Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:11, реферат
В центре дискуссий о реформировании систем пенсионного обеспечения, развернувшихся научных и политических круга западных стран и стран с переходной экономикой, поиск новых более эффективных страховых методов и механизмов; создана многоуровневых, взаимодополняющих и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц;
занятых в теневом рынке труда: создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения.
повышением роли государственных гарантий в финансовом обеспечении пенсий (в том числе, благодаря бюджетному финансированию отдельных видов пенсий - например, шахтерам, дополнительных пенсий реабилитированным, пособий семьям погибших); усилением роли работодателей в выплате досрочных (профессиональных) пенсий;
повышением само ответственности работников и работодателей в функционировании механизмов социального страхования путем введения (по закону) управления пенсионной системой представителями страхователей и застрахованных.
Пенсионная система Венгрии в настоящее время финансируется в основном за счет текущих поступлений. Размер страховых взносов составляет:
Работодатель – 24,5 % (Фонд Оплаты Труда)
Работники – 6 % заработной платы.
Пенсии по старости выплачиваются при следующих квалификационных характеристиках:
возраст выхода на пенсию: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет (с 2003 г.
возраст для женщин составит 60 лет);
наличие необходимого страхового стажа: для полной пенсии - 20 лет; для частичной пенсии - 13 лет (при определении размера пенсии учитываются стаж работы, служба в армии и годы учебы). /11, с. 54/.
Размер полной пенсии составляет 53 % средней зарплаты за период с 1 января 1988 г. до момента выхода на пенсию.
В случае
продолжения работы после
Предложения по дальнейшему реформированию пенсионной системы Венгрии весьма сходны с предложениями, изложенными в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения Российской федерации, одобренной постановлением Правительства Российской федерации от 7 августа 1995 г. № 790.
Что касается предложений МВФ по переходу на накопительные принципы финансового обеспечения пенсионной системы, то венгерские специалисты пока не намерены отказываться от своей традиционной пенсионной системы. По их мнению, "для Венгрии, нецелесообразно следовать чилийской системе или модели Юго-Восточной Азии. Мы намерены найти европейские ответы, основанные на наших исторических традициях, которые отвечают социальным и экономическим потребностям, вызывающим необходимость реформы венгерской пенсионной системы. Реформа только такого типа будет принята обществом и позволит Венгрии через сравнительно короткий период времени соответствовать панъевропейской системе решений в сфере заботы о людях старшего возраста". /12, с. 4/.
2.2. Польша
В Польше дискуссия о реформе социального обеспечения продолжается уже несколько лет. В июле 1997 г. польский Сейм принял закон, который должен вступить в силу в 1999 г. В соответствии с ним и предполагается введение! трехуровневой пенсионной системы ("система трех сегментов")
государственное пенсионное обеспечение, основанное на распределении;
всеобщие обязательные сбережения в пенсионных фондах;
добровольные сбережения. /13, с. 7/.
Первый сегмент
основывается на социальном
Форма организации первого и второго сегментов - общенародные фонды.
Третий сегмент - пенсионное страхование опирается как на личную инициативу, так и на инициативу предприятий (работодатели) и профсоюзов.
Предполагается выдерживать пропорции финансового обеспечения пенсионной системы по распределительному и накопительному принципам в пропорции 80 к 20 % /14, с. 12/.
В новой пенсионной системе пенсионный возраст будет повышен с 60 до 62 лет.
2.3. Китай
Основная
цель реформы системы
Главным направлением
реформы социального
Для выбора пути реформирования системы пенсионного страхования Китай в течение 10 лет изучал опыт других стран. Результатом явилось изда ние китайским правительством в 1997 г. постановления "О формировании единой системы пенсионного страхования на предприятиях". Документ указал на необходимость введения "индивидуальных" и "общественных" счетов. В общенациональном масштабе эта система начала действовать с 1998 г. Основное содержание ее можно свести к следующим четырем положениям.
1) Сфера действия.
