Особенности организации финансов налоговой инспекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:50, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний и овладение практическими навыками в условиях предстоящей профессиональной деятельности в налоговой сфере, изучение опыта работы налоговых органов, систем налогообложения хозяйствующих субъектов, овладение профессиональными приемами и методами работы в области исчисления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 405.50 Кб (Скачать)

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

 

Выездные налоговые проверки

 

Методами налогового контроля являются:

      выборочный метод

      сплошной метод

При сплошной проверке проверяются все документы организаций без каких-либо ограничений. При выборочной проверке проверяется часть документации организации.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Задачи Концепции планирования выездных налоговых проверок:

      выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

      предупреждение налоговых правонарушений.

Концепция планирования выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев (п. 1 ст. 100 НК РФ) после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы налоговой системы РФ и пути их решения

 

Проблемы налогового законодательства

 

В настоящий момент, думается, ни у кого не вызывает сомнения необходимость проведения разовой реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, образовавшейся в прежние годы. Но, к сожалению, данное мероприятие проводится с грубейшим нарушением основного налогового законодательства РФ. 15 февраля 2010 года Правительство РФ направило в Государственную Думу ряд законопроектов о внесении изменений в 35 статей, или практически в каждую четвертую статью части первой НК РФ. Так что самые серьезные изменения в действующие главы Кодекса еще предстоит внести. Поэтому и в настоящее время наблюдается полное несоответствие законодательных и нормативных актов, когда, исполняя один закон, государство и налогоплательщики вынуждены нарушать другой               закон.

Согласно НК РФ, отсрочки и рассрочки по уплате налогов предоставляются исключительно Минфином России и финансовыми органами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях по соответствующим видам налогов. В то же время право принимать решения о реструктуризации (то есть фактически той же отсрочке, но на более длительный срок) предоставлено налоговым органам. Это, в принципе, логично, поскольку только налоговые органы могут проконтролировать соблюдение налогоплательщиком условий реструктуризации. Но это противоречит закону. В результате мы пришли к тому, что экономическая целесообразность оказалась выше закона. В настоящее время в стране действуют и взимаются отдельные налоги, установленные не законом и даже не высшим органом исполнительной власти - правительством, а отдельными органами исполнительной власти и отдельными чиновниками. Как показала проверка Счетной палаты Российской Федерации, в лицензионном соглашении ООО "Компания “Полярное сияние” ставка платежей за пользование недрами была предусмотрена в размере 5 % от стоимости добытого минерального сырья, тогда как по экспертному заключению группы ученых она должна быть на уровне 9-11 %. Потери консолидированного бюджета за пять последних лет составили по этой причине более 100 млн. руб.              В этой же лицензии были необоснованно представлены льготы по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, вследствие чего бюджет понес потери почти на 250 млн.руб.

 

3.2. Проблемы налоговых рисков

 

Ключевым моментом в изучении природы рисков являлось соотношение риска и неопределенности. Наибольший вклад в изучение данной проблемы внес Ф. Найт. В своей работе «Риск, неопределенность и прибыль» он определил различие между риском и неопределенностью следующим образом: «Когда речь идет о риске, распределение исходов в группе известно либо благодаря априорным расчетам, либо из статистических данных прошлого опыта, тогда как в условиях неопределенности это не так по той общей причине, что ситуация, с которой приходится иметь дело, весьма уникальна и нет возможности сформировать какую-либо группу случаев». То есть под риском понималась измеримая неопределенность.

Следует подчеркнуть, что количественный подход к оценке рисков подразумевает наличие набора возможных результатов рассматриваемого процесса, вероятность каждого из которых можно определить. Риск является неизбежным элементом принятия управленческих решений. Риск как неотъемлемое условие управленческой деятельности предполагает возможность выбора субъектом одного варианта решения из нескольких возможных. Неблагоприятные финансовые последствия для государства, которые подразумевают налоговые риски,               выражаются в снижении поступлений налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета. Налоговые риски для государства имеют особое значение. Налоги, являясь одним из атрибутов государства, не только обеспечивают формирование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций, но также выполняют перераспределение национального дохода, регулирование и ряда других задач. Государственные органы исполнительной власти контролируют исполнение налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. При этом эффективность мероприятий налогового контроля зависит не только от выявления признаков налогового правонарушения, но и от результатов сбора доказательной базы. Так, достоверность и полнота информации о фактических результатах Финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также его имуществе (в целях налогообложения) обеспечивает взыскание сумм, доначисленных по результатам мероприятий налогового контроля. Внесение изменений в налоговое законодательство, направленных на повышение уровня налоговой нагрузки на налогоплательщиков, также несет в себе налоговые риски. Для государства такие риски заключаются в вероятности снижения налоговых поступлений, в первую очередь за счет возможного последующего сокращения налогооблагаемой базы.

