей или 10,4% ВВП страны, а
по расходам почти 4,2триллиона рублей или 9,9 %
ВВП страны
Динамика среднего размера пенсий в РФ
Средний размер пенсий в РФ 3664 4546 6177 7594
В т.ч
Средний размиер трудовой 3713 4652 6314 7811
пенсии в т.ч.
по старости 3949 4910 6330 8166
по инвалидности 2859 3481 4767 5100
по потере кормильца 2105 2754 3727 4810
средний размер пенсий по гос 2758 3007 4245 4731
пенсион.обеспечению (соцпенсии)
. С 1 августа 2008 года на 15% увеличена базовая часть пенсии, а в 2009 Первая индексация прошла 1 марта - базовая часть трудовой пенсии была увеличена на 8,7%. Первого апреля и 1 августа был увеличен размер страховой части трудовой пенсии на 17,5% и на 7,5% соответственно. Кроме того, в апреле на 13% был увеличен размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).Таким образом, по состоянию на 2008 г. средний размер трудовой пенсии по старости достиг 4 902 рубля. На 2009 г.6280 руб Увеличение с начала года составило 24%. А пенсия по случаю потери кормильца стала больше на 30%. В 2010 году в соответствии с законодательными решениями пенсионный фонд российской федерации осуществил три индексации размеров пенсий: с 1 апреля – дополнительное увеличение трудовых пенсий на 6,3%; с1 апреля – индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 8,8%; с 1 июля – индексация социальных пенсий по росту прожиточного минимума пенсионера на 3,41%. в целом в течение 2010 года пенсии в России увеличились на 23%. Рост трудовых пенсий
Также с 1 декабря 2009 г. Размер части трудовой пенсии повысились по старости и по инвалидности для 1,6 миллиона пенсионеров, на 31,4% имеющих длительный стаж работы в районах крайнего Севера.В целом в течение 2010 года пенсии в России увеличились на 23%.
Рост трудовых пенсий реализация функций пенсионного фонда российской федерации в 2010 году динамика среднего размера пенсий в Российской Федерации на конец года, в 2010 году составил 144,5% к уровню 2009 года.в результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2010 года увеличился на 1 496 рублей и на конец 2010 года составил 7 811 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 536 рублей и составил 8 166 рублей. суммарная индексация социальных пенсий в 2010 году составила 12,5%. в результате средний размер социальной пенсии на конец 2010 года составил 4 731 рубль, что превышает размер прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации. Общий уровень материального обеспечения отдельных категорий ветеранов Великой Отечественной войны (371 тысяча человек) на конец 2010 года превысил 23 тысячи рублей. При этом среднее увеличение размера пенсии данной категории пенсионеров в течение 2010 года составило
3,5 – 3,7 тысячи рублей. уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии (21,8 тысячи человек), превысил 17 тысяч рублей (увеличение в течение года – в среднем на 2,2 тысячи рублей).В 2010 году на обязательное пенсионное страхование поступили страховые взносы в размере 1,916 трлн. рублей. Это на 654,6 млрд. рублей (или на 51,9%) превышает размер соответствующего показателя в 2009 году. Поступления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС в 2010 году составили 91,0 млрд. рублей. с учетом единого социального налога за 2009 год, зачисленного в 2010 году
реализация функций пенсионного фонда российской федерации в 2010 году
По состоянию на 31 декабря 2010 года недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в целом по Российской Федерации составила 31,6 млрд. рублей. По данным Федеральной налоговой службы общая сумма задолженности за период с 2002 по 2009 годы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на 1 января 2010 года составляла 92,8 млрд. рублей. По состоянию на 31 декабря 2010 года задолженность составила 83,9 млрд. рублей. таким образом, в течение года произошло снижение суммы недоимки за 2002–2009 годы на 9,6 процента.
в бюджет ФФОМС, поступило недоимка по страховым взносам 95,9 млрд. рублей. таким образом, рост объема поступлений страховых взносов за 2010 год по отношению к 2009 году в целом по Российской Федерации составляет 8,0 процентов. Поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС) в 2010 году составили 164,0 млрд. рублей. с учетом единого социального налога, зачисленного в 2010 году в бюджет ТФОМС, поступило 172,4 млрд. рублей. таким образом, рост объема поступлений за 2010 год по отношению к 2009 году в целом по Российской Федерации составляет 12,6 процента.
Подводя итоги работы Пенсионного фонда за 2010 год, можно отметить, что, не смотря на проблемы, связанные с дефицитом бюджета, Пенсионный фонд, в целом, справляется с задачами, возложенными на него Президентом и Правительством Российской Федерации.
