Особенности финансов коммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализации продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Оглавление

Введение
1. Денежные отношения как основа содержания финансов коммерческих организаций
1.1. Понятие и сущность финансов
1.2. Особенности формирования и использования финансов предприятия
1.3. Финансовые службы предприятий, их роль, задача в планировании финансовой деятельности
2. Организация финансов предприятия
2.1.Принципы организации финансов предприятий
2.2.Финансовые ресурсы предприятий
2.3. Понятие и сущность денежных фондов предприятия, их формирование и использование
2.4. Прибыль и рентабельность - важнейшие оценки деятельности коммерческого предприятия
3. Финансовые средства предприятий и основные направления их использования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 100.21 Кб (Скачать)

Основные факторы, характеризующие  специфику деятельности: фондовооруженность, уровень издержек, динамика спроса, структура рынка (во Франции самый  высокий уровень рентабельности производства сырья и материалов, производства потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, торговли).

Прибыль, учитывая различия между  ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:

1) ожидаемая прибыль является  основой принятия инвестиционных  решений;

2) полученная прибыль выступает  измерителем результатов деятельности  предприятия;

3) часть полученной прибыли является  источником самофинансирования  предприятия;

4) часть прибыли поступает в  качестве вознаграждения владельцам  капитала (в условиях акционерной  формы собственности).

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики  в конечном счете является получение  прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается  не только как основная цель, но и  как главное условие деловой  активности предприятия, как результат  его деятельности, эффективного осуществления  своих функций по обеспечению  потребителей необходимыми товарами в  соответствии с имеющимся спросом  на них.

В зависимости от положения предприятия  на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде  это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии предприятия (фирмы), удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Основная цель деятельности предприятия (фирмы) находится в тесной связи  с жизненным циклом предприятия. На стадии его «рождения» главной  целью выступает борьба за выживание, а основной задачей - выход на рынок (заявление о себе); на стадии «детства» - соответственно кратковременная прибыль  при укреплении положения на рынке; в «юности» - ускоренный рост прибылей на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней  зрелости» - постоянный рост объемов  и освоение новых направлений  деятельности (диверсификация деятельности) ; на стадии «зрелости» предприятие  заботится о своем имидже (когда  возможны скидки с цены и другие меры, привлекающие покупателей к  данному предприятию (фирме)) и сбалансированном росте всех показателей, на стадии «старения» - обеспечение сохранения завоеванных  позиций и стабильности работы; на стадии «выживания» - поиск новых  идей, способствующих омолаживанию предприятия. Оценка жизненных циклов предприятия (фирмы) с позиции прибыльности показывает, что оно должно за период с рождения до зрелости обеспечить достижение максимальной прибыли, а это в свою очередь  создаст предпосылки для его  возрождения на новом витке развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Финансовые средства  предприятий и основные направления  их использования

Анализ финансовой политики предприятий, определяющей долгосрочные перспективы их роста, включает в себя, с одной стороны, изучение основных источников формирования собственных средств и привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а с другой стороны,  оценку приоритетов в направлениях использования имеющихся финансовых средств.

     Основные направления  привлечения финансовых средств.  Для всех предприятий, но особенно тех, что относительно благополучны и вполне успешно решают проблему развития собственного производства, весьма острой остается проблема дефицита инвестиционных средств. Руководители большинства благополучных предприятий называют данную проблему среди ключевых.

Для финансово не состоятельных  предприятий на первом плане оказалась  проблема недостатка денежных оборотных средств. Отсюда ясна стратегическая значимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов – для обеспечения текущей деятельности и для развития предприятий. В целом наиболее остро стоит проблема финансового обеспечения именно  текущей деятельности (пополнение оборотных средств, выплата налогов, погашение задолженности по кредитам). Это отразилось на выборе

руководителями предприятий приоритетных направлений привлечения заемных средств.

