Пенсионные системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:11, реферат

Краткое описание

В центре дискуссий о реформировании систем пенсионного обеспечения, развернувшихся научных и политических круга западных стран и стран с переходной экономикой, поиск новых более эффективных страховых методов и механизмов; создана многоуровневых, взаимодополняющих и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц;
занятых в теневом рынке труда: создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения.

Файлы: 1 файл

Пенсионные системы зарубежных стран.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

повышением роли государственных гарантий в финансовом обеспечении пенсий (в том числе, благодаря бюджетному финансированию отдельных видов пенсий - например, шахтерам, дополнительных пенсий реабилитированным, пособий семьям погибших); усилением роли работодателей в выплате досрочных (профессиональных) пенсий;

повышением само ответственности работников и работодателей в функционировании механизмов социального страхования путем введения (по закону) управления пенсионной системой представителями страхователей и застрахованных.

Пенсионная система  Венгрии в настоящее время  финансируется в основном за счет текущих поступлений. Размер страховых взносов составляет:    

 Работодатель  – 24,5 % (Фонд Оплаты Труда)    

 Работники  – 6 % заработной платы.

Пенсии по старости выплачиваются при следующих квалификационных характеристиках:    

 возраст выхода  на пенсию: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет (с 2003 г.              

 возраст для  женщин составит 60 лет);

наличие необходимого страхового стажа: для полной пенсии - 20 лет; для частичной пенсии - 13 лет (при определении размера пенсии учитываются стаж работы, служба в армии и годы учебы). /11, с. 54/.

Размер полной пенсии составляет 53 % средней зарплаты за период с 1 января 1988 г. до момента выхода на пенсию.   

 В случае  продолжения работы после получения  права на пенсию ее размер  повышается на 1 % за каждый последующий  проработанный год и может достигнуть после 32 лет стажа 70 % средней зарплаты дальнейшем ее размер может повышаться ежегодно не более чем на 0,5 %. Частичная пенсия составляет 33 % от зарплаты (максимум - 51 % в случае 19 лет работы).

Предложения по дальнейшему реформированию пенсионной системы Венгрии весьма сходны с предложениями, изложенными в Концепции реформы системы  пенсионного обеспечения Российской федерации, одобренной постановлением Правительства Российской федерации от 7 августа 1995 г. № 790.

Что касается предложений МВФ по переходу на накопительные принципы финансового обеспечения пенсионной системы, то венгерские специалисты пока не намерены отказываться от своей традиционной пенсионной системы. По их мнению, "для Венгрии, нецелесообразно следовать чилийской системе или модели Юго-Восточной Азии. Мы намерены найти европейские ответы, основанные на наших исторических традициях, которые отвечают социальным и экономическим потребностям, вызывающим необходимость реформы венгерской пенсионной системы. Реформа только такого типа будет принята обществом и позволит Венгрии через сравнительно короткий период времени соответствовать панъевропейской системе решений в сфере заботы о людях старшего возраста". /12, с. 4/.          

2.2. Польша    

 В Польше дискуссия о реформе социального обеспечения продолжается уже несколько лет. В июле 1997 г. польский Сейм принял закон, который должен вступить в силу в 1999 г. В соответствии с ним и предполагается введение! трехуровневой пенсионной системы ("система трех сегментов")

государственное пенсионное обеспечение, основанное на распределении;

всеобщие обязательные сбережения в пенсионных фондах;

добровольные  сбережения. /13, с. 7/.   

 Первый сегмент  основывается на социальном страховании,  его финансирование обеспечивается страховыми  (установленными) взносами. Для этой системы характерна сбалансированность двух принципов социальной защиты  само ответственности страхователей и их солидарной взаимопомощи. Бюджетный дефицит данной системы предполагается покрывать за счет средств, получаемых от приватизации предприятий. Суть второго сегмента - реализация принципа само ответственности. I Величина страховых взносов, обеспечивающих финансовое покрытие данного сегмента, начиная с 1999 г. будет составлять  9 % заработной платы. При этом половину будут вносить работники и половину - работодатели. Планируется создание 20-30 пенсионных фондов, которые будут находиться под государственным контролем.

Форма организации  первого и второго сегментов - общенародные фонды.                     

Третий сегмент - пенсионное страхование опирается  как на личную инициативу, так и  на инициативу предприятий (работодатели) и профсоюзов.             

