Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:11, реферат
В центре дискуссий о реформировании систем пенсионного обеспечения, развернувшихся научных и политических круга западных стран и стран с переходной экономикой, поиск новых более эффективных страховых методов и механизмов; создана многоуровневых, взаимодополняющих и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц;
занятых в теневом рынке труда: создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения.
Обязательная трудовая пенсионная схема охватывает всех наемных работников в общественном и частном секторах, а также самозанягых.
0на регулируется законодательными актами. Размер пенсии исчисляется исходя из трудового стажа и заработков. Максимальный составляет 60 процентов наивысшего заработка, который принимается за основу путем сложения всех трудовых периодов. Размер (пенсии корректируется при помощи индекса. который частично отражает реальный рост заработков.
Пенсионный возраст составляет 65 лет. Возможен ранний выход на пенсию. Инвалидность, длительная безработица до достижения 60 лет, а также смерть кормильца дают на это право. Но ее размер при этом сокращается.
В Финляндии не получили широкого развития индивидуальные пенсионные схемы. Управление национальной пенсионной системой строго централизованно. Министерство финансов и местные органы государственного пенсионного обеспечения — основные пенсионные учреждения в общественном секторе. /6, с. 56/.
В частном секторе действуют около 70 пенсионных учреждений, включая 6 страховых компаний. Эти учреждения могут не заниматься другими видами страховой деятельности.
При назначении и выплате трудовых пенсий в частном секторе применяется нововведение, характерное только для Финляндии. В последнем страховом учреждении суммируются данные обо всех взносах, уплачиваемых в различные страховые учреждения во все .периоды трудовой деятельности. Главный орган этой схемы — Центральный институт пенсионного обеспечения, который ведет генеральный регистр пенсионных прав всех работающих и ежегодно осуществляет контроль над всеми пенсионными страховыми учреждениями.
Трудовая пенсионная система финансируется за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями. Однако в 1993 году был введен сбор страховых взносов с работников, которые сейчас составляют 4,3 % от доходов. /7, с. 45/.
Часть расходов на пенсии покрывается за счет капитализации страховых взносов. Степень капитализации и ее методы различны в различных пенсионных схемах. В частном секторе накопительные пенсии ныне составляют менее 1/3. все остальное — за счет распределительной системы.
В последнее десятилетие, несмотря на экономический спад, удалось сохранить устойчивость пенсионной системы и обеспечить финансирование пенсий. Хотя расходы на эти цели достигли по оценкам экспертов, уровня, до которого предполагалось их довести к 2010 году.
При разработке реформы проблемы раннего выхода на пенсию ввиду больших будущих затрат не обсуждались. Еще в начале 80-х годов отмечалось, что финансирование пенсий после 2020 года будет весьма затруднительным, граждане начнут выходить на пенсию ранее 60 лет.
Наиболее масштабные измененияния система претерпела в 1994 и 1996 годах. В результате этих перемен пенсионные расходы в первые десятилетия нового тысячелетия будут значительно ниже, чем намечалось ранее. Пенсии общественного сектора теперь модернизируются по пенсиям частного сектора (пенсионный возраст повышен с 63 до 65 лет. ежегодные ставки повышения снижены с 2.2 % до 1,5 % увеличен возраст раннего выхода на пенсию с 55 до 58 лет, уменьшен размер пенсий, назначаемых при этом, отменена индексация пенсий по старости). Всеобщая пенсионная система Финляндии гарантирует каждому гражданину минимальный размер пенсии, для работающих это немногим более половины утраченного заработка. /8, с. 28/.
Ныне расходы на пенсии составляют 14 % ВВП. Подсчитано что в 2030 г. они составят 16—17 % ВВП. Эти цифры соответствуют росту пожилого населения.
Несмотря на трудности последних лет, удалось выполнить одну из главных целей — сохранить размер пенсии на уровне 50 % заработка Этот размер в той или иной степени сопоставим с пенсиями в других промышленно развитых странах
Накопленный
опыт и результаты
Один из
факторов, который может серьезно
повлиять на ситуацию в
Старение
населения вызывает
Многие эксперты
полагают, что повышение пенсионного
возраста будет
Сейчас 4.3 % общего фонда оплаты труда по стране направляется в пенсионные фонды. В частном секторе экономики это составляет около 6 млрд марок ежегодно (1 долл. США равен 5 маркам). /9, с. 60/.
Если в пенсионные фонды не будут уплачиваться дополнительные страховые взносы, через пару лет образуется дефицит, который необходимо будет покрывать за счет увеличения ставки страховых взносов для поколений трудоспособного возраста. Иначе придется сокращать размеры пенсий.
1.3. Нидерланды
Первый закон о социальном страховании в Нидерландах был принят в 1901 г. В нем речь шла о страховании от потери доходов в случае утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на рабочем месте. Это было скромное начало: страхование действовало только в отдельных отраслях с большим количеством несчастных случаев.
До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно. Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников).
Перед системой - пенсионного обеспечения страны стоят следующие задачи:
- обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании;
- дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию, с тем чтобы конечный результат являлся отражением уровня доходов, получаемых человеком;
- с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, занятых малым предпринимательством.
