Особенности развития коммерческих банков РФ и кредитные операции на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике банк выполняет свою главную функцию – посредничество в кредите, которое он осуществляет путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Коммерческие банки выполняют роль посредников между хозяйственными единицами и секторами, накапливающими временно свободные денежные средства, и теми участниками экономического оборота, которые временно нуждаются в дополнительном капитале.
Кредитные операции банков и кредитных учреждений при первом приближении делятся на активные и пассивные.
Целью данной работы является выявление на основе развития системы коммерческих банков РФ, имеющегося материала места кредитных операций в финансовой системе, роли банковского сектора, как основного звена кредитной системы и оценка кредитоспособности клиента.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основные тенденции развития современной банковской системы РФ
1.1 Понятие коммерческого банка и его организационного устройства………………………..4
1.2 Этапы развития и современные задачи банковского сектора Российской Федерации………………………..7
1.3 Роль банков в кредитной системе…………………………………………………………….11
Глава2. Кредитные операции коммерческих банков на современном этапе
2.1 Кредитные операции банков и их виды…………………………………………………….13
2.2 Принципы банковского кредитования………………………………………………………14
Глава 3. Кредитные риски и оценка кредитоспособности заемщика
3.1 Понятие кредитных рисков…………………………………………………………………24
3.2 Понятие, цели и задачи оценки кредитоспособности заемщика…………………………..24
3.3. Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий 29
3.4. Оценка кредитоспособности мелких предприятий 39
3.5 Особенности оценки кредитоспособности физических лиц ………………………………..40
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО БАНК.ДЕЛУ.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

   Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

   Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления АО. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров (участников), которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Для участия руководителей предприятий-акционеров доверенности не требуется. Общее собрание правомочно решать внесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.

   Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяются уставом коммерческого банка. Совет банка определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.

   Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом директоров. Правление состоит из председателя правления, его заместителей и других членов. Правление действует на основании Устава банка и Положения, в котором устанавливаются сроки и порядок проведения его заседаний и принятия решений.

   Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя правления является решающим. Если члены правления или его председатель не согласны с решением правления, они могут сообщить свое мнение совету или общему собранию. Окончательным в этом случае является решение совета директоров. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка.

   Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка. Основная задача ревизионной комиссии коммерческого банка - создать обстановку, предупреждающую злоупотребления. Ревизионная комиссия составляет заключения по годовым отчетам и балансам банка. Без заключения ревизионной комиссии баланс банка не может быть утвержден общим собранием акционеров.

   Учет в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленными ЦБ РФ. Банки представляют ЦБ РФ или его управлению по месту нахождения коммерческого банка баланс на 1-е число месяца, квартальную оборотную ведомость и годовой бухгалтерский отчет.

   В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).

   В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций - клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом об открытии филиала или представительства коммерческого банка необходимо уведомить Главное управление ЦБ РФ по месту открытия филиала или представительства.

   Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.

   Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.

   1.2 Этапы развития и современные задачи банковского сектора Российской Федерации

   Развитие советской банковской системы началось с перехода к новой экономической политике, в результате которой произошло частичное восстановление кредитно-банковской системы страны. Так, 7 октября 1921 г. IV сессией ВЦИК был принят Декрет СНК и ВЦИК о создании Государственного банка РСФСР. В течение 1922 г. был восстановлен Банк потребительской кооперации (для краткосрочного кредитования кооперативов)2 и создан Промбанк3.

   В период нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и Гражданской войны кредитной системы. Однако процесс возрождения воспроизвел только два уровня которые представлены на рис. 1.1. 
 

                                    Госбанк в качестве Центрального банка

     

Акционерные. Кооперативные Сельхоз- Кредитная Общества Сберегатель
 коммерческие коммунальные    банки кооперация взаимного ные кассы
   банки    банки 
             кредита     

   Рис 1.1. Организационная структура кредитной системы в послереволюционной России

   Из рис. 1.1 видно, что в период нэпа монопольное положение занимал Госбанк. Вместе с тем существовала разветвленная сеть коммерческих банков и кредитных учреждений, находящихся в частной коллективной собственности.