Сравнение приоритетов в направлениях привлечения финансовых ресурсов в зависимости от масштабов бизнеса показало, что малые предприятия заметно больше, чем средние и крупные, ориентируются на сохранение финансовой независимости: для представителей малого бизнеса не менее значимы практически все направления привлечения долгосрочных заемных средств. Особенно заметно

это различие в оценке необходимости  привлечения долгосрочных банковских кредитов (4% респондентов в малом бизнесе против 30% в среднем и крупном). В привлечении краткосрочных ресурсов представители малого бизнеса значительно чаще, чем крупного и среднего, рассчитывают на возможности партнеров

(соответственно – 18 и 7%). Вероятно, финансовая поддержка малого  бизнеса исходит от более крупных предприятий (учредителей или неформально заинтересованных в его успешной деятельности).

  Оценка результатов привлечения заемных средств. В условиях дефицита собственных финансовых ресурсов привлечение заемных средств – ключевой фактор, определяющий перспективы развития частного бизнеса. В 1995 г. менее половины обследованных предприятий располагали заемными средствами, хотя лишь 10% респондентов указали на отсутствие необходимости их привлечения ввиду достаточности собственных финансовых ресурсов. Наиболее доступными для частного производственного бизнеса были краткосрочные кредиты.

Процентные ставки по краткосрочным  кредитам в 1995 г., высокие в целом, к тому же варьировались в широких пределах (например, для трехмесячных кредитов в интервале 100-210% годовых). Естественно, столь высокая (в сравнении с рентабельностью использования заемных средств) процентная ставка делает

краткосрочные кредиты невыгодными. Тем не менее в условиях острейшего дефицита средств, требующихся для поддержания текущего производства, многие предприятия вынуждены идти на заведомо неэффективные заимствования.

В структуре привлеченных средств  первое место занимают государственные кредиты и субсидии (их использовали для пополнения оборотных средств более половины респондентов), на втором месте – краткосрочные займы предприятий- партнеров и краткосрочные кредиты банков (на них указали почти треть респондентов из числа тех, кто воспользовался заемными средствами).

Следует отметить, что в настоящее  время нет четкого разграничения, привлекаемы долгосрочных и краткосрочных средств в плане их целевого назначения – на ряде предприятий долгосрочные кредиты и инвестиции служат, в том числе и в качестве стабильного источника пополнения денежных оборотных

средств (на это указали 10% респондентов).

Еще сложнее ситуация с привлечением инвестиционных заемных средств. Примерно половину из общего числа обследованных предприятий в связи с наличием инвестиционных расходов можно рассматривать в качестве инвестиционно- активных, однако лишь 20% из них могли привлечь заемные средства для этих целей.

Привлечение внебюджетных средств. Основные трудности здесь связаны: С высокими процентами по кредитам – (это отмечают 90% респондентов); Большим сроком кредитования (сказали 48%);

Сложностями с предоставлением  собственных гарантий возврата заемных  средств, препятствующими получению кредитов и инвестицию от российских финансовых структур (отметили 31% процентов); С ограниченностью реальных механизмов предоставления гарантий государством, что особенно важно при взаимодействии с зарубежными структурами  в виду высокого страхового риска. К тому можно добавить неразвитость местной банковской системы, необходимость личных связей в банковских кругах, трудности в подготовке требуемых документов.

В зависимости от степени благополучия бизнеса различен характер проблем, связанных с привлечением предприятиями внебюджетных средств. Наибольшие проблемы предприятия, охваченные кризисом, испытывают с представлением собственных гарантий возврата средств (половина их руководителей указали на данную проблему как на основную, тогда как среди руководителей благополучных предприятий указывают лишь 5%). В качестве наиболее серьезной проблемы для получения внебюджетных финансовых ресурсов 7% руководителей неблагополучных предприятий рассматривают необходимость передачи инвестору контрольного пакета акций, весьма вероятно, опасаясь, что утрата контроля за предприятием приведет к их смещению с руководящих постов. Закономерно и то, что руководителей, считающих важной проблемой отсутствие личных связей в банковской сфере, больше всего среди представителей неблагополучных предприятий – при объективном подходе эти предприятия оцениваются как наиболее рискованные заемщики.

