Пенсионный фонд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того, они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Пенсионный Фонд РФ: его становление и задачи деятельности………………..5
История возникновения и развития ПФ РФ………………………………………7
Структура, руководство и управление ПФ РФ………………………..…………11
Формирование и направления использования средств ПФ РФ…………………14
Численность и структура застрахованных, легализация трудовых доходов…..18
Перспективы развития Пенсионного фонда РФ. Негосударственные пенсионные фонды…………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Пенсионный Фонд РФ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

                  соц. пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг.

                  расходы на выплату пенсий гражданам - получателям пенсии за счёт средств федерального бюджета, выехавшим на постоянное место жительства за границу.

                  расходы на выплату пенсии в части, определяемой включением в страховой стаж иных периодов.

                  расходы на доставку и пересылку пенсий и пособий.

г)              выплаты досрочных пенсий безработным гражданам за счёт средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному Фонду Министерства труда России;

д)              выплаты дополнительного обеспечения из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности рабочим, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;

е) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.

-              содержание органов фонда, в т.ч., подготовка и переподготовка кадров; расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования.

- материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц и модернизация автоматизированных информационных систем фонда.

- финансирование научно-исследовательских работ по пенсионной реформе.

- капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов фонда

-                     формирование базы данных пенсионного фонда для актуальных расчётов.

Численность и структура застрахованных,

легализация трудовых доходов.

 

В соответствии со статьей 7 ФЗ № 167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

• работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

• являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств и некоторые другие.

Практически это означает, что под действие пенсионного страхования попадает все занятое население, включая как регулярно занятых, так и самозанятых, за исключением занятых в силовых ведомствах. Точная численность этой категории населения фиксируется в системе персонифицированного учета (СПУ), однако эти данные, как уже отмечалось, доступны для использования только ПФ.

СПУ предусматривает обязательное открытие индивидуального счета каждого застрахованного лица с фиксацией всех предусмотренных законом страховых взносов работника, а также выдачу каждому застрахованному пенсионного удостоверения застрахованного лица. СПУ является необходимым административным элементом пенсионного страхования, и ее формирование заняло несколько лет. В итоге в стране была создана единая уникальная система, которая в принципе должна была охватить все население, занятое по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера. Так это или нет, помогают оценить некоторые выборочные обследования населения. По данным обследования НИСП, около 4% застрахованных заявляют об отсутствии такого пенсионного свидетельства. Особенно высока доля отметивших, что у них нет карточки пенсионного страхования, среди молодежи. Как правило, это связано с тем, что занятость молодежи - временная, на основе устных договоренностей, что позволяет работодателю не регистрировать их в системе персонифицированного учета.

Наличие у респондента страхового пенсионного свидетельства:

 

 

Другая проблема связана с широким распространением на российском рынке труда феномена неформальной занятости. В условиях пенсионной системы смешанного типа, которая включает как страховой, так и накопительный элементы, неформальная занятость, при которой делаются пенсионные отчисления в обе подсистемы, приобретает особое значение. Для ПФ неформальная занятость означает сужение доходной базы, а для населения любые неформальные отношения в части уплаты обязательных пенсионных отчислений ведут к более низкому размеру будущей пенсии.

По данным упомянутого обследования неформальная занятость на основном месте работы охватывает 9% занятых не-пенсионеров. Она концентрируется преимущественно в самых молодых возрастах, хотя уровень неформальной занятости продолжает оставаться относительно высоким и в возрастной когорте 25-34-летних.

Неформальная занятость, теневая занятость и информированность о пенсионной реформе:

Таким образом, если взять всех не-пенсионеров - трудоспособных и пенсионных возрастов - за 100%, то совсем не платят страховые взносы (по причине занятости в армии, МВД и пр., или нелегальной занятости) 32%, платят его хотя бы с части своей зарплаты - 27% и, наконец, скорее всего, уплачивают налог со всего заработка - 41%. Основной контингент плательщиков находится при этом в возрастах 40 лет и старше. В целом по нашим оценкам доля вероятных плательщиков составляет 63%, в том числе 38% - тех, кто не имеет устных договоренностей об оплате труда, то есть платят страховые вносы в полном объеме:..азанного следует, что ожидаемой легализации доходов, в том числе трудовых доходов, в результате одновременного действия таких весомых факторов, как снижение ставки подоходного налога, введение новой пенсионной системы, стимулирующей декларацию доходов как базы формирования будущей пенсии, не произошло, что, разумеется, сказывается на финансовом состоянии пенсионной системы. С точки зрения финансовых интересов ПФ, существование неформальных и теневых отношений в оплате труда означает сужение налоговой базы для формирования его доходов.