   В дальнейшем, вплоть до второй половины 80-х гг., был проведен ряд преобразований кредитно-банковской системы, которые, однако, сводились лишь к структурным изменениям (преобразование Госбанка РСФСР в Госбанк СССР — 1923 г., денежные реформы 1922— 1924 и 1947 гг., кредитная реформа 1930—1932 гг., реорганизация системы банков долгосрочных вложений — 1959 г., передача в систему Госбанка сберкасс (Гострудсберкасс) — 1963 г., принятие нового Устава Госбанка —1980 г.), не затрагивая сути этой системы.

   Вместо разветвленной кредитной системы остался лишь один уровень, который был представлен Госбанком, Строительным банком, Банком для внешней торговли и системой сберегательных касс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления и находилась в административном подчинении у правительства и прежде всего у Министерства финансов. Таким образом, в СССР сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк, сосредоточение в нем всего денежного оборота страны.

   Перечисляя негативные стороны данной кредитной системы просуществовавшей до реформы 1987 г., можно отметить следующие:

  • отсутствие вексельного обращения;
  • регулярное списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
  • потеря банковской специализации;
  • монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
  • низкий уровень процентных ставок;
  • слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельность различных сфер экономики;

   • неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

   Реорганизация банковской системы 1987 г. носила прежний административный характер. Банки продолжали базировать на прежней единой форме собственности государства: монополию четырех банков сменила олигополия нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались прежними банками, лишь реорганизованными и переименованными. Данная реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов. Банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую рентабельность, т.к не существовало выбора кредитного источника.

   Следовательно, реорганизация 1987г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождающихся рыночных отношений, сохранив при этом одноуровневую неэффективную систему. В этих условиях возникает необходимость дальнейшей реформы кредитной системы, т.е. приближения ее к системе западных развитых стран.

   Завершающий этап банковской реформы в СССР относится к 1988—1990 гг. Этот этап отмечен отходом от монополизма, так как были созданы первые коммерческие банки на паевых и кооперативных началах. Первый такой банк появился в августе 1988 г., когда был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков и ТОО на паевых началах. Через два года Госбанк СССР зарегистрировал 400 коммерческих и кооперативных банков.

   Начало первого этапа современной банковской системы России, по мнению авторов, ознаменовано принятием Верховным Советом РСФСР 2 декабря 1990 г. Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», согласно которому Банк России объявлялся юридическим лицом» главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. Затем, в июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), определивший и закрепивший его юридический статуе, основные цели и принципы функционирования, задачи и предоставленные законодательством страны полномочия.

   В связи с образованием Содружестве Независимых Государств (СНГ) и управлением союзных  структур после известных  событий августа 1991г.  В  ноябре 1991г.  Верховный  Совет  РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции, закрепленные ранее за Госбанком СССР, по эмиссии наличных денежных знаков, формированию и реализации денежно-кредитной политики, а также определению обменного курса рубля. Центральному банку  РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. Принять свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу  и иные ресурсы Государственного  банка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

   Государственного  банка СССР был упразднен 20 декабря 1991г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР, а все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы центральному банку РСФСР (Банку России), Несколько месяцев спустя Банк стал официально называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

   В течение 1991—1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР был изменен план счетов коммерческих банков (в том числе введен отдельный, «самостоятельный» план счетов для системы Сберегательного банка России), создана разветвленная сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка Российской Федерации, призванная обеспечить бесперебойность в осуществлении платежей между контрагентами коммерческих банков и их клиентами. Процесс развития РКЦ был тесно сопряжен с автоматизацией и компьютеризацией банковских институтов, реформированием платежной и расчетной систем, организованным Банком России. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, принимать меры по осуществлению государственной денежно-кредитной политики, проводимой совместно с Правительством Российской Федерации.

   В ноябре 1992 г. Банк России возглавил Виктор Владимирович Геращенко, работавший в 1989—1991 гг. Председателем Правления Государственного банки СССР. В данной должности В,В. Геращенко проработал до середины 1994 г. Именно при нем в декабре 1992 г начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному при Минфине России Федеральному казначейству и его территориальным органам (от территориальный учреждений Банка России). Свои функции, определенные законодательством РФ, Банк Росси стал осуществлять независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Информация о работе Особенности развития коммерческих банков РФ и кредитные операции на современном этапе