Новая система пенсионного
В прошлом
негосударственные предприятия
не имели обязанности по
Новая система
пенсионного страхования
В силу региональных различий в социально-экономическом развитии страны, в темпах старения населения правительством предусмотрен неодинаковый режим реализации программы пенсионного страхования по отдельным районам. В городах центрального подчинения, юго-восточных приморских районах, Центральном Китае базовые показатели внедрения новой программы М были достигнуты в 1998 г., в других районах - в 1999 г. В целом по стране охват пенсионным страхованием уже в 1997 г. составлял 78,4 % общего числа занятых на предприятиях различных форм собственности (Таблица 1.)
2) Страховые взносы. Страхователь и его предприятие должны отчислять страховые взносы ежемесячно. В случае неуплаты в отношении виновных применяются меры давления, в серьезных ситуациях наказания. В качестве базовых показателей для определения величины страхового взноса используются фонд заработной платы предприятия и среднемесячная зарплата работника за предыдущий год. Практика использования зарплаты работника в качестве основного источника дохода и исключение из расчетов других источников дохода обеспечивает стандартизацию подхода к определению размеров страховых взносов.
Кроме того,
есть показатель, который вносит
единообразие в расчеты по
всей стране. Это - фиксированный
процент отчислений от фонда
заработной платы
В рамках пенсионной реформы правительством установлены минимальный и максимальный уровни зарплаты, исходя из которых определяются размеры пенсионного пособия. Минимальной величиной для расчета является величина, равная 60 % среднемесячной зарплаты работников в данном регионе, даже если фактическая зарплата работника ниже указанного уровня. В случае превышения зарплаты работника на 300 % среднемесячной зарплаты в данной местности, объем превышения не учитывается при начислении пенсионного пособия. В этой схеме соблюден принцип сочетания экономической эффективности и социальной справедливости
Принцип справедливости
проявляется в различных
3) Фонд пенсионного страхования. формируется предприятиями, самим работником, государством и рынком. Отчисления предприятий - это один из источников пополнения пенсионного фонда. Величина этих отчислений зависит от объема фонда заработной платы и нормы отчислений, которая устанавливается правительством. Китай, следуя рекомендациям МОТ, фиксирует пропорцию между отчислениями предприятия и самих работников. Пропорция 50:50 означает, что если 8 % от фонда заработной платы отчисляет пред- приятие, то 8 % должен отчислять от своей зарплаты и сам работник. Фонд. формируемый работником, увеличивается пропорционально росту нормы отчислений.
Пенсионный фонд пополняется также за счет различного рода прибыли, предоставляемыми государством. Это - банковский процент в средства фонда, положенные на контролируемый государством специальный депозитный счет. /17, с. 80/.
В отличие
от Японии и Англии пенсионный
фонд в Китае не авансируется
правительством из госбюджета. Практика
Китая больше похожа на
Кроме того,
в пенсионный фонд поступают
проценты на просроченные
Пенсионное
страхование в Китае
4) Индивидуальные
пенсионные счета. Введение
Величина этого взноса в XXI в. составит, следовательно, примерно 3 % (1/3 от 8 % - примерно 3 %). Таким образом, каждый страхователь в ближайшем будущем может иметь, выйдя на пенсию, со своего личного счета ежемесячный доход в 11 % (8 %+3 %) от его накопленной годами зарплаты. Эти денежные средства являются личной собственностью работника, но не могут быть использованы им до отставки или выхода на пенсию. В случае перемены места работы деньги “следуют” за работником, в случае его смерти они могут наследоваться, но только та часть, которая представляет собой начисления самого работника. Часть накоплений, которая начислялась предприятием, в этом случае должна быть отделена и переведена на общественный счет. /18, с. 12/.
Очевидно, что такое явление, как "индивидуальный счет", является высоким импульсом и стимулирует желание работника совершенствоваться в умении и мастерстве, получать более высокую зарплату, которая позволила бы отчислять больший страховой взнос, а, следовательно, на старости лет получать большее пенсионное пособие. К тому же наличие “индивидуальных” счетов развивает в работнике осознание само защищенности, а также оказание помощи своему предприятию, государству.
3. ЧИЛИ – ОСОБЫЙ ПУТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Чилийская
модель пенсионной реформы