 

Перспективы развития Пенсионного фонда РФ.

Негосударственные пенсионные фонды.

 

Система дополнительных выплат к государственной пенсии (за счет добровольных отчислений работодателей и работников) начала формироваться в 90-х годах. В сентябре 1992 г. вышел Указ Президента РФ "О негосударственных пенсионных фондах". Затем был подготовлен первый вариант федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах". Большую роль в становлении НПФ сыграло постановление Правительства РФ 1995 г. "Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компетенции по управлению активами негосударственных пенсионных фондов". В мае 1998 г. долгожданный Закон "О негосударственных пенсионных фондах" был наконец принят. Он заложил правовую основу деятельности НПФ как необходимого элемента пенсионной системы, предусмотрев несколько уровней контроля за добросовестным использованием средств.

Будучи некоммерческими организациями, НПФ нацелены главным образом на консолидацию средств для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с длинными деньгами, они обязаны заботиться о безопасности вкладов в интересах участников (будущих пенсионеров), инвестируя согласно закону пенсионные резервы исключительно в целях их сохранения и прироста. Это правило считается нарушенным, если резервы фонда используются для каких-либо иных целей, как личных (скажем, управляющего), так и общественно полезных (например, для займа Фонду обязательного медицинского страхования на льготных условиях).

НПФ разрешено вкладывать пенсионные резервы самостоятельно только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации и помещать на банковские депозиты (заметим, такие объекты были названы до августовского финансового кризиса), а в рисковые активы (корпоративные ценные бумаги и т.п.) - через управляющую компанию, которая несет ответственность перед фондом и участниками за надлежащее управление активами.

Требования к составу и структуре пенсионных резервов определяет уполномоченный государственный орган (Инспекция НПФ) в соответствии с правилами, утверждаемыми правительством.

В настоящее время в России осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению 255 НПФ. За 10 месяцев 2008 года Пенсионный фонд Российской Федерации принял от 92 негосударственных пенсионных фондов (НПФ) 23 096 уведомлений о вновь заключенных с гражданами договорах об обязательном пенсионном страховании. Вместе с этими уведомлениями поступили заключенные НПФ 1 344 986 договоров об обязательном пенсионном страховании. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

При этом также выросло число трансфер - агентов - организаций, заключивших с Пенсионным фондом соглашение о взаимном удостоверении подписей. С начала 2008 года отделения ПФР в целом по России заключили 649 соглашений.

Однако крайне низкий уровень участия экономически активного населения в системе негосударственного пенсионного обеспечения характеризует недостаточное развитие рынка НПФ. В ходе исследования были выявлены наиболее острые проблемы системы негосударственного пенсионного обеспечения:

1) Обеспечение сохранности и эффективности инвестирования пенсионного капитала в современных условиях функционирования российского фондового рынка. В развитых странах механизмом наращения пенсионных резервов является фондовый рынок. В России в условиях слабого развития и нестабильности фондового рынка долгосрочные инвестиции НПФ в обращающиеся на нем инструменты представляются крайне рискованными. Жесткие административные ограничения на направления инвестирования пенсионных средств снижают потенциальную доходность и ограничивают возможность рациональной диверсификации портфеля вложений.

2) Недостаточная проработанность современной законодательной базы регулирования деятельности НПФ, а именно: противоречивость положений Налогового кодекса РФ в части применения налоговых льгот в связи с участием в негосударственном пенсионном обеспечении; нерациональная структура федерального закона, непосредственно регламентирующего деятельность НПФ; разнородность и неоднозначность используемой терминологии по правовому регулированию деятельности НПФ.

3) Недоверие граждан к НПФ как к негосударственным финансовым структурам. Причина - низкий уровень информированности граждан о месте и роли НПФ в реформируемой пенсионной системе. Постоянные нововведения в законодательную базу, которые периодически изменяют условия процесса реформирования, создают неблагоприятный психологический эффект, подрывают доверие населения к реформе. Низкий уровень участия граждан в системе НПФ также объясняется консервативными настроениями самих граждан и неудачной рекламной кампанией Пенсионного фонда России по переводу пенсионных накоплений в управление НПФ.

