Особенности финансов коммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализации продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Оглавление

Введение
1. Денежные отношения как основа содержания финансов коммерческих организаций
1.1. Понятие и сущность финансов
1.2. Особенности формирования и использования финансов предприятия
1.3. Финансовые службы предприятий, их роль, задача в планировании финансовой деятельности
2. Организация финансов предприятия
2.1.Принципы организации финансов предприятий
2.2.Финансовые ресурсы предприятий
2.3. Понятие и сущность денежных фондов предприятия, их формирование и использование
2.4. Прибыль и рентабельность - важнейшие оценки деятельности коммерческого предприятия
3. Финансовые средства предприятий и основные направления их использования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 100.21 Кб (Скачать)

Денежные фонды предприятия  можно разбить на 4 группы:

Первая группа денежных фондов предприятия  – это фонды собственных средств. Они играют решающую роль в его  деятельности, т.к. требования  по их объему и организации достаточно однозначны.

Капитал представляет собой разницу  между активами и обязательствами  предприятия. Капиталу любого предприятия  присущи, по крайней мере, две особенности. Во-первых, он всегда выступает в  роли источника активов хозяйственной  единицы, а, следовательно, неосязаем (его  нельзя потрогать руками). Во-вторых, капитал отнюдь не является синонимом  понятия «собственные средства», в  его состав входят только те собственные  средства, которые изменяют свою форму (из денежной переходят в материальную и наоборот), а не расходуются  предприятием безвозвратно.

Уставный капитал – это сумма  вкладов первоначально инвестированных  собственниками в имущество предприятия  для обеспечения его уставной деятельности. Его размер всегда четко  определен в учредительных  документах предприятия. Уставный капитал является основой всей деятельности любого предприятия, имеет важное экономическое значение. 

Резервный капитал – это страховой  капитал предприятия, предназначенный  для возмещения убытков от хозяйственной  деятельности, а также для выплаты  доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает  прибыли. Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной  работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие  такого источника предает последним  уверенность в погашении предприятием своих обязательств.

 В отличие от резервного  понятие добавочного капитала  гражданским законодательством  не определено. Понятие добавочного  капитала раскрывается нормативными  документами по бухгалтерскому  учету. Добавочный капитал является  одним из источников собственных  средств организации. Он образуется  в процессе хозяйственной деятельности  предприятия в результате прироста  стоимости активов предприятия,  а также в результате присоединения  к активам безвозмездно полученного  имущества производственного назначения. Добавочный капитал включает  в себя капитал переоценки, эмиссионный  доход, капитал накопления. Капитал  переоценки – прирост стоимости  имущества в результате переоценок  основных средств и незавершенного  строительства организации, производимых  по решениям правительства. Эмиссионный  доход – полученные денежные  средства и имущество в сумме  повышения их величины над  стоимостью переданных акций.  Капитал накопления – прирост  активов в результате  инвестиционной  деятельности организации, профинансированной  за счет прибыли.

Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем  концентрируются:

1)Амортизационный фонд, предназначенный для простого производства основных фондов;

2)Фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства. Эта часть дохода, используемая на прирост  производственных и непроизводственных основных фондов, а также для создания страховых запасов и резервов.

3)Заемные и привлеченные источники.

Роль этого фонда очевидна. Истина в этом случае такова: предприятие  должно иметь возможность и обязано  за счет собственной прибыли и  других источников обеспечить прирост  оборотных средств и финансирование капитальных вложений. Это должно всегда учитываться предприятием при  распределении чистой прибыли и  решении вопроса о том, какая  часть ее должна быть направлена на выплату дивидендов и на развитие производства.

Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и для импортных операций. Этот фонд не имеет самостоятельного целевого значения. Он выделяется постольку, поскольку операции в валютой  имеют свои особенности. В этих целях  предприятием в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального Банка, для проведения валютных операций открываются  валютные счета.     

Вторая группа денежных фондов –  это фонды привлеченных средств. Они имеют двойственных характер. С одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой – они принадлежат  его работникам (дивиденды и фонд потребления). Подтверждает их двойственность то, что, во-первых, в балансе предприятия  они находятся в пятом разделе  пассива, то есть среди краткосрочных  обязательств, а во-вторых, при некоторых  расчетах они исключаются из обязательств предприятия.

Фонд потребления денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли  предприятия, представляющий собой  совокупность прямых и косвенных  выплат работникам предприятия независимо от их организационно-правовой формы  собственности. По профессора М.Г. Лапусты, фонд потребления предназначен для  выплаты дивидендов, для уплаты в  ряде случаев штрафов, пени, за нарушения  по вине предприятия. Начисление оплаты труда работников автор выделяет в отдельный оперативный фонд.