Эти цели кажутся очевидными, однако они существенно отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В результате многолетнего правления консерваторов в Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума. Работник вынужден сам о себе заботиться. Даже в том случае, если работодатель предложит ему стать участником пенсионной системы, работник не обязан соглашаться на это. В Германии же пенсия является делом работодателя. Пенсионное обеспечение в этой стране - средство "привязки" работника к предприятию: если человек уходит с предприятия, то он не может взять с собой средства, накопленные на пенсию. В то время как в Нидерландах это гарантируется законом. Преимущество нидерландского подхода заключается в том, что вопрос пенсии не препятствует мобильности на рынке труда.
Три цели
пенсионной политики в
Первая основа - выход на пенсию в 65 лет - предусмотрена законом о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, принятым в 1957 г. Прожив 50 лет в стране, человек получает право на пенсию по старости: для женатых 100% месячной зарплаты (нетто 27 тыс. гульденов), для одиноких 70% месячной зарплаты. Кроме этого выплачиваются отпускные в размере 8%. Закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости финансируется на основе распределения; источник выплачиваемых пенсий в текущем году - взносы, уплачиваемые работающими в этом же году.
Затраты на обеспечение по старости достигли 36 млрд- гульденов. В настоящее время, согласно закону о все общем пенсионном обеспечении по старости, право на пенсию по старости имеют 2,2 млн. человек. Недавно было решено зафиксировать процент суммы взноса и покрывать дефицит из государственного бюджета. Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения.
Вторая основа. Более 80% семейств в Нидерландах наряду с правом на пенсию по старости имеют право и на дополнительную пенсию.
Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли, о которых договорились между собой работодатели и работники. Роль государства при этом ограничивается в основном утверждением нескольких положений, направленных на защиту работников. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении, то министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения.
При исчислении размера пенсии исходят из суммы 70% (брутто) от последней зарплаты (при сроке участия 40 лет), включая базовую пенсию. Дополнительные пенсии должны финансироваться на основе полного покрытия. Каждый, участвуя в трудовом процессе, как бы делает свои собственные накопления. Только маленькую часть этого капитала можно вложить в предприятие работодателя.
Пенсионные фонды в Нидерландах обладают огромным капиталом – в целом около 650 млрд. гульденов размещенного капитала. Взносы частично оплачиваются работодателями, частично работниками (соответственно 2/3 и 1/3). При формировании фондов исходят из стандартной доходности 4% (актуарный процент). Фактическая доходность обычно значительно выше, в последние два года в среднем около 16%. Пока дела идут отлично, но будет ли так продолжаться до 2010 г.? Этого никто не знает в результате растущей инфляции административные расходы могут так вырасти, что и размеры взносов станут очень высокими. Поэтому государство старается побудить работодателей и работников внести поправки в систему пенсионного обеспечения. Например, не брать больше за основу последнюю зарплату, а исходить из размера средней зарплаты. Это имеет преимущество и с точки зрения справедливости: люди с более или менее ровной карьерой смогут меньше отчислять на пенсию, чем те, кто быстро продвигается по службе.
Такой призыв государства должен быть очень убедительным. Правительство в Нидерландах не имеет почти никаких средств принуждения, хотя сокращение налоговых льгот и отмена обязательного участия могли бы использоваться как средства нажима.
Третья основа - индивидуальные виды страхования жизни и капитала, предлагаемые страховыми компаниями, где вмешательство государства ограничивается введением налоговых льгот на взносы до определенных размеров. Размещенный капитал страховых компаний составляет 200 млрд. гульденов.
Преимущества "системы трех основ"
Главное преимущество нидерландской системы в смешанном финансировании. У систем пенсионного обеспечения есть два врага: старение населения и инфляция. В распределительной системе инфляция, по существу,. не является проблемой- Размеры зарплат и выплат растут вместе с инфляцией, а взносы, в принципе, не повышаются. Старение же является серьезным злом для распределительной системы: все меньшее число занятых в трудовом процессе должны платить за все большее количество пенсионеров. Поэтому в Нидерландах собираются предпринять две акции: установить максимальный размер взносов и создать накопительный фонд. Последнее означает внедрение в рамках реализации Закона о всеобщем пенсионном обеспечении по старости системы финансирования с полным покрытием. Применительно к этой системе старение не является проблемой, каждый копит свой капитал. Инфляция же, напротив, для такой системы может стать катастрофой. Таким образом, нидерландская смешанная форма пенсионного обеспечения отличается относительной прочностью.
2. ПЕНСИОННЫЕ РЕФОРМЫ ПОСТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
2.1. Венгрия
В 1991 г.
парламент Венгрии после
уровень пенсий не обоснован серьезными актуарными расчетами;
финансирование многих пособий не подкреплено страховыми взносами;
уровень пенсий не соответствует прежним доходам работников, несмотря на высокий уровень страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работниками. /10, с. 32/.
В итоге уровень социальной защиты работников снижался, а расходы на пенсионные цели по отношению к ВВП (1970 г. - 3,5 %, 1980 г. - 7,1, 1994 г. - 10,1 %) быстро возрастали. Преодоление сложившегося положения венгерские законодатели связывают с усилением механизмов социального страхования;