Предполагается  выдерживать  пропорции финансового обеспечения пенсионной системы по распределительному и накопительному принципам в пропорции 80 к 20 % /14, с. 12/.

В новой пенсионной системе  пенсионный возраст будет повышен с 60 до 62 лет.              

2.3. Китай    

 Основная  цель реформы системы социального  обеспечения в Китае состоит в повышение благосостояния населения, а также в создании благоприятной среды для экономической реформы вообще и реформы на предприятиях государственного  сектора в частности.     

 Главным направлением  реформы социального обеспечения  являются реформирование страхования, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, а также страхования по безработице. В ходе проведения экономической реформы в Китае разработана система социальных гарантий, которая Применяется в общенациональном масштабе. Программы пенсионного и медицинского страхования для занятых на предприятиях унифицированы. Эти два вида страхования представляют собой совершенно новую для Китая модель сочетания "индивидуальных" и "общественных" счетов. Обозначена также, хотя и в зачаточной форме, схема страхования по безработице.

Для выбора пути реформирования системы пенсионного  страхования Китай в течение 10 лет изучал опыт других стран. Результатом  явилось изда ние китайским правительством в 1997 г. постановления "О формировании единой системы пенсионного страхования на предприятиях". Документ указал на необходимость введения "индивидуальных" и "общественных" счетов. В общенациональном масштабе эта система начала действовать с 1998 г. Основное содержание ее можно свести к следующим четырем положениям.    

1) Сфера действия. Новая система пенсионного страхования  распространяется   все городские предприятия на всех городских жителей. Под городскими   предприятиями имеются в виде  не только предприятия государственной собственности, но и коллективные, частные, предприятия с иностранным капиталом, а также инвестируемые зарубежными соотечественниками, компаниями Тайваня, Гонконга, Макао. Это позволяет значительно увеличить фонд социального страхования, но более важным является то, что все городские предприятия имеют одинаковые стартовые условия, а также справедливые условия для конкуренции.    

 В прошлом  негосударственные предприятия  не имели обязанности по пенсионному  страхованию, при этом издержки  их производства были   невысоки, государственные же предприятия  делая отчисления в пенсионный фонд, имели высокие    издержки производства " соответственно, относительно  высокую себестоимость продукции. /15, с. 120/.

Новая система  пенсионного страхования применяется  для всех категорий, занятых в городской экономике, в том числе и собственников частных Предприятий, отдельных работников, самостоятельно нашедших себе занятие.

В силу региональных различий в социально-экономическом  развитии страны, в темпах старения населения правительством предусмотрен неодинаковый режим реализации программы пенсионного страхования по отдельным районам. В городах центрального подчинения, юго-восточных приморских районах, Центральном Китае базовые показатели внедрения новой программы М были достигнуты в 1998 г., в других районах - в 1999 г. В целом по стране охват пенсионным страхованием уже в 1997 г. составлял 78,4 % общего числа занятых на предприятиях различных форм собственности (Таблица 1.)                        

2) Страховые  взносы. Страхователь и его предприятие должны отчислять страховые взносы ежемесячно. В случае неуплаты в отношении виновных применяются меры давления, в серьезных ситуациях  наказания. В качестве базовых показателей для определения величины страхового взноса используются фонд заработной платы предприятия и среднемесячная зарплата работника за предыдущий год. Практика использования зарплаты работника в качестве основного источника дохода и исключение из расчетов других источников дохода обеспечивает стандартизацию подхода к определению размеров страховых взносов.     

 Кроме того, есть показатель, который вносит  единообразие в расчеты по  всей стране. Это - фиксированный  процент отчислений от фонда  заработной платы предприятиями  и отдельными предпринимателями.  Сегодня он не может превышать 20 % и будет снижаться до 8 % в будущем. Для отчислений, которые делают работники на свой личный счет, тоже установлен фиксированный уровень. В 1997 г. он был равен 4 % от зарплаты, с 1998 г., повышаясь по одному процентному пункту в год, он должен достичь 8 %. /16, с. 110/.