Третья группа денежных фондов предприятия  – это фонды заемных средств. В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обходиться без заемных средств. Многообразие фондов дает возможность использовать их в различных ситуациях. Заемные  средства в нормальных экономических  условиях способствуют повышению эффективности  производства. Заемные средства –  часть оборотных средств, полученных предприятием в порядке краткосрочного банковского кредита. Их наличие  обуславлива6ется тем, что собственные  средства покрывают лишь минимальную  потребность предприятия, необходимую  для нормального осуществления  его деятельности. Дополнительная потребность, возникающая в связи с перевыполнением  плана производства, задержкой в  отправке готовой продукции, неравномерностью хода производства или поставок сырья, носит временный характер и может  покрываться краткосрочными кредитами  банков. Кредит – ссуда в денежной или натуральной форме, предоставляемая  одним юридическим или физическим лицом – кредитору, другому лицу – заемщику.

К заемным средствам кроме кредитов относят лизинг. Лизинг – пользование  юридическим или физическим лицом  не принадлежащими ему средствами труда  вместо приобретения их в свою собственность; одна из форм кредитования товаров  длительного пользования.              

Факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право  взыскивать и зачислять на его  счет причитающиеся ему от покупателей  суммы денег (право инкассировать  дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный  капитал клиента и принимает  на себя его кредитный и валютный риски.

Оперативные денежные фонды предприятия, образующие четвертую группу денежных фондов, создаются им периодически. Эти фонды денежных средств могут  создаваться на всех предприятиях. К ним относят фонд оплаты труда, фонд для платежей в бюджет, фонд для освоения новой техники, отчислений вышестоящей организации.

 

 

2.4.Прибыль и  рентабельность - важнейшие оценки  деятельности коммерческого предприятия

 

Ориентация отечественной экономики  на рыночные отношения потребовала  пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.

Прибыль выступает как экономическая  категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Экономическое содержание прибыли  тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория  прибыль отражает совокупность отношений  субъектов хозяйствования, участвующих  в формировании и распределении  национального дохода.

Основными функциями прибыли являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

Как результативный показатель она  характеризует эффективность использования  имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов  деятельности.

Как количественный показатель прибыль  представляет собой разницу между  ценой и стоимостью товаров, между  объемом продаж. и себестоимостью (в сфере обращения  междуваловыми  доходами и издержками обращения). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для  его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

По мере развития экономической  теории определение понятия «прибыль»  постоянно уточнялось от самого простого определения - как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время ее характеризуют  с позиций двух уровней: микроэкономического  и макроэкономического. Калькуляция  прибыли по существующей методике на макро и микро уровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с  определением места прибыли в  доходе страны.

 

Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях  оно означает выгоду. Если предприятие (фирма) работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует  о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или  этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять  экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов  государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие  в виде налога на прибыль и которую  общество использует для решения  социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой прибыли предприятие  решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны  с созданием возможностей для  улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального  развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов  не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится  в пользу чьих-либо интересов, то тем  самым это приведет к ущемлению  интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в  наращивании прибыли (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в  бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию  капитала.

В отечественной экономической  теории долгое время считалось, что  единственным источником прибыли является труд. Это встречается очень редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной  перепродажи по более высокой  цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения  прибыли. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения  прибыли. В большинстве случаев  получение прибыли является результатом  реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

Прибыль сложная и неоднозначная  категория. Известный американский ученый-экономист Самуэльсон прибыль  определял как безусловный доход  от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую  категорию.

С развитием рыночных отношений  все чаще стали говорить и о  других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим  законодательством).

Все вышеназванные источники связаны  между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности (т. е. выбор такого масштаба предприятия, который позволяет обеспечить оптимальную  рентабельность) . Доказано, что в  плане прибыли крупные предприятия  не всегда самые лучшие). Прибыль  растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет  ниже нормы прибыли на вложенный  капитал; наличие задолженности, таким  образом, допустимо, даже во многих случаях  ока способствует получению прибыли (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние предприятия  боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя стратегию  добровольной задолженности, надо опасаться  низкой рентабельности, ибо она заставит предприятие прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженной платежеспособности и даже к банкротству.

Внедрение инноваций как источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более  высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления  товаров.

Продолжительность притока прибыли  от внедрения инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности, патентно-лицензионным законодательством в стране, внедрением инноваций; общей стратегией, проводимой фирмой на рынке, состоянием конкурентной среды в данной отрасли.

Бывают ситуации, когда роль предпринимателя  в возникновении прибыли или  убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной  конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для предприятий, имеющих  задолженность и получивших неиндексированные  ссуды и кредиты).

Информация о работе Особенности финансов коммерческих организаций