 

3.3. Пути решения проблемы налогообложения РФ

 

Мировая практика свидетельствует о том, что повышение эффективности государственного регулирования экономики требует значительного увеличения объема бюджетных средств. В то же время налоговая система не должна подавлять экономический рост и инвестиционную активность, выталкивая хозяйственную деятельность в "теневой" сектор, который стал одним из основных внутренних факторов подрыва экономической безопасности. В этих условиях особо актуальным стало совершенствование налогового процесса посредством создания рациональной сбалансированной налоговой системы, соответствующей складывающейся структуре экономики и способствующей повышению эффективности производства, финансовому оздоровлению экономики страны, устранению диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, ускорению научно-технического прогресса, созданию взаимовыгодных условий деятельности в различных секторах экономики, сдерживанию роста цен и инфляции. Структура налоговой системы должна быть нацелена на отслеживание и учет всех "невидимых" в настоящее время финансовых потоков. Изменения в налоговой системе, взаимоувязанные с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто в результате двух взаимосвязанных действий: продолжения реформирования налоговой системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей системы.

При этом особое внимание должно быть обращено на упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков и сокращение налоговых льгот, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на легализацию прибыли, личных доходов, а также на проведение комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности. Одновременно с укреплением налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики страны должно проходить укрепление налоговой базы субъектов Федерации, органов местного самоуправления в рамках предоставления субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций, и постепенного сокращения объемов федеральных трансфертов, а также ликвидации практики использования зачетных схем при исполнении бюджетов. Для реализации в налоговой системе принципов федерализма следует поэтапно осуществлять переход от практики "расщепления" отдельных видов налогов между бюджетами разных уровней (что крайне негативно влияет на межбюджетные отношения, подрывает налоговую дисциплину и серьезно осложняет работу налоговых органов) к порядку закрепления за бюджетами каждого уровня (начиная с федерального) собственных источников налоговых доходов с правом самостоятельно определять ставки налогов (в пределах, установленных законодательством). Это позволит заменить систему отчислений из регулирующих налогов на налоговую систему, четко разграниченную по уровням власти.

Необходимо искать возможности и для повышения доходов бюджетной системы. При этом надо понимать, что рост доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.

Надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив работу налоговой инспекции, ее эффективность, собираемость и назначение налогов, налоговый контроль и другие важные аспекты, можно сделать некоторые выводы.

В первую очередь следует отметить эффективную работу налоговых специалистов, что видно из показателей собираемости налогов, выявленных нарушений. Заметны улучшения по сравнению с предыдущими годами. На настоящий момент складывается более сложная экономическая ситуация в стране, связанная с финансовым кризисом, повлекшая за собой разрушение малых предприятий, кредитной системы в целом, так что судить о том, будет ли сохраняться такая же динамика, сложно.

Результаты налоговых проверок заметны, несмотря на сокращение числа проверок и сокращение числа проверяющих лиц, доначисления в бюджет растут с каждым годом, это главная заслуга налоговых инспекторов. Однако следует отметить и повышение грамотности налогоплательщиков. За счет посещения семинаров, проводимых налоговыми инспекторами, использования электронных программ для облегчения работы бухгалтера, где ежедневно обновляются базы данных. Все это создает хороший эффект, однако существуют, конечно, и отрицательные стороны.

Несовершенство нашего законодательства, тяжесть налогового бремени в отдельных случаях влекут за собой различные схемы минимизации налоговых платежей. В Налоговый Кодекс постоянно вносятся поправки различного рода, это затрудняет работу бухгалтеров, связанную с уплатой налогов в бюджет, вызывает недоверие граждан. Многие плательщики не знают не только своих прав, но и обязанностей, так как зачастую возникают спорные моменты между налогоплательщиком и налоговым инспектором.

Важно искать пути решения таких проблем различными способами, а именно: введением более строгих правил, исключающих «лазейки» в законодательстве, строгих штрафов за неуплату налогов, опираясь на зарубежный опыт других развитых стран.

В целом, же работа налоговых инспекций по собираемости, по уплате, по ответственности налогоплательщиков сейчас зависит от сложившейся экономической ситуации. Если она стабильна и благоприятна для развития бизнеса, то, разумеется, увеличатся и поступления в бюджет, платежеспособность граждан. Но ситуация сейчас сложная, многие предприятия оказываются неплатежеспособными, то есть банкротами, повышается уровень безработицы. Если верить прогнозам экономистов, в дальнейшем финансовый кризис более не ударит по экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.             Конституция Российской Федерации. Принята всенар. голосованием 12.12.1993.

2.             Налоговый Кодекс Российской Федерации часть первая. ФЗ РФ принят Гос. Думой 16.06.1998.

3.             Налоговый Кодекс Российской Федерации часть вторая. ФЗ РФ принят Гос. Думой 19.06.2000.

4.             "О налоговых органах Российской Федерации". ФЗ РФ от 05.07.2001 №130-ФЗ.

5.             "О системе государственной службы Российской Федерации". ФЗ РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ.

6.             "О государственной гражданской службе Российской Федерации". ФЗ РФ от 27.09.2004 №79-ФЗ.

Информация о работе Особенности организации финансов налоговой инспекции