В рамках пенсионной реформы правительством установлены  минимальный и максимальный уровни зарплаты, исходя из которых определяются размеры пенсионного пособия. Минимальной величиной для расчета является величина, равная  60 % среднемесячной зарплаты работников в данном регионе, даже если фактическая зарплата работника ниже указанного уровня. В случае превышения зарплаты работника на 300 % среднемесячной зарплаты в данной местности, объем превышения не учитывается при начислении пенсионного пособия. В этой схеме соблюден принцип сочетания экономической эффективности и социальной справедливости

Принцип справедливости проявляется в различных льготах, которые предоставляются низкооплачиваемым. Принцип эффективности заключается  в побудительном   мотиве к высокой зарплате, которая отражает, соответственно, больший трудовой вклад. Подобная практика  в Китае является заимствованной из опыта пенсионного страхования в развитых странах.                     

3) Фонд пенсионного  страхования.  формируется предприятиями, самим работником, государством и рынком. Отчисления предприятий - это один из источников пополнения пенсионного фонда. Величина этих отчислений зависит от объема фонда заработной платы и нормы отчислений, которая устанавливается правительством. Китай, следуя рекомендациям МОТ, фиксирует пропорцию между отчислениями предприятия и самих работников. Пропорция 50:50 означает, что если 8 % от фонда заработной платы отчисляет пред- приятие, то 8 % должен отчислять от своей зарплаты и сам работник. Фонд. формируемый работником, увеличивается пропорционально росту нормы отчислений.

Пенсионный фонд пополняется также за счет различного рода прибыли, предоставляемыми государством. Это - банковский процент в средства фонда, положенные на контролируемый государством специальный депозитный счет.  /17, с. 80/.     

 В отличие  от Японии и Англии пенсионный  фонд в Китае не авансируется  правительством из госбюджета. Практика  Китая больше похожа на американскую. Только в случае образовавшегося существенного дефицита "брешь" закрывается, компенсируется министерством финансов страны, но это - крайняя мера погашения дефицита.  

 Кроме того, в пенсионный фонд поступают  проценты на просроченные платежи  и различного рода штрафы, налагаемые  на органы социального страхования, деятельность которых контролируется государством. Поскольку процентная  ставка по депозитным счетам, открытым органами социального страхования имеет рыночную природу, можно говорить об участии рынка в формировании фонда пенсионного страхования.    

 Пенсионное  страхование в Китае осуществляется  только на локальной основе, а  пенсионный фонд формируется  и используется в пределах  местных объединений.    

4) Индивидуальные  пенсионные счета. Введение индивидуальных  счетов в рамках пенсионной реформы - новое для Китая явление, конструирование которого находилось под влиянием опыта Сингапура и Чили. Суть его в том, что органы социального страхования открывают и обслуживают счета, на которые ежемесячно по фиксированному проценту от зарплаты работник перечисляет страховые взносы. В 1998 г. этот процент был равен 4, а в начале 21века планируется его увеличение до 8. Кроме того, на индивидуальный счет работника примерно 1/3 страхового взноса поступает от предприятия.

Величина этого  взноса в XXI в. составит, следовательно, примерно 3 % (1/3 от 8 % - примерно 3 %). Таким образом, каждый страхователь в ближайшем будущем может иметь, выйдя на пенсию, со своего личного счета ежемесячный доход в 11 % (8 %+3 %) от его накопленной годами зарплаты. Эти денежные средства являются личной собственностью работника, но не могут быть использованы им до отставки или выхода на пенсию. В случае перемены места работы деньги “следуют” за работником, в случае его   смерти они могут наследоваться, но только та часть, которая представляет собой начисления самого работника. Часть накоплений, которая начислялась предприятием, в этом случае должна быть отделена и переведена на общественный счет. /18, с. 12/.

Очевидно, что  такое явление, как "индивидуальный счет", является высоким импульсом и стимулирует желание работника совершенствоваться в умении и мастерстве, получать более высокую зарплату, которая позволила бы отчислять больший страховой взнос, а, следовательно, на старости лет получать большее   пенсионное пособие. К тому же наличие “индивидуальных” счетов развивает в работнике осознание  само защищенности, а также оказание помощи своему предприятию, государству.    

3. ЧИЛИ –  ОСОБЫЙ ПУТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ    

 Чилийская  модель пенсионной реформы обычно  приводится в качестве своего рода эталона во время дискуссий о наилучшем способе финансирования пенсий. Аргентина, Перу и Колумбия провели реформирование своих систем пенсионного страхования по примеру Чили, правда, сильно модифицировав прототип.    

Информация о работе Пенсионные системы зарубежных стран