Российский рынок негосударственного пенсионного обеспечения имеет вполне оптимистичные перспективы роста. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в развитых западных странах участниками НПФ являются около 70% работающего населения. В условиях адекватного налогового и правового регулирования и стабильного развития российской экономики высокий процент участия населения страны в НПФ представляется абсолютно закономерным.

Основными преимуществами НПФ по сравнению с Государственным Пенсионным Фондом являются следующие:

1) Более высокая доходность - в 2-3 раза выше, чем в ПФР. Доходность ПФР составляет порядка 5-7 процентов годовых - ниже уровня инфляции. Это объясняется тем, что государственная управляющая компания (ГУК), которой является ВнешЭкономБанк (ВЭБ), инвестирует пенсионные деньги исключительно в высоконадежные государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, в депозиты уполномоченных банков. Надежность этих инструментов - высокая, но при этом - низкая доходность. В НПФ же доходность составляет порядка 15-20% годовых - выше уровня инфляции.

2) В любой момент вы можете узнать состояние вашего счета. Некоторые фонды предоставляют такую информацию через интернет.

3) Вы можете выбирать способ получения ваших накоплений, в ПФР выбора нет.

4) Право наследования. В ПФР, если человек не доживает до пенсии, его накопления забирает государство. В НПФ, если человек не доживает до пенсии, его накопления наследуются детьми и супругой (супругом) или еще кем-либо, кого человек указал в правопреемниках при заключении договора с НПФ.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что, учитывая исключительную социальную и политическую значимость и сложность организации пенсионной системы, формирование адекватной структуры рынка негосударственных пенсионных услуг и его нормативной базы должно стать приоритетной задачей финансовой политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем. В России пенсионное обеспечение как таковое начало существование в 1927 г. и носило характер государственного обеспечения. Со временем в такой системе поддержки граждан, имеющих право на пенсионные выплаты, появлялось все больше проблем, и возникал все больший дефицит средств. Тогда был предпринят переход к европейской пенсионной системе, носящей страховой характер, когда посредствам взносов работающего населения обеспечивались выплаты пенсионерам. Но в настоящее время и эта система уже малоэффективна, так как количество пенсионеров растет, количество работающих граждан падает, а дальнейший рост налогового бремени на социальные нужды может подорвать налоговую дисциплину. И в 2002 года была проведена новая пенсионная реформа в основу, которой легла чилийская система пенсионного обеспечения. Была введена накопительная часть трудовой пенсии, когда каждый гражданин в течение «трудовой жизни» копит на «достойную старость». Система, имеющая явные преимущества в современных условиях, но необходимо учитывать и национальные особенности населения, и качество жизни, и уровень стабильности экономики. Большая часть населения страны не готова доверить вои пенсионные накопления только что образовавшимся негосударственным пенсионным фондам, так как стабильность экономики России по-прежнему взывает сомнения. Да и в целом, реформирование пенсионной системы требует достаточно длительных периодов, чтобы начать функционировать, так как это было запланировано. Однако проблема дефицита средств ПФР существует сейчас, в результате чего реформы продолжаются. В настоящее время намечается совершенствование существующей пенсионной системы. Основные направления реформирования пенсионной системы определил президент РФ Д. Медведев – «Это улучшение действия страховых принципов пенсионной деятельности, это развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансирования пенсионных выплат путем привлечения денежных средств, как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам – будущим пенсионерам, и средств работодателей». При этом совершенствование пенсионной системы «должно идти неразрывно с общим увеличением пенсий». В настоящие время ассигнования Пенсионного Фонда федеральным бюджетом происходит на уровне 50 %, и в дальнейшем рост дефицита ПФР будет наблюдаться еще острее. Существуют различные мнения по поводу разрешения данной проблемы, и некоторые из них были отмечены выше. Например, это может быть повышение ставки ЕСН до 30 %, так как накопительная система не распространяется на нынешних пенсионеров и на тех, кто не успел накопить себе пенсию. В дальнейшем же в соответствии с принципами накопительной системы, обеспечит информированность граждан об их возможностях. А так же одним из важных факторов успешного функционирования всей системы – это степень доверия граждан НПФР. Государство по возможности должно страховать риски граждан при вложении в негосударственные фонды средств пенсионных накоплений.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