Несовершенство механизмов предоставления государственных гарантий при займах в наибольшей степени затрагивает интересы полярных сторон – благополучного и кризисного бизнеса. Однако характер связанных с этим проблем в указанных группах различен: в то время как благополучные предприятия, сами по себе удовлетворяющие требованиям иностранных инвесторов, не могут снизить страховой риск без получения соответствующих государственных гарантий.

     Направления использования  финансовых средств предприятий.  В качестве основного из них практически все респонденты отметили формирование необходимых для текущего производства оборотных средств; на втором месте по приоритетности идет закупка и модернизация оборудования (см. таблицу1). Сравнение приоритетов в использовании финансовых средств в зависимости от масштабов бизнеса дало следующие результаты.

Таблица 1

Основные направления  использования финансовых средств  предприятий, отмеченные

респондентами, %.

Направления использования средств

Место, которое занимают расходы по данному                                                                                                                 направлению в совокупном использовании  финансовых средств.

1

2

3

4

5

Пополнение оборотных средств

58

11

-

1

1

Покупка, модернизация, ремонт оборудования

24

36

11

1

-

Ремонт помещений

5

12

20

4

3

Реклама предприятия и его продукции

-

13

16

11

9

Покупка транспорта

6

6

10

4

4

Строительство и приобретение зданий, помещений

7

2

8

1

2

Обучение персонала

-

6

9

12

7

Выплата дивидендов по акциям предприятия

1

3

4

7

1

Приобретение ценных бумаг, паев банков

-

1

1

-

1

Приобретение государственных ценных бумаг

-

-

1

-

1

Приобретение ценных бумаг, паев или  иное вложение средств в предприятия

-

-

1

-

1

Приобретение земельных участков

-

-

1

-

-


 

Специфичным именно для малого бизнеса  является использование значительных в масштабах ресурсов на приобретение транспорта и рекламу (четвертое и пятое место соответственно). Для среднего и крупно бизнеса третьим по значимости направлением вложения средств выступает ремонт помещений (вероятно, это связано с наличием излишков площадей  и стремлением сдать их в аренду или продать по высокой цене). Заметно меньше средств по сравнению с крупными и средними предприятиями малые фирмы расходуют на обучение персонала – будучи в основном созданными в последние три-четыре года, последние имели возможность проводить активную политику по подбору специалистов и куда меньше были озабочены трудоустройством высвобождаемого персонала. Малые предприятия в силу большей мобильности и приверженности руководства «рыночным стандартам» поведения, как правило, более активны в операциях на фондовом рынке, в частности с государственными и корпоративными ценными бумагами. Напротив, крупные предприятия, имеющие устойчивые поступления, к настоящему времени в

основном, по-видимому, уже сформировали собственную производственную и финансовую инфраструктуры (или, по крайней мере, осуществили необходимые вложения), чем и объясняется их незначительная активность в приобретении акций (паев) предприятий и банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На формирование финансовой политики предприятия в настоящее  время ощутимое влияние оказывают  особенности организации управления финансами в условиях переходного  периода к рыночной экономике.

Финансовая политика любого предприятия является частью экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития, общий  объем финансовых ресурсов, их эффективное  использование. Разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

Финансовые показатели предприятия (например затраты, прибыль, ликвидность  и др.) окончательно утверждаются в  роли основного критерия эффективности  финансово-хозяйственной деятельности.

Конечная эффективность  финансовой политики в сегодняшних  условиях определяется расширением  реактивной формы управления (т.е. принятие управленческих решений как реакция  на текущие проблемы), организацией на предприятиях современных систем управления, позволяющих на базе финансово-экономического анализа объединить кредитную, ценовую, денежную, учетную, налоговую, инвестиционную и дивидендную политику.

Как уже было сказано ранее, финансы коммерческих организаций  и предприятий являются основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и  использования ВВП в стоимостном  выражении.

Информация о работе Особенности финансов коммерческих организаций