В 31.12.2009 31.12.2010 абсолютно %
Всего пенсионеров в т.ч 39094,2 39711,1 616,9 101,6
получают труд пенсию в т.ч 36108,3 36564,4 456,1 101,3
по старости 30830,6 32465,6 1635,0 105,3
по инвалидности 3767,2 2654,6 -1112,6 70,5
по потере кормильца 1510,2 1444,2 -66,3 95,6
получают пенсии по гос
пенсионному обесп-ю В т.ч 2985,9 3146,7 160,8 105,6
социал. пенсии 2605,5 2763,2 157,7 106,1
пенсии фед гос служащих 43,1 49,3 6,2 114,3
пенсии военнослужащих и 62,3 60,2 -2,1 96,6
членов их семей
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выдачу госу-дарственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и направляет средства материнского материнский (семейный) капитал – это дополнительная мера государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года родился (усыновлен) второй, третий или последующий ребенок, имеющий гражданство Российской Федерации.
Основные направления использования средств материнского (семейного) капитала – улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
(семейного) капитала в сответствии с заявлениями владельцев сертификатов. в течение 2010 года территориальные органы ПФР приняли 792 725 заявлений на получение сертификата, а также выдали 788 387 сертификатов.
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется государством. в2010 году он составил 343 378, 80 рубля, что на 10% больше, чем в 2009 году. в соответствии с законодательством распоряжение средствами материнского (семейного) капитала по основным направлениям возможно, когда исполнится 3 года ребенку, после рождения (усыновления) которого семья получила право на мск. исключением является направление средств мск на погашение жилищных кредитов, которое можно было осуществлять, начиная с 2009 года, не дожидаясь 3-летия ребенка. также, начиная с 2009 года, из средств мск осуществлялись единовременные денежные выплаты в размере 12 000 рублей в год. таким образом, 2010 год был первым годом масштабного использования средств материнского (семейного) капитала по всем направлениям распоряжения материнским (семейным) капиталом. в течение 2010 года было принято 2 032 565 заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. всего в 2010 году владельцам государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал в соответствии с их заявлениями было направлено 97,11 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2009 году.в конце 2010 года в соответствии с изменениями, внесенными в Правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, ПФР начал принимать заявления на предоставление средств материнского капитала для индивидуального строительства, а также в качестве компенсации затрат на индивидуальное строительство жилого объекта, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 года, или на реконструкцию жилого объекта независимо от даты возникновения права собственности на него.
Глава 3. Перспективы пенсионного обеспечения.
3.1 Международный опыт ПФРФ.
Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения, участвует в подготовке и реализации договоров и соглашений с зарубежными партнерскими организациями.
Пенсионное обеспечение граждан осуществляется в большинстве стран мира. При этом, если в одних странах основной упор на государственное финансирование пенсионной системы, в других – основу составляют пенсионные накопления самих граждан. Ниже представлен краткий обзор зарубежных пенсионных систем.
Германия:
Государственная пенсионная система Германии до сих пор одна из самых консервативных. Пенсионный возраст в Германии общий для мужчин и женщин - 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда.
Франция:
Многообразие режимов позволяет охватить практически все категории работающего населения с учетом их пожеланий в области пенсионного обеспечения. Так, совокупный уровень замещения трудовых доходов наемных работников (как в частном, так и в госсекторе) достаточно высок: в среднем первая пенсия составляет 55% - 70% последней заработной платы без учета разницы в налогообложении; учет этой разницы увеличивает коэффициент замещения приблизительно на 10 пунктов. Заметим, что чем уровень заработной платы ниже, тем выше коэффициент замещения, что связанно с ограничением размера заработной платы, с которой платятся пенсионные взносы.
Инвалиды, участники войны, бывшие узники концлагерей могут выйти на пенсию в 60 лет вне зависимости от трудового стажа с правом получения полной пенсии. Для людей, рано начавших работать, предусмотрена возможность выхода на пенсию с 56 лет, но также при условии значительного трудового стажа (168 кварталов для начавших работать в 16 лет).
Великобритания:
Основным элементом Базового уровня является базовая государственная пенсия (Basic State Pension, BSP). Ее получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, выплачивавшие необходимое число лет страховые взносы. Если доход работника выше установленной величины, он выплачивает эти взносы и таким образом зарабатывает специальный страховой стаж. В зависимости от этого стажа и определяется размер базовой пенсии. Базовая пенсия не может быть выше определенного уровня. Долгое время размер базовой государственной пенсии индексировался в соответствии с ростом цен, что привело к уменьшению ее доли в совокупных пенсионных выплатах.